Коррекция произношения при сигматизме у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 14.05.2017

Статья просмотрена: 3858 раз

Библиографическое описание:

Шиленко, Г. К. Коррекция произношения при сигматизме у детей дошкольного возраста / Г. К. Шиленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43375/ (дата обращения: 20.04.2024).



Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом. Замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом. Разделяют виды парасигматизма: межзубный, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой (свистящие и шипящие звуки произносятся при положении корня языка к мягкому нёбу, которое опускается и образуется проход для выдыхаемого воздуха через нос — получается звук с гнусавым оттенком).

Чаще всего у детей дошкольного возраста встречается призубный сигматизм, при котором кончик язычка упирается в края верхних и нижних резцов (танки — санки, дайка — зайка, туба — шуба). На занятии по коррекции произношения используются игры по развитию фонематического слуха «Слушай и говори», «Песенка язычка», артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»:

Язычок — язычок покажись, не ленись,

Расслабляйся спинка кя-кя-кя,

Серединка тя-тя-тя,

Кончик пя-пя-пя.

А потом спокойно вниз, а зубами задержись.

Язык «чашечкой» сложи, так немного подержи.

В барабан язык играет: т-т-т,

Всех ребяток забавляет д-д-д.

Дети охотно выполняют дыхательную гимнастику, на выработку воздушной струи и речевого дыхания. «Подуй на цветок», «Подуй на бабочку» и упражнения со звуками «Кошка» ф_ф_ф, «Ветерок» в_в_в.

Для исправления губно-зубного сигматизма (при постановке звука с) предлагаем ребёнку медленно произносить звук т_т_т и язычок останется внизу для звука с.

Для восстановления звука ш (при замене на с садик — шадик, санки — шаки) проводится различение артикуляции (при звуке ш язычок вверху, а при с — внизу), игры «Тёплый ветерок» — Ш, «Холодный ветерок» — С.

При нарушении фонематического слуха дети допускают различные ошибки в произношении и получается вот так:

Cкороговорка «Сова»

Для развития фонематического слуха проводятся игры: «Назови правильное слово» (айбом, альбом, анбом), «Подбери слово похожее по звучанию» (пар — бар, каша — ветка, суп — дуб).

Для коррекции бокового сигматизма используются следующие упражнения:

  1. Упражнения для мышц лица, губ (песенка п-п-п, б-б-б);
  2. Упражнения для распластывание языка (блинчик пя-пя-пя);
  3. Упражнения для закрепления боковых краёв (ей-ей);
  4. Упражнение «Твёрдая атака» А, Э, У, И, АЭ, ЭА, АИ, АЭИ;
  5. Выработка воздушной струи посередине;
  6. Начинать произношение со слогами, словами со стечением согласных

(сты — хвосты. ста — стадо, сто — стойка, сту — ступа);

  1. Массаж:

а) лёгкая вибрация в подчелюстной зоне;

б) массаж мягкого нёба;

в) круговые движения под козелком по часовой и против часовой стрелки (5 раз).

Для автоматизации звуков и развития связной речи предлагается детям сказка «Капризная принцесса» (по известному произведению Г. Х. Андерсена), которую я переложила в стихотворную форму.

Сказка «Капризная принцесса».

Однажды в дождливый, хмурый день,

Принцесса вышла погулять,

И зонтик большой не забыла взять.

Дождик по крышам барабанил: па-па-па …

По трубам вода стекала ла-ла-ла …

Вода в лужи зеркальные превращалась,

Небо голубое в них отражалось.

Девушка шла и думала:

— Только бы не промокнуть.

— А потом, где же я буду сохнуть?

— Неприлично принцессе быть в сырости.

Попросила она небо:

— Небушко, будь в милости.

И вдруг вырос перед ней прекрасный дворец.

А во дворце жил красивый принц-молодец.

Но девушка об этом и не мечтала.

Она стояла у ворот,

И еле дышала!

Хозяева гостью вежливо принимают.

И в зал великолепный приглашают.

Бедняжка, промокла до нитки.

Но скоро ночь…

Нужно же ей помочь.

Королева: «Вот вам подушка и простое покрывало».

Не хочет девчонка простушкою быть,

А хочет привычной принцессою слыть.

Хозяева говорят:

— Проведем испытание:

На принцессу признание;

Король: «Вот вам пушистые перины

И горошинка под ними.

Принцесса: (проснувшись)

— Ой, как плохо я спала!

Видно, мне что-то мешало!

Горошинка:

— Незаметна и мала,

А любовь и жизнь спасла!

Принц с принцессой поженились,

У них дети появились.

Живут они в наших сердцах и сейчас,

И счастьем своим радуют нас.

Конец

C:\Users\Durkgame\Desktop\princessa-na-goroshine-raskraski-22.jpg

Рис. 1. Горошина в музее

Литература:

  1. Филичева Т. Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов пед.институтов. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  2. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): звук, фонематический слух, мягкое небо, принцесса, ребенок, упражнение.


Похожие статьи

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка. Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки родного языка.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного...

Таким образом, фонематический слух — это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие

А соединение упражнений на развитие фонематического слуха и ходьбы поможет сделать занятие более продуктивным.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены.

7. Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением (словесным сопровождением).

Система работы по дифференциации звуков при...

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999. В. В. Коноваленко, С. В

Развитие навыков пересказа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь...»

– В 6–7 лет ребёнок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в...

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Произнося звук П, дети разжимают пальцы, имитируя лопающие пузыри.

«Ель». И.п.: как в предыдущих упражнениях. Произнося е, дети быстро поднимают руки вверх, делают движение на гласный [и], затем мягко роняют кисти рук к плечам в

– улучшается фонематический слух

Использование дидактических игр для развития фонематического...

Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка. Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки родного языка.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного...

Таким образом, фонематический слух — это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие

А соединение упражнений на развитие фонематического слуха и ходьбы поможет сделать занятие более продуктивным.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены.

7. Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением (словесным сопровождением).

Система работы по дифференциации звуков при...

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999. В. В. Коноваленко, С. В

Развитие навыков пересказа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь...»

– В 6–7 лет ребёнок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в...

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Произнося звук П, дети разжимают пальцы, имитируя лопающие пузыри.

«Ель». И.п.: как в предыдущих упражнениях. Произнося е, дети быстро поднимают руки вверх, делают движение на гласный [и], затем мягко роняют кисти рук к плечам в

– улучшается фонематический слух

Использование дидактических игр для развития фонематического...

Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Похожие статьи

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка. Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки родного языка.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного...

Таким образом, фонематический слух — это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие

А соединение упражнений на развитие фонематического слуха и ходьбы поможет сделать занятие более продуктивным.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены.

7. Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением (словесным сопровождением).

Система работы по дифференциации звуков при...

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999. В. В. Коноваленко, С. В

Развитие навыков пересказа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь...»

– В 6–7 лет ребёнок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в...

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Произнося звук П, дети разжимают пальцы, имитируя лопающие пузыри.

«Ель». И.п.: как в предыдущих упражнениях. Произнося е, дети быстро поднимают руки вверх, делают движение на гласный [и], затем мягко роняют кисти рук к плечам в

– улучшается фонематический слух

Использование дидактических игр для развития фонематического...

Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка. Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки родного языка.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного...

Таким образом, фонематический слух — это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие

А соединение упражнений на развитие фонематического слуха и ходьбы поможет сделать занятие более продуктивным.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены.

7. Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением (словесным сопровождением).

Система работы по дифференциации звуков при...

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999. В. В. Коноваленко, С. В

Развитие навыков пересказа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь...»

– В 6–7 лет ребёнок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в...

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Произнося звук П, дети разжимают пальцы, имитируя лопающие пузыри.

«Ель». И.п.: как в предыдущих упражнениях. Произнося е, дети быстро поднимают руки вверх, делают движение на гласный [и], затем мягко роняют кисти рук к плечам в

– улучшается фонематический слух

Использование дидактических игр для развития фонематического...

Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Задать вопрос