Анализ конкурентоспособных преимуществ ДФО с позиции иностранного инвестора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Лузьянин Е. П., Лузьянин И. П. Анализ конкурентоспособных преимуществ ДФО с позиции иностранного инвестора // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 135-139. — URL https://moluch.ru/archive/153/43265/ (дата обращения: 21.09.2018).



Статья посвящена анализу факторов изменений инвестиционного климата РФ, влияющих на конкурентоспособность ДФО для иностранных инвесторов. В исследовании были затронуты такие аспекты, как: государственная стратегия развития региона, структура иностранных инвестиций. Для анализа были взяты статистические данные и результаты исследований компании «EY».

Ключевые слова: международные инвестиции, региональная интеграция, конкурентоспособность, стратегия регионального развития

The article is devoted to the changes in national FDI regulations around Russia and Far East region in the direction of making the investment climate less welcoming. The research includes such aspects of the state strategy as development territories, structure of foreign investment.

Keywords: international investment, integration territories, competitiveness, strategy of territory development

Конкурентоспособность региона определяется характеристиками инвестиционной привлекательности государства, которые в России находятся на высоком уровне благодаря емкости потребительского рынка, роста доходов населения, численности среднего класса, богатству природных ресурсов, развитию рынка труда квалифицированных специалистов. Для иностранного инвестора определяющими факторами являются следующие: стабильность законодательства, налоговая нагрузка, защита прав собственности, независимость судебных органов, развитость опорной инфраструктуры.

Тенденциями современного развития экономики РФ являются: улучшение условий ведения бизнеса, изменения государственной экономической политики после вступления в ВТО, создание инновационного центра «Сколково» и Международного финансового центра, повышение прозрачности бизнес-среды, мероприятия по деофшоризации экономики, инициативы на Дальнем Востоке. Кроме того, создание территорий опережающего развития (ТОР) в первые три года после утверждения для них регламентов, предполагает размещение ТОРов исключительно в ДФО, что определяет конкурентные преимущества региона перед другими субъектами России.

За период 2011–2015 гг. доля иностранных инвестиций в собственность на территории РФ сохранила свои позиции (рисунок 1), при этом показатели 2012 г. определяются результативностью государственных усилий в проведении саммита АТЭС в г. Владивосток.

Рис. 1. Иностранные инвестиции в основной капитал компаний РФ, %

Составлено автором по [4]

По темпам роста реализации инвестиционных проектов Россия в 2015г. вышла на первое место среди стран Европы. Если с 2006 г. ежегодно в среднем в России реализовывалось до 120 проектов, то в 2010 и 2015 гг. среализован 201 проект в год, а крупнейшими иностранными инвесторами в России остаются инвесторы из стран Западной Европы [1]. Наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывает промышленная отрасль, на втором месте — финансовые услуги и услуги для бизнеса (таблица 1).

Таблица 1

Количество реализованных инвестиционных проектов сучастием иностранного капитала по отраслям хозяйственной деятельности

Отрасль

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Сельское хозяйство

0

3

0

0

2

Строительство

0

3

3

1

4

Энергетика

1

0

0

1

0

Финансовые услуги и услуги для бизнеса

23

27

12

15

15

Производство

90

81

84

95

171

Оздоровительные услуги

2

2

0

0

0

Розничная торговля и гостиничный бизнес

5

0

5

4

1

Транспорт и коммуникации

7

12

10

9

8

Источник [1]

Развитие промышленности влияет на конкурентоспособность государства на мировом рынке, способствует углублению региональной интеграции. Стремление к выработке стратегии прорыва и поступательного развития России в условиях изменения архитектуры мировой экономики определило приоритеты ДФО для выполнения задач по интеграции России на Евразийском пространстве.

Современное состояние экономики ДФО определяется не только неравномерностью уровня развития, но и составом отраслевого развития экономики, географическими особенностями: близость к международным транспортным узлам, состояние опорной инфраструктуры, условия для отраслевого развития, трудовые ресурсы. Развитие региона, составляющего 40 % от территории страны, потребовали от государства принятия управленческих мер по организации стимулирующих мероприятий развития инвестиционной деятельности в регионе.

Несмотря на негативные последствия мирового финансового кризиса и введенных санкций против России странами Запада, в 6 из 9 регионов ДФО наблюдается рост инвестиций в основной капитал (таблица 2). Лидирующие позиции среди субъектов занимает Сахалинская область благодаря потенциалу нефтегазовой отрасли.

Таблица 2

Инвестиции восновной капитал организаций сучастием иностранного капитала по субъектам ДФО (в фактически действовавших ценах, млн. руб.)

Субъект ДФО

2013г.

2014г.

2015г.

Республика Саха (Якутия)

42 770,3

44 403,9

33 148,8

Камчатский край

1 796,5

356,3

904,8

Приморский край

11 991,1

16 507,1

17 477,7

Хабаровский край

25 568,6

36 812,6

26 117,7

Амурская область

18 205,0

11 501,2

2 091,6

Магаданская область

1 932,4

3 005,2

6 497,1

Сахалинская область

65 400,3

69 099,4

110 143,4

ЕАО

1 797,6

2 150,2

2 798,0

ЧАО

7 284,5

4 073,9

2 650,6

Итого

176 746,3

187 909,8

201 829,7

Источник [4]

Поступление иностранных инвестиций неравномерно распределено по субъектам ДФО, что определяется существующим ресурсным и производственным потенциалом (рисунок 2).

Рис. 2. Распределение инвестиций по субъектам ДФО за 2013–2015 гг.: 1 — Республика Саха (Якутия), 2 — Камчатский край, 3 — Приморский край, 4 — Хабаровский край, 5 — Амурская область, 6 — Магаданская область, 7 — Сахалинская область, 8 — ЕАО, 9 — ЧАО

Составлено автором по [4]

Исходя из существующих социально-экономических проблем региона, повышение инвестиционной привлекательности будет достигнуто решением государственной властью основных задач:

‒ развитие инфраструктуры в регионах ДФО, прежде всего, ориентированной на развитие реального сектора экономики;

‒ снижение затрат, связанных с организацией и функционированием бизнеса;

‒ создание налоговых и прочих льгот для инвесторов;

‒ структурные изменения в региональной экономике с целью повышения ее инновационности [5, с. 48].

В проводимой государственной политике существует возможность оценить нераскрытый потенциал регионального управления. После определения Дальнего Востока как приоритетного направления в развитии национальной экономики, в 2012 г. был задуман проект создания госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока, схема управления которого делала акцент на селективной составляющей региональной политики федерального центра в отношении выбранных регионов [6, с. 40]. Проект не был реализован по причине сложности контроля инвестиционных программ, ответственность за который было возложено на Министерство регионального развития, а также со стороны Министерства финансов, которое аргументировало свою позицию уже работающей программой «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [3].

21 мая 2012 г. было создано Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, которое находится в г. Москва, г. Хабаровск и г. Владивосток. Министерство осуществляет функции учредителя в отношении следующих организаций:

‒ АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке»;

‒ АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта»;

‒ АО «Корпорация развития Дальнего Востока».

В качестве подведомственных федеральных государственных учреждений и предприятий являются:

‒ ФАУ «Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка», г. Хабаровск;

‒ ФКУ «Объект 5066», п. Балабаново, Калужская область,

‒ ФГУП «Информационно-вычислительный центр «Инфосервис», г. Москва.

30 апреля 2015 г. было принято постановлением Правительства РФ об определения управляющей компании АО «Корпорация развития Дальнего Востока», которая должна осуществлять функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах РФ, входящих в состав ДФО. Задачами корпорации являются формирование благоприятных финансовых и административных условий для прихода и развития бизнеса, формирование площадок ТОР и в их рамках СПВ высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики [2]. Проект был реализован после реструктуризации прежней системы регионального управления и создания отдельного ведомства. Создание четкой структуры управления стало одним из позитивных факторов для привлечения иностранных инвесторов.

В настоящее время в отношении развития ДФО принято 20 федеральных законов, 23 акта Правительства РФ и 25 приказов Минвостокразвития РФ, 24 документа в отношении развития Свободного порта Владивосток, также в разработке находятся 32 нормативно-правовых документа.

Несмотря на то, что создание ТОР на территории ДФО вызывает интерес у иностранных инвесторов, большинство проектов имеют не экспортную направленность, приоритетную в стратегическом понимании развития региона, а направлены на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. До сих пор существует мнение о риске неопределенности аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Также вызывают сомнения применение налоговых льгот, возможности дотаций субъектов в связи с возможным недополучением налоговых поступлений, а также возникает вопрос о полномочиях региональных властей в координировании деятельности организаций в рамках ТОР.

Существующие тенденции развития региона определяют перспективы осуществления проекта по развитию Дальнего Востока, начало которому было положено принятия государственных мер в относительно благоприятных условиях инвестиционной активности. Несмотря на внешнеполитические факторы, в которых существует российская экономика, ДФО имеет преимущества соседства с государствами, имеющими в своей стратегии развития региональную интеграционную политику, и ресурсы Дальнего Востока могут способствовать ускорению экономической интеграции региональных экономик.

Литература:

  1. Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы. АналитическийотчетEY. 2015 г.URL: http://www.ey.com/ru/ru/ EY-european-attractiveness-survey-russia.pdf (датаобращения 16.03.2017).
  2. Корпорация развития Дальнего Востока URL:http://erdc.ru/ (дата обращения 18.03.2017).
  3. Минфин против госкорпорации Сибири и Дальнего востока URL:http://www.finmarket.ru/main/article/2900761 (дата обращения 18.03.2017).
  4. Российский статистический ежегодник. 2016. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения 17.03.2017).
  5. Самойленко П. Ю. Проблемы интеграции России в АТР в контексте имиджевой и инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 4 (73). С. 47–54.
  6. Сосина И. А. Основные тенденции государственной региональной политики в Дальневосточном федеральном округе // Власть. 2015. № 4. С. 38–44.
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, Россия, Владивосток, Сахалинская область, Амурская область, Приморский край, Магаданская область, Камчатский край, иностранный капитал, Хабаровский край.


Похожие статьи

Современное состояние и направления улучшения...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский край, Якутия, Чукотский АО, амурская область.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Наибольший вклад в объемы внешней торговли вносят: Сахалинская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край. Доли территорий представлены в таблице 1.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

ДВФО включает в себя 9 субъектов федерации: Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ.

ТОСЭРы как рычаг регулирования экономических проблем...

– Наибольшая доля востребованного национального богатства в ДВФО приходится на республику Саха (Якутия), на втором месте Сахалинская область, далее — Приморский край, Магаданская область, Хабаровский край, Амурская область...

Рынок труда и занятость на российском Дальнем Востоке

Приморский край. 6,4. Сахалинская область.

Магаданская область. 3,8. Хабаровский край. 3,8.

Чукотский АО, Магаданская область, Хабаровский край и Камчатский край стали регионами с самой низкой безработицей на всем Дальнем Востоке.

Отток населения как одна из главных экономических проблем...

− в Приморском крае на 0,22 % (-4346 чел.), − в Сахалинской области на 0,2 % (-972 чел.)

А когда снизится отток населения, начнет усиленно развиваться Дальний Восток и Россия в целом.

Инновации, как движущая сила ДВФО | Статья в журнале...

дальний Восток, РФ, инновационная деятельность, Амурская область, Хабаровский край, Приморский край, Камчатский край, инновационная активность, Еврейская автономная область, Якутия.

Современное состояние и направления улучшения...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский край, Якутия, Чукотский АО, амурская область.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Наибольший вклад в объемы внешней торговли вносят: Сахалинская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край. Доли территорий представлены в таблице 1.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

ДВФО включает в себя 9 субъектов федерации: Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ.

ТОСЭРы как рычаг регулирования экономических проблем...

– Наибольшая доля востребованного национального богатства в ДВФО приходится на республику Саха (Якутия), на втором месте Сахалинская область, далее — Приморский край, Магаданская область, Хабаровский край, Амурская область...

Рынок труда и занятость на российском Дальнем Востоке

Приморский край. 6,4. Сахалинская область.

Магаданская область. 3,8. Хабаровский край. 3,8.

Чукотский АО, Магаданская область, Хабаровский край и Камчатский край стали регионами с самой низкой безработицей на всем Дальнем Востоке.

Отток населения как одна из главных экономических проблем...

− в Приморском крае на 0,22 % (-4346 чел.), − в Сахалинской области на 0,2 % (-972 чел.)

А когда снизится отток населения, начнет усиленно развиваться Дальний Восток и Россия в целом.

Инновации, как движущая сила ДВФО | Статья в журнале...

дальний Восток, РФ, инновационная деятельность, Амурская область, Хабаровский край, Приморский край, Камчатский край, инновационная активность, Еврейская автономная область, Якутия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современное состояние и направления улучшения...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский край, Якутия, Чукотский АО, амурская область.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Наибольший вклад в объемы внешней торговли вносят: Сахалинская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край. Доли территорий представлены в таблице 1.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

ДВФО включает в себя 9 субъектов федерации: Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ.

ТОСЭРы как рычаг регулирования экономических проблем...

– Наибольшая доля востребованного национального богатства в ДВФО приходится на республику Саха (Якутия), на втором месте Сахалинская область, далее — Приморский край, Магаданская область, Хабаровский край, Амурская область...

Рынок труда и занятость на российском Дальнем Востоке

Приморский край. 6,4. Сахалинская область.

Магаданская область. 3,8. Хабаровский край. 3,8.

Чукотский АО, Магаданская область, Хабаровский край и Камчатский край стали регионами с самой низкой безработицей на всем Дальнем Востоке.

Отток населения как одна из главных экономических проблем...

− в Приморском крае на 0,22 % (-4346 чел.), − в Сахалинской области на 0,2 % (-972 чел.)

А когда снизится отток населения, начнет усиленно развиваться Дальний Восток и Россия в целом.

Инновации, как движущая сила ДВФО | Статья в журнале...

дальний Восток, РФ, инновационная деятельность, Амурская область, Хабаровский край, Приморский край, Камчатский край, инновационная активность, Еврейская автономная область, Якутия.

Современное состояние и направления улучшения...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский край, Якутия, Чукотский АО, амурская область.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Наибольший вклад в объемы внешней торговли вносят: Сахалинская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край. Доли территорий представлены в таблице 1.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

ДВФО включает в себя 9 субъектов федерации: Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ.

ТОСЭРы как рычаг регулирования экономических проблем...

– Наибольшая доля востребованного национального богатства в ДВФО приходится на республику Саха (Якутия), на втором месте Сахалинская область, далее — Приморский край, Магаданская область, Хабаровский край, Амурская область...

Рынок труда и занятость на российском Дальнем Востоке

Приморский край. 6,4. Сахалинская область.

Магаданская область. 3,8. Хабаровский край. 3,8.

Чукотский АО, Магаданская область, Хабаровский край и Камчатский край стали регионами с самой низкой безработицей на всем Дальнем Востоке.

Отток населения как одна из главных экономических проблем...

− в Приморском крае на 0,22 % (-4346 чел.), − в Сахалинской области на 0,2 % (-972 чел.)

А когда снизится отток населения, начнет усиленно развиваться Дальний Восток и Россия в целом.

Инновации, как движущая сила ДВФО | Статья в журнале...

дальний Восток, РФ, инновационная деятельность, Амурская область, Хабаровский край, Приморский край, Камчатский край, инновационная активность, Еврейская автономная область, Якутия.

Задать вопрос