Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской губернии в конце XIX — начале ХХ в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 14.05.2017

Статья просмотрена: 399 раз

Библиографическое описание:

Ширковец Т. Ю. Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской губернии в конце XIX — начале ХХ в. // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 261-263. — URL https://moluch.ru/archive/153/43425/ (дата обращения: 23.02.2019).



В соответствии с Указом Екатерины II «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775 г.) в стране была проведена территориально- административная реформа, основные положения которой просуществовали до начала 1920-х гг. [9]. Реформа регламентировала распределение Российской империи на 50 губерний, поделенных, в свою очередь, на уезды. На территории уезда должно было проживать от 20 до 30 тысяч жителей. Административным центром этой территориально-административной единицы являлся уездный город.

Енисейская губерния была образована в 1822 г. В ее состав входили пять округов (с 1879 года уезды): воссозданный из частей Красноярского, Енисейского и Томского уездов Ачинский округ, Енисейский (с Туруханским краем), Канский, Красноярский и Минусинский. [8, с. 310–311] Наиболее заселенными были территории Ачинского и Канского округов, т. к. они пересекались железной дорогой, но по численности городского населения лидировал Красноярский округ.

Все уездные центры представляли собой, с одной стороны, заурядные провинциальные города, жившие особой, самобытной жизнью. С другой стороны, они являлись центрами социально-экономического и культурного развития отдаленной сибирской провинции. Внешний облик уездных городов напоминал, скорее, большие села. Богатый материал по истории уездных городов можно почерпнуть из публикаций писателя, географа, члена Русского географического общества Н. В. Латкина, участвовавшего в издании «Памятных книжек Енисейской губернии». Так, об Ачинске он пишет, что этот город, центр Ачинского уезда, имел единственное каменное здание, в котором располагалась кладовая казначейства, остальные здания были деревянными. Жители города, по словам Н. В. Латкина, «проявляли равнодушие к городским делам», что свидетельствовало о низком образовательном уровне граждан, бедности населения, пятая часть которого занималась преимущественно земледелием и сельскими промыслами. [8, с. 317]

В первой половине ХIХ в., в период так называемой «золотой лихорадки» в Сибири, наиболее преуспевающим городом в Енисейской губернии был Енисейск. Основным занятием для большей части населения стала добыча золота, которая обеспечивала купцам огромную прибыль, а рабочим — высокие заработки. В связи с этим в Енисейске стремительно росло население, развивалась торговля, осуществлялось строительство каменных зданий: училища, гостиного двора, больницы, богатых особняков. До пожара 1869 года Енисейск считался одним из красивейших уездных городов России. [7, с. 107]

Как свидетельствует анализ научной литературы, развитие золотодобывающей промышленности в крае способствовало повышению уровня образования у местных купцов и чиновников, росту престижа высшего образования. Позитивно на общественной и культурной жизни сказалось поселение в Енисейске политических ссыльных, активно занимавшихся культурно-просветительской работой среди горожан. Посильные средства в развитие культурной инфраструктуры города вносили местные меценаты. Так, на их пожертвования было выстроено представительное здание гимназии, учреждено «Общество попечения о начальном образовании», открыта метеорологическая станция, читались публичные лекции, шли концерты. [3, с. 103]

Уездный город Канск, как пишет Н. В. Латкин, напоминал скорее большое торговое село, чем город. Подавляющее число горожан занималось земледелием и содержало скот, которого в Канске было больше, чем в других уездных городах губернии и даже больше, чем в губернском городе Красноярске. [8, с. 345] Промышленность в Канске почти не развивалась, ремесленники были в основном самоучками, т. к. в городе не было ни одного ремесленного училища.

Несколько иное положение, по нашему мнению, занимал Минусинск. Он относился к так называемому городскому поселению сельского типа, в котором, как и в других уездных городах губернии, большинство жителей занималось хлебопашеством и скотоводством, переработкой продуктов сельского хозяйства и промысловой продукции. Расположенный в богатом хлебородном районе, Минусинск быстро разрастался, развивался в культурном отношении. Распространению образования минусинцев способствовало Общество попечения о начальном образовании, созданное в 1888 г. и насчитывавшее 10 почетных членов, 31 члена-попечителя и около 200 действительных членов. [4, с. 4]

Уездные города Енисейской губернии отличались друг от друга географическим положением, природно-климатическими особенностями, родом занятий местных жителей и уровнем культурного развития. В одних городах жители стремились почерпнуть новые знания, получить какое-либо образование (Енисейск, Минусинск), в других городах (Ачинск, Канск) эти процессы шли медленнее.

Новые веяния культурной жизни доходили из центральной части России до сибирской провинции очень медленно. В начале XIX в. система народного образования в Енисейской губернии, по сути, отсутствовала. На всю губернию было 2 начальных училища: одно в Енисейске, другое в Красноярске. [8, с. 281] Жители, желавшие учить детей грамоте, нанимали ссыльных переселенцев или церковных служащих, которые за год-другой обучали своих учеников чтению, письму и счету.

В историческом очерке Т. В. Зенченко отмечается, что в Енисейской губернии было мало церквей и больниц, а школы были не во всех селах. Иногда школа и церковь находились от деревни на расстоянии 40–50 верст, а больницы еще дальше. [5, с. 20]

После учреждения в 1822 году Енисейской губернии в городах стали открываться редкие начальные училища, а в 50-х годах XIX в. появились первые сельские школы. Уже в 1864 году в губернии насчитывалось 58 образовательных заведений низшего разряда, в которых обучалось 1342 ученика и 229 учениц, школ же для среднего образования не существовало. В 1882 году в 59 учебных заведениях обучалось 2152 ученика и 535 учениц, то есть количество учащихся увеличилось почти вдвое. Как свидетельствует Н. В. Латкин, на каждые 7135 жителей губернии приходилось 1 учебное заведение, один ученик на 110 мужчин и одна ученица на 343 женщины. [8, с. 281–283] «Енисейская губерния, — резюмирует Н. В. Латкин, — в учебном деле отставала от других сибирских губерний: местные школы незначительно влияли на увеличение грамотных людей и даже на увеличение образованного сословия, т. к. число учащихся в них было невелико, и количество лиц, заканчивающих курс обучения, тоже». [8, с. 285]

Поскольку в учебных заведениях катастрофически не хватало учителей, состоятельные родители старались дать своим детям домашнее обучение. Однако гувернантки, которых выписывали из столицы, обходились недешево и вскоре после приезда выходили замуж, поскольку образованная, хотя и бедная девушка или молодая вдова, была завидной невестой, а местные девушки были почти необразованные. Сельские школы не пользовались доверием населения по причине плохих преподавателей и применяемых в процессе обучения телесных наказаний, а в сельско-приходских школах обучение осуществлялось еще хуже. Частично бедственное положение с нехваткой учителей спасали политические ссыльные. Известно, что Енисейская губерния была той окраиной России, куда царское правительство высылало своих политических противников. Для ссыльных научно-исследовательская и культурно-просветительская работа стала единственной возможностью реализовать свои гражданские позиции: они учили местных детей грамоте, помогали жителям юридическими советами, лечили их от болезней, выводили новые сорта культур, оказывали материальную помощь беднякам, занимались литературным творчеством и научной деятельностью. Ряд исследователей отмечают, что авторами лучших научных трудов, написанных в Сибири, являются политические ссыльные. [6, с. 304]

Огромный вклад в культурное развитие населения уездных городов внесли местные музеи. Одним из первых в Енисейской губернии был создан местный публичный музей в Минусинске (1877 г.). Позднее по его примеру и подобию стали создаваться музеи и в других уездных городах губернии — в Енисейске (1883 г.), Ачинске (1887 г.), Канске (1912 г.). Местные музеи объединили под своей крышей представителей различных социальных групп населения: золотопромышленников, купцов, чиновников, учителей, политических ссыльных, всех тех, кто был заинтересован в изучении местного края и распространении просвещения. [2, с. 33]

Основатель Минусинского музея Н. М. Мартьянов использовал всестороннюю образованность и деловые качества ссыльных. В Уставе музея было написано, что «лица, не принадлежащие к городскому обществу, но проживающие в г. Минусинске, могут принимать участие в его деятельности». Данный аспект был важен, поскольку положение ссыльных во многих местах политической ссылки было тяжелым именно из-за невозможности для ссыльного принимать какое-либо разумное участие в местной жизни. [1, с. 27]

Благодаря Минусинскому музею и созданной при нем в 1878 г. библиотеке происходило тесное общение местной интеллигенции с рядовыми жителями Минусинска. Огромное значение музея заключалось в его культурно-просветительской деятельности, духовном воспитании населения, сохранении культурно-исторического наследия своего края.

Местные музеи являлись не только хранилищами материалов, собранных для комплексного изучения малоизученного сибирского края, но и центрами научной обработки и систематизации этих материалов. Это, в свою очередь, способствовало распространению знаний о крае и привлекало к сбору информации самых разных людей из всех слоев общества.

Таким образом, уездные города, несмотря на их тесную связь с сельскохозяйственным населением, постепенно приобретали облик городов. Несмотря на отдаленность от центра в уездных городах постепенно формировалась городская инфраструктура, развивалась система школьного образования. Огромный вклад в развитие уездных городов Енисейской губернии внесли местные публичные музеи, которые являлись центрами культурно-просветительской и научной деятельности. Необходимость создания музеев как культурно-просветительских центров, четко осознавалась образованной частью общества, немногочисленной интеллигенцией. Мощный толчок к духовной жизни сибирскому обществу дали Минусинский музей и библиотека.

Литература:

  1. Артамонова Н. Я. Краеведческий музей в культурном развитии уездного города / Н. Я. Артамонова // Мартьяновские краеведческие чтения. Сборник докладов и сообщений. Минусинск: Типография ООО «Кооператив «Журналист». — 2010. — Вып. VI. — С. 26–30.
  2. Вдовин А. С., Кузьминых С. В. Н.М. Мартьянов и частные археологические коллекции / А. С. Вдовин, С. В. Кузьминых // Мартьяновские краеведческие чтения. Сборник докладов и сообщений. Минусинск: Типография ООО «Кооператив «Журналист». — 2010. — Вып. VI. — С. 33–35.
  3. Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д. Вверх по Енисею. М.: Издательство «Искусство». — 1980. — 192 с.
  4. Город Минусинск и его музей. К стереоскопическим видам. Красноярск: Енисейская губернская типография. — 1902. — 13 с.
  5. Зенченко Т. Енисейская губерния. Издание второе исправленное. Полтава: Типография И. Фришберга, 1911. — 24 с.
  6. Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885–1886 г.). Том II (перевод с английского Богданова И. А.). Санкт-Петербург. — 1999. — 400 с.
  7. Кискидосова Т. А. Повседневная жизнь горожан Енисейской губернии во второй половине XIX-начале XX века. Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», ООО «Кооператив «Журналист». — 2012. — 312 с.
  8. Латкин Н. В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее. Очерк. Санкт-Петербург: Типография и литография В. А. Тиханова. — 1892. — 467 с.
  9. Учреждение для управления губерний Всероссийской империи. 1775 г. http://музейреформ.рф/node/13634
Основные термины (генерируются автоматически): Енисейская губерния, Енисейск, Канск, минусинск, город, Ачинск, Минусинский музей, уездный город губернии, культурно-просветительская работа, культурная жизнь.


Похожие статьи

Красноярский отдел Московского общества сельского хозяйства...

Отдел был преисполнен благими намерениями и кое-что делал, можно указать на бесплатную раздачу им семян культурных злаков и

В результате Отдел получил сведения из 39 волостей 5 уездов губернии (Красноярского, Минусинского, Енисейского, Ачинского и Канского).

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы. Автор: Занина Екатерина Олеговна.

В области научно-исследовательской работы музей оформляет научные исследования сотрудников не только в виде экспозиционных планов...

Психолого-педагогические основы физического развития личности

...различают природные психические функции и культурные психические функции, которые

Создать начальное представление у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

‒ совершенствования воспитательно-образовательной работы, основанной на программах...

Обряды рождественского цикла на территории Туруханского...

В работе рассматриваются особенности традиционных обрядов рождественского цикла.

Данная задача решается при анализе рассказов информаторов, наблюдений за бытом, а также при сопоставлении исторических сведений и фактов современной жизни.

Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской...

Библиографическое описание: Ширковец Т. Ю. Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской губернии в конце XIX — начале ХХ в. // Молодой ученый.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

Принцип системности — выработка определенной системы работы в подаче знаний о здоровье и здоровом образе жизни с учетом использования их

Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой.

Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения...

Понятие «культура» со временем изменилось с упором на литературу, искусство и философию на культуру как на общий образ жизни, но

Учитель может побуждать учащихся становиться более наблюдательными с точки зрения различных тонкостей культурного поведения.

Роль педагогических коллективов в воспитании современной...

Данный опыт использовать на Мастер-классах по воспитательной работе в учебных

Сегодня педагогу-воспитателю необходимо знать образ жизни, интересы, увлечения детей, причем

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном...

Синергетическая концепция подготовки... | Молодой ученый

2.4 Учебно-исследовательская работа студентов

Под культурнообразовательным потенциалом концепции понимается совокупность ее возможностей по

Мелехова О. П. Синергетика как общая методология современного образования в области наук о жизни.

Красноярский отдел Московского общества сельского хозяйства...

Отдел был преисполнен благими намерениями и кое-что делал, можно указать на бесплатную раздачу им семян культурных злаков и

В результате Отдел получил сведения из 39 волостей 5 уездов губернии (Красноярского, Минусинского, Енисейского, Ачинского и Канского).

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы. Автор: Занина Екатерина Олеговна.

В области научно-исследовательской работы музей оформляет научные исследования сотрудников не только в виде экспозиционных планов...

Психолого-педагогические основы физического развития личности

...различают природные психические функции и культурные психические функции, которые

Создать начальное представление у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

‒ совершенствования воспитательно-образовательной работы, основанной на программах...

Обряды рождественского цикла на территории Туруханского...

В работе рассматриваются особенности традиционных обрядов рождественского цикла.

Данная задача решается при анализе рассказов информаторов, наблюдений за бытом, а также при сопоставлении исторических сведений и фактов современной жизни.

Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской...

Библиографическое описание: Ширковец Т. Ю. Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской губернии в конце XIX — начале ХХ в. // Молодой ученый.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

Принцип системности — выработка определенной системы работы в подаче знаний о здоровье и здоровом образе жизни с учетом использования их

Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой.

Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения...

Понятие «культура» со временем изменилось с упором на литературу, искусство и философию на культуру как на общий образ жизни, но

Учитель может побуждать учащихся становиться более наблюдательными с точки зрения различных тонкостей культурного поведения.

Роль педагогических коллективов в воспитании современной...

Данный опыт использовать на Мастер-классах по воспитательной работе в учебных

Сегодня педагогу-воспитателю необходимо знать образ жизни, интересы, увлечения детей, причем

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном...

Синергетическая концепция подготовки... | Молодой ученый

2.4 Учебно-исследовательская работа студентов

Под культурнообразовательным потенциалом концепции понимается совокупность ее возможностей по

Мелехова О. П. Синергетика как общая методология современного образования в области наук о жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Красноярский отдел Московского общества сельского хозяйства...

Отдел был преисполнен благими намерениями и кое-что делал, можно указать на бесплатную раздачу им семян культурных злаков и

В результате Отдел получил сведения из 39 волостей 5 уездов губернии (Красноярского, Минусинского, Енисейского, Ачинского и Канского).

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы. Автор: Занина Екатерина Олеговна.

В области научно-исследовательской работы музей оформляет научные исследования сотрудников не только в виде экспозиционных планов...

Психолого-педагогические основы физического развития личности

...различают природные психические функции и культурные психические функции, которые

Создать начальное представление у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

‒ совершенствования воспитательно-образовательной работы, основанной на программах...

Обряды рождественского цикла на территории Туруханского...

В работе рассматриваются особенности традиционных обрядов рождественского цикла.

Данная задача решается при анализе рассказов информаторов, наблюдений за бытом, а также при сопоставлении исторических сведений и фактов современной жизни.

Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской...

Библиографическое описание: Ширковец Т. Ю. Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской губернии в конце XIX — начале ХХ в. // Молодой ученый.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

Принцип системности — выработка определенной системы работы в подаче знаний о здоровье и здоровом образе жизни с учетом использования их

Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой.

Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения...

Понятие «культура» со временем изменилось с упором на литературу, искусство и философию на культуру как на общий образ жизни, но

Учитель может побуждать учащихся становиться более наблюдательными с точки зрения различных тонкостей культурного поведения.

Роль педагогических коллективов в воспитании современной...

Данный опыт использовать на Мастер-классах по воспитательной работе в учебных

Сегодня педагогу-воспитателю необходимо знать образ жизни, интересы, увлечения детей, причем

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном...

Синергетическая концепция подготовки... | Молодой ученый

2.4 Учебно-исследовательская работа студентов

Под культурнообразовательным потенциалом концепции понимается совокупность ее возможностей по

Мелехова О. П. Синергетика как общая методология современного образования в области наук о жизни.

Красноярский отдел Московского общества сельского хозяйства...

Отдел был преисполнен благими намерениями и кое-что делал, можно указать на бесплатную раздачу им семян культурных злаков и

В результате Отдел получил сведения из 39 волостей 5 уездов губернии (Красноярского, Минусинского, Енисейского, Ачинского и Канского).

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы. Автор: Занина Екатерина Олеговна.

В области научно-исследовательской работы музей оформляет научные исследования сотрудников не только в виде экспозиционных планов...

Психолого-педагогические основы физического развития личности

...различают природные психические функции и культурные психические функции, которые

Создать начальное представление у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

‒ совершенствования воспитательно-образовательной работы, основанной на программах...

Обряды рождественского цикла на территории Туруханского...

В работе рассматриваются особенности традиционных обрядов рождественского цикла.

Данная задача решается при анализе рассказов информаторов, наблюдений за бытом, а также при сопоставлении исторических сведений и фактов современной жизни.

Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской...

Библиографическое описание: Ширковец Т. Ю. Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской губернии в конце XIX — начале ХХ в. // Молодой ученый.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

Принцип системности — выработка определенной системы работы в подаче знаний о здоровье и здоровом образе жизни с учетом использования их

Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой.

Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения...

Понятие «культура» со временем изменилось с упором на литературу, искусство и философию на культуру как на общий образ жизни, но

Учитель может побуждать учащихся становиться более наблюдательными с точки зрения различных тонкостей культурного поведения.

Роль педагогических коллективов в воспитании современной...

Данный опыт использовать на Мастер-классах по воспитательной работе в учебных

Сегодня педагогу-воспитателю необходимо знать образ жизни, интересы, увлечения детей, причем

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном...

Синергетическая концепция подготовки... | Молодой ученый

2.4 Учебно-исследовательская работа студентов

Под культурнообразовательным потенциалом концепции понимается совокупность ее возможностей по

Мелехова О. П. Синергетика как общая методология современного образования в области наук о жизни.

Задать вопрос