Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Нагайцева З. А. Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 313-315. — URL https://moluch.ru/archive/153/43424/ (дата обращения: 20.09.2018).



На обобщающем этапе экспериментальной работы были поставлены задачи:

  1. Проанализировать результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.
  2. Сравнить степень сформированности духовно-нравственных компонентов духовно-нравственной сферы личности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.
  3. Оценить эффективность мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Формирующий этап эксперимента носил естественный характер, т. е. протекал в естественных условиях функционирования начальной ступени общеобразовательного учреждения.

В экспериментальную группу для проведения формирующего эксперимента из выборки вошло 24 младших школьников. Из них с высоким уровнем нравственного развития 6 человек; со средним уровнем 6 человек; с ниже средним уровнем 6 человек; с низким уровнем нравственного развития 6 человек. Контрольную группу составили 20 детей, отобранных по идентичным признакам из общего числа испытуемых, не охваченных формирующим экспериментом.

На формирующем этапе был апробирован комплекс мероприятий по духовно-нравственному развитию младшего школьника, направленный на развитие основных компонентов духовно-нравственной сферы.

Определение уровня развития духовно-нравственной сферы осуществлялась на основе основополагающих компонентов, по тем же методикам. По результатам осуществлялось сравнение с показателями срезов, которые проводились на констатирующем и формирующем этапах, в результате чего представилось возможным увидеть динамику развития уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников [1]. Результаты диагностирования младших школьников показали, что в экспериментальных и контрольных классах произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. таблицу 1).

Таблица 1

Сравнительные результаты развития компонентов духовно-нравственной сферы личности младшего школьника на констатирующем иформирующем этапах

Уровень сформированности духовно-нравственной сферы личности младшего школьника (n=60чел.)

КОМПОНЕНТЫ духовно-нравственной сферы личности младшего школьника:

Потребностно-мотивационный компонент

интеллектуально-волевой компонент

эмоционально-волевой компонент

коммуникативный компонент

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

1 уровень

58,5 %

18 %

45 %

22 %

62 %

26 %

48 %

17 %

2 уровень

34,5 %

37 %

46 %

45 %

25 %

52 %

42 %

44 %

3 уровень

7 %

31 %

7 %

22 %

10 %

14 %

5 %

24 %

4 уровень

0 %

14 %

2 %

8 %

3 %

8 %

5 %

15 %

5 уровень

0 %

0 %

0 %

3 %

0 %

0 %

0 %

0 %

Результаты диагностирования младших школьников показали, что количество учащихся экспериментальных классов, обладающих высоким уровнем сформированности компонентов духовно-нравственной сферы личности младших школьников, выросло: потребностно-мотивационный компонент с 18 % до 58,5 % (+40,5 %); интеллектуально-волевой компонент с 22 % до 45 % (23 %); эмоционально-волевой компонент с 26 % до 62 % (36 %); коммуникативный компонент с 17 % до 48 % (31 %). Уменьшилась доля младших школьников с низким уровнем: потребностно-мотивационный компонент с 14 % до 0; интеллектуально-волевой компонент с 8 % до 2 %; эмоционально-волевой компонент с 8 % до 2 %; коммуникативный компонент с 15 % до 5 %. Показательно, что наибольшую динамику мы наблюдаем по компонентам наиболее значимым для определения уровня активности духовно-нравственного потенциала: потребностно-мотивационный и интеллектуально-волевой компоненты.

Как показал анализ материалов исследования, уровень сформированности духовно-нравственной сферы личности младших школьников в экспериментальных и контрольных классах к концу экспериментальной работы вырос, но темп формирования духовно-нравственной воспитанности школьников в контрольных классах ниже по сравнению с экспериментальными классами. Наибольший сдвиг в развитии уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности удалось обеспечить в тех экспериментальных классах, в которых наиболее полно и последовательно были реализованы педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников по программам во внеучебной деятельности.

Изменения в духовно-нравственном развитии проявлялись в том, что младшие школьники продемонстрировали:

− доминирование нравственных потребностей и мотивов;

− наличие осознанной системы этических знаний;

− устойчивых нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества;

− самостоятельное нравственно-мотивированное поведение;

− постоянная положительная устремлённость в поведении и деятельности;

− осознание не только социальной, но и личностной значимости нравственных правил и норм; положительное отношение к ним (выполнение всех педагогических требований);

− устойчивое привычное поведение;

− активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам; «хочу» и «надо» совершенствоваться;

− нравственный выбор полностью соответствует этическим нормам: поступок нравственный.

Выявленные педагогические условия обеспечивают позитивное духовно-нравственное развитие личности младшего школьника:

− активное включение младшего школьника в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей;

− формирование представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка младшего школьного возраста;

− внедрение методики духовно-нравственного развития личности младшего школьника, ориентированной на развитие следующих компонентов духовно-нравственной сферы младшего школьника: потребностно-мотивационного, направленного на формирование доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и самостоятельное нравственно-мотивированное поведение поведения личности младшего школьника; интеллектуально-волевогокомпонента на понимание нравственных норм или правил поведения (что я о себе знаю), характеризующийся устойчивой мотивацией ученика к усвоению (его «хочу» и «надо» «иметь») этических знаний, а также наличием нравственных убеждений; эмоционально-волевого компонента, предусматривающий развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком, коммуникативного, составными частями которого являются нравственные умения, навыки и привычки, а также волевые свойства, и означает то, как младший школьник усвоил правила и использует их в своём поведении. [2, 3, 4]

Эти компоненты обеспечивают эффективное духовно-нравственное развитие личности младшего школьника в образовательном учреждении.

Духовно-нравственная сфера является интегральным образованием, состоящим из 4-компонентов (потребностно-мотивационного, интеллектуально-волевого, эмоционально-волевого, коммуникативного) и потребностно-средовой атмосферы, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. [2, 5, 6, 7, 8]

Внутри компонентов духовно-нравственной сферы личности младшего школьника возникают прочные связи: исключение составляет эмоционально-волевой компонент. Рассмотрение становления отдельныхкомпонентов духовно-нравственной сферы показало, что наиболее сформированным в младшем школьном возрасте является нравственное поведение и слабо сформированным-нравственное сознание, что подтверждается данными исследования.

Формирующий эксперимент показал, что в результате использования комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников дети осваивают этические понятия, транслируют и закрепляют позитивный духовно-нравственный опыт. Это приводит как к повышению общего уровня духовно-нравственного развития младших школьников, так и их нравственного сознания, нравственных потребностей, мотивов; нравственных убеждений, взглядов; нравственных эмоций, привычек; нравственных умений, знаний и навыков.

Литература:

  1. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. — М.: Школа-Пресс, 1996. — 272 с.
  2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  3. Выготский Л. С. Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2007, с. 78.
  4. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008. — 384 с.
  5. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) / В. П. Зинченко. — М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
  6. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И. С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1980. – 183 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2006.-713с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  8. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: учеб.-метод. Пособие / В. Т. Чепиков. — Гродно, 2001. – 189 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, духовно-нравственная сфера личности, школьник, эмоционально-волевой компонент, духовно-нравственная сфера, уровень, интеллектуально-волевой компонент, духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственная воспитанность.


Похожие статьи

К формированию эмоционально-нравственного фонда...

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника.

Духовная культура младшего школьника как педагогический феномен.

Сущностные характеристики духовно-нравственного...

Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса; управление; средства, формы, методы и технологии воспитания.

Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание...

3) духовнонравственные переживания; 4) духовнонравственноволевые устремления; 5) духовнонравственный выбор целей и средств

Критериями, определяющими нравственную и духовную воспитанность можно считать этические знания (понимание того...

Формирование нравственных качеств учащихся...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Духовно-нравственное воспитание - бесспорно важнейшая опора любого общества.

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников — это процесс содействия становлению положительной личности, осваивающей базовые национальные ценности, это формирование нравственных чувств (совести, ответственности, долга, патриотизма)...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников.

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка.

Нравственное воспитание младших школьников...

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

К формированию эмоционально-нравственного фонда...

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника.

Духовная культура младшего школьника как педагогический феномен.

Сущностные характеристики духовно-нравственного...

Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса; управление; средства, формы, методы и технологии воспитания.

Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание...

3) духовнонравственные переживания; 4) духовнонравственноволевые устремления; 5) духовнонравственный выбор целей и средств

Критериями, определяющими нравственную и духовную воспитанность можно считать этические знания (понимание того...

Формирование нравственных качеств учащихся...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Духовно-нравственное воспитание - бесспорно важнейшая опора любого общества.

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников — это процесс содействия становлению положительной личности, осваивающей базовые национальные ценности, это формирование нравственных чувств (совести, ответственности, долга, патриотизма)...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников.

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка.

Нравственное воспитание младших школьников...

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К формированию эмоционально-нравственного фонда...

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника.

Духовная культура младшего школьника как педагогический феномен.

Сущностные характеристики духовно-нравственного...

Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса; управление; средства, формы, методы и технологии воспитания.

Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание...

3) духовнонравственные переживания; 4) духовнонравственноволевые устремления; 5) духовнонравственный выбор целей и средств

Критериями, определяющими нравственную и духовную воспитанность можно считать этические знания (понимание того...

Формирование нравственных качеств учащихся...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Духовно-нравственное воспитание - бесспорно важнейшая опора любого общества.

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников — это процесс содействия становлению положительной личности, осваивающей базовые национальные ценности, это формирование нравственных чувств (совести, ответственности, долга, патриотизма)...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников.

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка.

Нравственное воспитание младших школьников...

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

К формированию эмоционально-нравственного фонда...

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника.

Духовная культура младшего школьника как педагогический феномен.

Сущностные характеристики духовно-нравственного...

Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса; управление; средства, формы, методы и технологии воспитания.

Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание...

3) духовнонравственные переживания; 4) духовнонравственноволевые устремления; 5) духовнонравственный выбор целей и средств

Критериями, определяющими нравственную и духовную воспитанность можно считать этические знания (понимание того...

Формирование нравственных качеств учащихся...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Духовно-нравственное воспитание - бесспорно важнейшая опора любого общества.

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников — это процесс содействия становлению положительной личности, осваивающей базовые национальные ценности, это формирование нравственных чувств (совести, ответственности, долга, патриотизма)...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников.

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка.

Нравственное воспитание младших школьников...

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Задать вопрос