Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 14.05.2017

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Куршина О. С. Понятие и особенности перформансной коммуникации // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 352-354. — URL https://moluch.ru/archive/153/43404/ (дата обращения: 21.04.2018).



Современная эпоха характеризуется качественными переменами социальной жизни общества, к которым относятся динамизм и глобализация. Не в последнюю очередь эти процессы влияют и на систему связей с общественностью, порождая новые формы взаимодействия, одной из которых есть перформансная коммуникация.

Актуальность темы исследования обуславливается следующими факторами:

– недостаточная разработанность данной темы в литературе, освещающей вопросы технологий и инструментов связей с общественностью;

– высокая распространенность перформансной коммуникации как специфической формы коммуникации и как инструмента public relations;

Предмет исследования — перформансная коммуникация как отдельная форма коммуникации в контексте связей с общественностью.

Объект исследования — сами перформансы, т. е., коллективные или индивидуальные творческие акты, для которых характерна театральность и активное вовлечение зрителей.

Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на научные разработки и эмпирически наблюдаемые особенности перформанса, изучить данный вид коммуникации как специфический тип инструмента public relations.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую задачу: определить понятие и особенность перформансной коммуникации.

В переводе с английского «перформанс» означает представление, спектакль, работу на публику. Исторически областью зарождения перформанса были священные ритуалы и дворцовые церемонии [4]. Впервые слово было использовано музыкантом Дж. Кейджем в 1952 году по отношению к одному из своих концертов. Свои истоки перформанс также берет из авангардной живописи, где на первое место ставилось преодоление физического пространства картины, а выход за рамки становился основной тенденцией.

Чаще всего перформансная коммуникация основывается на определенных ритуалах, и в обязательном порядке имеет символистическое выражение коммуникативного сообщения. Ритуалы являются важной составляющей жизни любого общества. В рамках связей с общественностью ритуалы проявляют себя в форме, к примеру, презентаций.

Ричард Шехнер дает определение перформансу как деятельности, которую проводит индивидуум или группа индивидуумов в присутствии и для другого индивидуума или группы. Однако, данная дефиниция не совсем корректна, поскольку под нее попадают и театральные представления, и официальные церемонии, например, бракосочетания.

С точки зрение связей с общественностью было бы рационально добавить к данному определению целевую направленность действия — произвести определенное впечатление на целевую аудиторию, донести информацию до реципиента.

Перформанс, по словам Г. Почепцова, «располагает свое сообщение в пространстве» [2].

Ключевыми элементами перформансной коммуникации являются:

– вербальная составляющая (текст);

– визуальная часть (цвета, формы, одежда и внешний вид участников и пр);

– эмблемы;

– слоганы;

– ритуальные действия;

– художественная часть.

Привлечение всех этих элементов является важным для осуществления данного вида коммуникации [3]. Под ее влиянием происходят не только культурные, но и политические мероприятия.

Еще одной спецификой данного вида коммуникаций является театральность, т.е, все ее составляющие элементы являются спланированными и не имеют случайного характера.

В системе PR-деятельности перформансная коммуникация чаще всего используется в event-проектах. Важным является то, что перформансная коммуникация проявляется именно в специальных ивент-мероприятиях, то есть таких, которые требуют тщательной подготовки и привлечения специалистов.

Мероприятия с элементами перформансной коммуникации ориентированы на эмоциональное восприятие целевой аудиторией, они помогают глубже раскрыть сущность бренда, подвигнуть совершить покупку или заказать услугу, а также стать информационным поводом, создать лояльность аудитории, сформировать благоприятный имидж компании, способствовать продвижению как организации, так и ее продукции.

По мнению Г. Почепцова, максимальной эффективности коммуникации можно достичь путем использования всех ее видов, отдавая доминирующую роль тому, сущность которого определяет коммуникационное сообщение. Перформансная коммуникация является доминирующей в таком мероприятии как, к примеру, презентация, поскольку при этом вполне уместно усилить эффект воздействия на целевую аудиторию художественными средствами и аудио-визуальными компонентами.

Кандидат социологический наук Коркия Э. Д. противопоставляет перформативность репрезентативности. Символы в перформансе — это то, что демонстрируют зрителю (тела, краски, движения, звуковое сопровождение), в репрезентативном же использовании символам соответствуют определенные предметы, отношения и пр. в реальном мире. При реалистичном использовании символов связь с реалиями, которые они репрезентируют, весьма очевидна. В перформативном использовании символов искать то, что они обозначают, не имеет смысла, так как они обозначают сами себя, являются автономными.

О символах, используемых в перформансе, нельзя сказать, что они вовсе не имеют денотата. Они являются представителями самих себя и, следовательно, сами являются своими денотатами [1].

В перформансной коммуникации формируется темпоральная идентичность человека, в то время как при формальной коммуникации она остается неизменной (по сути, оставаясь ригидной структурой, продолжительной и устойчивой). В событиях же перформансной коммуникации человек сначала деиндивидуализируется.

Обязательным элементом перформанса также является аудитория. Ричарт Шехнер предлагает классификацию аудитории, где главным критерием классификации выступает степень вовлеченности зрителей в ситуацию и ее случайный характер: интегрированная/случайная аудитория. Типы аудиторий приведены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация аудитории по Р.Шехнеру

Интегрально-эстетическая

Приглашенная на церемонию аудитория из тех, «кто знает»

Интегрально-ритуальна

Аудитория на свадьбах, похоронах, инаугурации, подписании договоров

Случайно-эстетическая

Аудитория из тех, кто заинтересован в публично рекламируемой коммерческой продукции

Случайно-ритуальная

Туристы, наблюдающие церемонию, зрители представления в театре и пр.

Случайная аудитория состоит из людей, которые, индивидуально или коллективно идут, к примеру, в театр — представления публично рекламируются и открыты для всех. На открытиях коммерческого характера посещение критиков и приглашенных гостей представляет скорее интегрированную, чем случайную аудиторию. Интегрированной аудиторией можно назвать ту, которая приходит или в силу необходимости, или эти события являются значимыми для них. Интегрированной аудиторией можно назвать родственников жениха и невесты на свадьбе, высоких должностных лиц при процедуре инаугурации.

От успешного применения отделами связей с общественностью разных видов коммуникаций, в том числе, и перформансной, зависит успех функционирования как государственных, так и частных структур, таким образом, данный вид коммуникации служит для реализации целей public relations.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что перформанс — это предварительно отрепетированное действие, которое демонстрирует одна группа людей перед другой в форме театрального действа. Перформансы делают коммуникацию четкой, сигналы понятными, лишают их двусмысленности и сдерживают агрессивные действия (если они не являются их целью). При этом центральным звеном перформанса является третье лицо — зритель.

Перформансы — массовые процессы и массовая стратегия обмена информацией в обществе. Важной составляющей перформанса является реакция аудитории, без которой воспроизведение действия не имеет смысла.

Литература:

  1. Коркия Э. Д. Перформансная коммуникация в контексте социальных процессов эпохи постмодерна: диссертация. — Москва, 2005. — 148 с
  2. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. — М.: Рефл-бук, 2006. — 656 с.
  3. Савруцкая Е. П., Кузнецова Е. И., Суханов А. И. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. — Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2002. — 207 с.
  4. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с.
Основные термины (генерируются автоматически): перформансной коммуникации, перформансная коммуникация, элементами перформансной коммуникации, public relations, вид коммуникации, инструмента public relations, особенности перформансной коммуникации, распространенность перформансной коммуникации, особенность перформансной коммуникации, Перформансная коммуникация, специфической формы коммуникации, отдельная форма коммуникации, максимальной эффективности коммуникации, Интегрированной аудиторией, целевую аудиторию, вида коммуникации, теория социальной коммуникации, Теория коммуникации, PR-деятельности перформансная коммуникация, формальной коммуникации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос