Как развивать учебно-познавательные навыки (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) через принцип дифференциации — проблемное обучение? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Оспанова М. К. Как развивать учебно-познавательные навыки (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) через принцип дифференциации — проблемное обучение? // Молодой ученый. — 2017. — №18.1. — С. 56-57. — URL https://moluch.ru/archive/152/43292/ (дата обращения: 20.09.2018).


  1. Почему я решила заняться исследованием?

В условиях обновления школьного образования, изменения его целей, задач, программ, методики на первом плане у учителя- развитие всесторонне развитой личности, способной свободно конкурировать в соответствии со всеми мировыми стандартами, что подразумевает развитие у учеников интеллекта через развитие учебно-познавательных навыков: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т. д.

Основной показатель качества знаний учащихся школы является внешний экзамен — внешнее суммативное оценивание достижений учащихся. По результатам которого по математике 5 % имеют оценку высшего уровня (А* и А). Одной из основных причин низких результатов является невысокий уровень владения математическими приемами и методами решения задач, использование нерациональных методов решения задач, вследствие чего затрачено много времени и допущены ошибки. По аналитическому отчету по итогам внешнего суммативного оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах ученик (высокий уровень знаний) должен демонстрировать глубокое знание и понимание предмета, быть компетентным в использовании математических приемов, изучаемых в учебной программе, способным применять данные приемы в знакомых и незнакомых контекстах. В решении задач нового формата ученик должен использовать наиболее эффективный метод решения, уметь определять правильность своего решения в контексте конкретной задачи [1]. Устранить данную проблему можно только при очень качественном выборе подхода в обучении и развитии конкретных навыков у учащихся. Один из таких аспектов, как дифференцированный подход в обучении, помогает учитывать склонности, интересы и способности учеников для улучшения качества обучения и получения высоких результатов. Концепция дифференцированного обучения подразумевает применение одного из его принципов или в совокупности нескольких принципов и их чередованием — ускорение, усложнение, углубление, принципа креативности, проблемное обучение. «Развитие учебно-познавательных навыков через принцип дифференциации — проблемное обучение» на уроках математики и стало моей целью исследования.

  1. Как начиналась работа?

Для дальнейших действий нужно было определиться с планом работы по исследованию. Разобраться с этим вопросом помогло прохождение курса «Actionresearch» в рамках проекта «Эффективный урок», консультации с коучем. Тем самым, я определила класс, определила учеников, литературу, техники для моего исследования.

  1. План исследования

Цель исследования — развитие учебно-познавательных навыков (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т. д.) через принцип дифференциации — проблемное обучение. Задачи исследования: сформировать типы задач по математике для 9 класса на принцип проблемного обучения; определить формирующиеся навыки по типу задач; подобрать соответствующие техники; проанализировать полученные данные (тестирование учащихся). В план исследования вошло ежедневное наблюдение учеников через урок. Тем самым каждый урок строился по теме моего исследования, что должно было в результате положительно повлиять на конечный итог. Первостепенным действием было изучение результатов мониторинга и внутреннего суммативного оценивания, что явилось стартовым результатом. Второе — изучение компонентов проблемного обучения и их влияния на развитие учебно-познавательных навыков на любом этапе урока.

  1. Пути решения проблемы

Изучив виды деятельности по проблемному обучению, распределила техники проблемного обучения таким образом: самостоятельная исследовательская деятельность (научный проект, мини-проект, реферат, доклад); частично-поисковая деятельность (практическая работа, эксперимент, задачи на доказательство); проблемное изложение содержательной учебной информации через постановку вопросов (лекция, теоретическая игра, практическое занятие); проблемный семинар (круглый стол, дебаты), решение проблемных задач (мозговой штурм, задачи и теоремы на доказательство, решение практических задач), что позволило облегчить подбор заданий к каждой технике.

Системное применение данных техник позволило сделать вывод, что на урок математики очень хорошо применимо решение проблемных задач и частично-поисковая деятельность, в особенности на уроках геометрии. Ежедневная практика в результате показала положительную динамику результатов при проведении второго мониторинга и внутреннего суммативного оценивания. У ученика А качество знаний по мониторингу повысилось на 5 %, у ученика В на 8 %, у ученика С 13 %; внутреннее суммативное оценивание у ученика А повысилось на 1 балл, у ученика В на 6 баллов, у ученика С на 4 балла. Также ученики прошли тест «Определение уровня интеллекта» по Г.Гарднеру, который показал свыше 80 % уровня логико-математического интеллекта у ученика С, 100 % — у учеников В и С.

  1. Результаты

В результате исследования пришла к тому, что на любом этапе урока есть возможность развивать учебно-познавательные навыки посредством проблемного обучения, которое помогает улучшить качество знаний учащихся, их мотивацию к обучению и познанию нового. Типы проблемного обучения позволяют определить техники и активные методы обучения, тем самым, конструируется весь процесс исследования, который базируется на постановке проблемы, обнаружении противоречий, выдвижении гипотез, возникновении идей по решению проблемного вопроса, поиске и проверке гипотез, обоснования решения, проверке системности. Лучшего результата в исследовании можно добиться через научный проект, исследовательскую работу на уроке, решение практических задач, задач на доказательство, которые формируют не только интеллектуальные, но и творческие способности. Системное поэтапное внедрение в урок проблемного обучения формирует учебно-познавательные навыки, улучшая усвоение математических знаний, умений и навыков.

  1. Что не получилось?

Изучив все аспекты проблемного обучения, так и не удалось внедрить все виды деятельности в процессе исследования. С одной стороны — временные рамки, с другой стороны — специфика предмета не позволили внедрить все техники проблемного обучения. Возникла необходимость определить только один вид деятельности по проблемному обучению.

  1. Дальнейшие действия

Так как основной окончательный показатель результата в исследовании — внешнее суммативное оценивание по окончании 10 класса, поэтому полученная положительная динамика — не конечный итог, а промежуточный. И свое исследование я решила сфокусировать на применении решении проблемных задач практического характера, которое позволит улучшить развитие учебно-познавательных навыков на уроках математики.

Литература:

  1. Аналитический отчет по итогам внешнего суммативного оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах в 2015–2016 учебном году, 10 класс, Астана, 2016г, стр 18.
  2. Методика профессионального обучения, Скибицкий Э. Г., Толстова И. Э., Шефель В. Г., Новосибирск: НГАУ,2008, стр166.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, ученик С, навык, ученик В, урок математики, вид деятельности, тип задач, принцип дифференциации, конечный итог, этап урока.


Похожие статьи

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких

Таким образом, технология проблемного обучения на уроках математики — это способ

Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником...

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Индивидуализация и дифференциация обучения, включает в себя: создание атмосферы взаимоуважения в отношениях учитель-ученик, ученик-учитель, научность, ориентация обучения на свободу ребёнка и его самоопределение, психологический комфорт на уроке...

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся

Дифференцированный подход в обучении математики.

Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида.

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Типология уроков с использованием технологии проблемного обучения. №. Тип урока.

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.

Итог урока. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов...

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

На четвертом этапе — подведение итогов. Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда учащиеся на наглядном примере видят цель, задачи и результат деятельности и соотносят их с собственным уровнем интеллекта.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность.

Типы уроков по ФГОС НОО. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию

Этап 7. Рефлексия (подведение итогов урока).

Интегрированный урок математики с применением игровых...

– Технология дифференцированного обучения.

Все это в конечном итоге способствует решению основной задачи стоящей перед современным учителем — воспитание активно мыслящей

Похожие статьи. О применении игровых технологий на уроке математики.

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

Дифференцированное обучение должно просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах.

От обучения, ориентированного на «среднего» ученика, страдают и учащиеся с менее развитыми способностями.

Современные технологии коррекционного обучения на уроках...

Технология уровневой дифференциации. Дифференцированное обучение — это форма организации учебного процесса

Основные термины (генерируются автоматически): задание, коррекционная школа, урок математики, ученик, учебный процесс, учащийся, технология...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких

Таким образом, технология проблемного обучения на уроках математики — это способ

Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником...

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Индивидуализация и дифференциация обучения, включает в себя: создание атмосферы взаимоуважения в отношениях учитель-ученик, ученик-учитель, научность, ориентация обучения на свободу ребёнка и его самоопределение, психологический комфорт на уроке...

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся

Дифференцированный подход в обучении математики.

Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида.

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Типология уроков с использованием технологии проблемного обучения. №. Тип урока.

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.

Итог урока. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов...

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

На четвертом этапе — подведение итогов. Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда учащиеся на наглядном примере видят цель, задачи и результат деятельности и соотносят их с собственным уровнем интеллекта.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность.

Типы уроков по ФГОС НОО. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию

Этап 7. Рефлексия (подведение итогов урока).

Интегрированный урок математики с применением игровых...

– Технология дифференцированного обучения.

Все это в конечном итоге способствует решению основной задачи стоящей перед современным учителем — воспитание активно мыслящей

Похожие статьи. О применении игровых технологий на уроке математики.

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

Дифференцированное обучение должно просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах.

От обучения, ориентированного на «среднего» ученика, страдают и учащиеся с менее развитыми способностями.

Современные технологии коррекционного обучения на уроках...

Технология уровневой дифференциации. Дифференцированное обучение — это форма организации учебного процесса

Основные термины (генерируются автоматически): задание, коррекционная школа, урок математики, ученик, учебный процесс, учащийся, технология...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких

Таким образом, технология проблемного обучения на уроках математики — это способ

Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником...

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Индивидуализация и дифференциация обучения, включает в себя: создание атмосферы взаимоуважения в отношениях учитель-ученик, ученик-учитель, научность, ориентация обучения на свободу ребёнка и его самоопределение, психологический комфорт на уроке...

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся

Дифференцированный подход в обучении математики.

Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида.

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Типология уроков с использованием технологии проблемного обучения. №. Тип урока.

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.

Итог урока. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов...

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

На четвертом этапе — подведение итогов. Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда учащиеся на наглядном примере видят цель, задачи и результат деятельности и соотносят их с собственным уровнем интеллекта.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность.

Типы уроков по ФГОС НОО. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию

Этап 7. Рефлексия (подведение итогов урока).

Интегрированный урок математики с применением игровых...

– Технология дифференцированного обучения.

Все это в конечном итоге способствует решению основной задачи стоящей перед современным учителем — воспитание активно мыслящей

Похожие статьи. О применении игровых технологий на уроке математики.

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

Дифференцированное обучение должно просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах.

От обучения, ориентированного на «среднего» ученика, страдают и учащиеся с менее развитыми способностями.

Современные технологии коррекционного обучения на уроках...

Технология уровневой дифференциации. Дифференцированное обучение — это форма организации учебного процесса

Основные термины (генерируются автоматически): задание, коррекционная школа, урок математики, ученик, учебный процесс, учащийся, технология...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких

Таким образом, технология проблемного обучения на уроках математики — это способ

Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником...

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Индивидуализация и дифференциация обучения, включает в себя: создание атмосферы взаимоуважения в отношениях учитель-ученик, ученик-учитель, научность, ориентация обучения на свободу ребёнка и его самоопределение, психологический комфорт на уроке...

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся

Дифференцированный подход в обучении математики.

Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида.

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Типология уроков с использованием технологии проблемного обучения. №. Тип урока.

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.

Итог урока. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов...

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

На четвертом этапе — подведение итогов. Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда учащиеся на наглядном примере видят цель, задачи и результат деятельности и соотносят их с собственным уровнем интеллекта.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность.

Типы уроков по ФГОС НОО. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию

Этап 7. Рефлексия (подведение итогов урока).

Интегрированный урок математики с применением игровых...

– Технология дифференцированного обучения.

Все это в конечном итоге способствует решению основной задачи стоящей перед современным учителем — воспитание активно мыслящей

Похожие статьи. О применении игровых технологий на уроке математики.

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

Дифференцированное обучение должно просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах.

От обучения, ориентированного на «среднего» ученика, страдают и учащиеся с менее развитыми способностями.

Современные технологии коррекционного обучения на уроках...

Технология уровневой дифференциации. Дифференцированное обучение — это форма организации учебного процесса

Основные термины (генерируются автоматически): задание, коррекционная школа, урок математики, ученик, учебный процесс, учащийся, технология...

Задать вопрос