Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 13.05.2017

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Киселева С. Д. Влияние характеристик личности на музыкальные предпочтения // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 276-279. — URL https://moluch.ru/archive/153/43353/ (дата обращения: 21.04.2018).



Большое количество факторов влияют на выбор музыкального произведения, его жанра, альбома и т. п. Сильное влияние на музыкальные предпочтения также оказывают личность человека и его характеристики, психотип [1]. Современное представление о музыкальных предпочтениях связывает их с проявлениями явных психологических характеристик человека, возможно в совокупности с конкретными окружающими условиями, потребностями или ограничениями. Люди выбирают музыку, которая усиливает и отражает их личность, отношения и эмоции [2]. Левитин установил, что личностные характеристики влияют на музыкальные предпочтения человека предсказуемым образом [1].

Рентфроум и Гослинг в работе 2003 года [3] вывели подобную характеристику, разработав собственную четырехфакторную модель классификации музыкальных предпочтений, которая затем была спроецирована на личности и характеристики психотипов. Полученная модель стала наиболее популярной. В своей работе они разработали, подтвердили и проверили собственную меру оценки музыкальных предпочтений на основе жанров и вывели соответствие этих предпочтений к характеристикам личности, заданных в рамках Большой пятерки [4].

Рентфроум и Гослинг разработали свою 14-мерную шкалу для оценки музыкальных произведений — STOMP (Short Test Of Music Preferences — короткий тест на музыкальные предпочтения). Для 14 оцененных ранее участниками жанров с помощью факторного и подтверждающего факторного анализа были получены 4 общие диспозиции для классификации музыкальных жанров:

− Рефлексивный и Сложный (блюз, джаз, классическая музыка, фольклор);

− Интенсивный и Бунтующий (рок, альтернатива, тяжелый металл);

− Бодрый и Традиционный (кантри, поп-музыка, религиозная музыка, саундтреки);

− Энергичный и Ритмичный (танцевальная музыка, электроника, реп, хип-хоп, фанк) [3].

Тест проводился на студентах старшего курса, среди которых были женщины (40.5 %) и мужчины (59.5 %) [3]. Национальности также охватывали различные этнические группы: афроамериканцы, азиаты, испанцы, белые люди и другие. Тест проводился дважды с промежутком в 3 недели для подтверждения стабильности полученных результатов.

Таблица 1

Корреляции диспозиций музыкальных предпочтений ихарактеристик психотипов по Большой пятерке [3]. S2, S3— результаты двух подходов свременным промежутком, жирным шрифтом выделены значительные корреляции

Критерии большой пятерки

Рефлексивный иСложный

Интенсивный иБунтующий

Бодрый иТрадиционный

Энергичный иРитмичный

T1

T2

T1

T2

T1

T2

T1

T2

Экстраверсия

.01

-.02

.00

.08

.24

.15

.22

.19

Доброжелательность

.01

0.3

-.04

.01

.23

.24

.08

.09

Добросовестность

-.02

-.06

-.04

-.03

.15

.18

.00

-.03

Невротизм

.08

.04

-.01

-.01

-.07

-.04

.01

-.01

Открытость опыту

.44

.41

.18

.15

-.14

-.08

.03

.04

Работа [3] Гослинга и Рентроума считается основополагающей. Опровержение результатов, полученных Гослингом и Рентроумом в [3], были заявлены только одним автором — Дунном в 2011 году [7]. Основной недостаток заключался в том, что Гослинг и Рентроум опирались только на жанры при классификации музыкальных предпочтений, в том время, как существенное влияние оказывают также гендерная принадлежность испытуемых, их возрастная категория, отношения между людьми и прочие.

Дунн в [7] в качестве испытуемых брал людей, средним возрастом 36,5 лет аналогично различных национальностей, которые также прошли STOMP тест, определенный Гослингом и Рентроумом. В результате своей работы Дунн представил альтернативную 4-факторную модель [7].

Таблица 2

Дунн [7]— корреляции между характеристиками психотипов участников иих музыкальными предпочтениями; Н— невротизм, Э— экстраверсия, O— открытость опыту, ДЖ— доброжелательность, ДС— добросовестность; жирным шрифтом выделены значительные корреляции; S— оценка на основе STOMP теста; T— временные оценки

Музыкальные диспозиции

Жанр

Н

Э

О

ДЖ

ДС

S

T

S

T

S

T

S

T

S

T

Акустическая основа

Блюз

-.13

-.15

.05

.06

-.04

-.06

.09

.06

-.03

.00

Акустическая основа

Классика

.20

.18

-.08

-.04

.15

.14

.02

.02

-.09

-.24

Акустическая основа

Фольклор

.06

.26

-.03

-.18

.10

.11

.20

.05

.00

-.05

Басовая основа

Джаз

.08

.11

.04

-.15

.27

.18

-.05

.01

-.19

-.15

Тяжелый рок

Альтернатива

.11

-.06

.05

.03

.18

.06

-.04

.11

-.09

.03

Тяжелый рок

Тяжелый метал

-.04

-.02

.10

.03

-.04

.02

-.18

-.11

.05

.09

Тяжелый рок

Рок

-.04

-.15

.02

.11

.20

.02

.07

-.09

.06

.08

Акустическая основа

Кантри

.05

.14

.01

.10

-.16

.00

.13

.15

-.10

.09

Легкий рок

Поп-музыка

-.16

-.13

.20

.03

.02

-.10

.23

.09

.13

.16

Акустическая основа

Религиозная музыка

.11

-.06

-.01

.17

.01

.05

.04

.09

-.13

.04

Легкий рок

Саундтреки

.15

.04

.10

-.14

-.04

.09

.01

.18

.07

.05

Басовая основа

Танцевальная музыка

-.15

.03

.22

-.07

.02

-.11

.06

.05

.09

.02

Басовая основа

Рэп/хип-хоп

-.18

-.07

.21

.05

.04

-.04

.00

-.07

.14

.00

Басовая основа

Соул/фанк

.05

.02

.03

-.03

.13

-.17

.00

-.03

-.05

-.11

Первая попытка связать характеристики, полученные непосредственно из аудио данных, с психотипами, а не жанровая оценка, как это было сделано в большинстве работ, была впервые сделана Дунном в 2009 году [8]. Дунн методом главных компонент выделил 9 измерений для описания музыкальных предпочтений. По каждому из 9 измерений были выявлены корреляции с характеристиками личности по Большой пятерке. Связь между 9 измерениями и характеристиками, полученными из аудио данных, как-то: спектрально-временные, тональные характеристики, ритм, ударные — были получены методом дискриминантного анализа, который позволяет определять какие из переменных разделяют возникшие наборы данных. Но точное описание результатов в работе [8] не приводится, так как все исследования проводились в рамках компании Philips Research и являются конфиденциальной информацией.

Делсинг в исследовании [5] впервые упоминает о том, что нельзя утверждать, что музыкальные предпочтения стабильны, то есть они могут изменяться со временем, хотя Гослинг и Рентроум в [3] проводили повторные эксперименты с интервалом в 3 недели, чтобы учитывать факт стабильности музыкальных предпочтений, но такого временного интервала может быть недостаточно для подтверждения стабильности на более длительный период. Делсинг в [5] проводит эксперимент над представителями зрелого возраста — немецкими гражданами, утверждая, что именно взрослые люди являются наиболее показательными с точки зрения предпочтений, так как это время пика жизнедеятельности людей. В качестве основы для проводимых исследований и экспериментов Делсинг взял работу Гослинга и Рентроума [3]. Делсинг выделяет 4 фактора: рок (тяжелый метал, панк, готический, рок), элитный (джаз, классическая музыка, религиозная музыка), урбанистический (хип-хоп, рэп, соул), поп/танцевальная (транс, музыкальные чарты).

Таблица 3

Корреляции между 4 факторами ихарактеристиками личности по Большой пятерке; T1, T2, T3, T4— результаты, полученные за промежутки времени синтервалом вгод;Н— невротизм, Э— экстраверсия, O— открытость опыту, ДЖ— доброжелательность, ДС— добросовестность; жирным шрифтом выделены значительные корреляции, Делсинг [5]

Рок

Элитный

Урбанистический

Поп/танцевальный

T1

T2

T3

T4

T1

T2

T3

T4

T1

T2

T3

T4

T1

T2

T3

T4

Э

-.00

-.03

-.11

-.17

.01

.03

-.05

-.03

.11

.10

.10

.16

.14

.12

.15

.14

ДЖ

.03

.02

-.01

-.01

.13

.16

.13

.18

.06

.06

.08

.10

.09

.08

.09

.11

ДС

-.09

-.10

-.17

-.15

.05

.08

.06

.07

-.02

-.04

.07

.07

-.01

-.02

.09

.05

Н

-.00

.03

-.05

-.04

-.07

-.09

-.09

-.12

.03

.01

-.02

-.02

.05

.01

.00

-.04

О

.15

.17

.18

.22

.17

.22

.20

.28

.03

.00

-.01

-.01

.04

-.00

-.03

-.04

При этом Делсинг в [5] подтверждает относительную стабильность музыкальных предпочтений с течением времени, проведя эксперименты в разное время с интервалом в 1, 2 и 3 года.

Звайгенхафт в [6] исследовал гендерное влияние на музыкальные предпочтения. Например, он показал, что женщины предпочитают поп-музыку и панк-музыку больше, чем мужчины.

Таблица 4

Сравнительный таблица коэффициентов корреляций между музыкальными характеристиками: Р&С— рефлексивный исложный, И&Б— интенсивный ибунтующий, Б&Т— бодрый итрадиционный, Э&Р— энергичный иритмичный— ихарактеристиками Большой Пятерки, 1— Делсинг [5], 2— Гослинг иРентроум [3], 3— Звайгенхафт [6]; жирным шрифтом выделены значительные корреляции

Открытость опыту

Добросовестность

Экстраверсия

Доброжелательность

Невротизм

мин

макс

мин

макс

мин

макс

мин

макс

мин

макс

Р&С

1

.17

.28

.05

.08

.01

-.05

.13

.18

.07

.12

2

.41

.44

-.02

-.06

.01

-.02

.01

.03

-.04

-.08

3

.35

-.01

.00

.09

-.18

И&Б

1

.15

.22

-.09

-.17

.00

-.17

-.01

.03

.00

.05

2

.15

.18

-.03

-.04

.00

.08

.01

-.04

.01

.01

3

.15

-.10

.04

-.03

-.11

Б&Т

1

-.00

.04

-.01

.09

.12

.15

.08

.11

.00

-.05

2

-.08

-.14

.15

.18

.15

.24

.23

.24

.04

.07

3

-.36

.23

.09

.13

.09

Э&Р

1

.00

.03

-.02

.07

.10

.16

.06

.10

.00

-.03

2

.03

.04

.00

-.03

.19

.22

.08

.09

-.01

.01

3

.32

-.12

.22

-.07

.02

Заключение.

Таким образом, были рассмотрены факторы, описывающие психологическое восприятие слушателем музыкальных композиций.

В ходе исследования взаимосвязи психотипов и жанров музыкальных произведений был проведен сравнительный анализ коэффициентов корреляций между музыкальными характеристиками и жанрами, полученными несколькими исследователями в данной области. Результаты, полученные в разных работах, отличаются в некоторых позициях, но тем не менее имеются и совпадающие результаты, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях в области извлечения информации из музыкальных данных.

Литература:

1. Levitin D. J. (2006). This is your brain on music: The science of a human obsession. New York: Dutton/Penguin.

2. Buss D. M. (1987). Selection, evocation, and manipulation. Journal of Personality and Social Psychology, 53, 1214–1221. doi:10.1037/0022- 3514.53.6.1214.

3. Rentfrow P. J. & Gosling S. D. (2003). The do re mi’s of everyday life: The structure and personality correlates of music preferences. Journal of Personality and Social Psychology, 84(6), 1236–1256.

4. Costa P. T. & McCrae R. R. (1992). NEO PI-R professional manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources.

5. Delsing M. J., Ter Bogt T. F. M., Engels R. C., & Meeus W. H. (2008). Adolescents’ music preferences and personality characteristics. European Journal of Personality, 22, 109–130.

6. Zweigenhaft R. L. (2008). A do re mi encore. A closer look at the personality correlates of music preferences

7. Dunn P. G., de Ruyter B. & Bouwhuis D. G. (2011). Toward a better understanding of the relation between music preference, listening behavior, and personality. Psychology of Music. Advance online publication. doi 10.1177/0305735610388897.

8. Dunn P. G. (2009). Music preferences based on audio features and its relation to personality. In Proceedings of the 7th Triennial Conference of European Society for the Cognitive Sciences of Music (ESCOM 2009) Jyväskylä, Finland (pp. 83–92).

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальных предпочтений, музыкальные предпочтения, значительные корреляции, journal of personality, жирным шрифтом, классификации музыкальных предпочтений, and personality, personality correlates of, personality and social, and social psychology, Большой пятерке, O— открытость опыту, оценки музыкальных предпочтений, музыкальных предпочтений ихарактеристик, do re mi, стабильности музыкальных предпочтений, музыкальных произведений, описания музыкальных предпочтений, стабильность музыкальных предпочтений, музыкальными характеристиками.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос