Библиографическое описание:

Оспанова М. К. Как развивать учебно-познавательные навыки (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) через принцип дифференциации — проблемное обучение? // Молодой ученый. — 2017. — №18.1. — С. 56-57. — URL https://moluch.ru/archive/152/43292/ (дата обращения: 27.04.2018).


  1. Почему я решила заняться исследованием?

В условиях обновления школьного образования, изменения его целей, задач, программ, методики на первом плане у учителя- развитие всесторонне развитой личности, способной свободно конкурировать в соответствии со всеми мировыми стандартами, что подразумевает развитие у учеников интеллекта через развитие учебно-познавательных навыков: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т. д.

Основной показатель качества знаний учащихся школы является внешний экзамен — внешнее суммативное оценивание достижений учащихся. По результатам которого по математике 5 % имеют оценку высшего уровня (А* и А). Одной из основных причин низких результатов является невысокий уровень владения математическими приемами и методами решения задач, использование нерациональных методов решения задач, вследствие чего затрачено много времени и допущены ошибки. По аналитическому отчету по итогам внешнего суммативного оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах ученик (высокий уровень знаний) должен демонстрировать глубокое знание и понимание предмета, быть компетентным в использовании математических приемов, изучаемых в учебной программе, способным применять данные приемы в знакомых и незнакомых контекстах. В решении задач нового формата ученик должен использовать наиболее эффективный метод решения, уметь определять правильность своего решения в контексте конкретной задачи [1]. Устранить данную проблему можно только при очень качественном выборе подхода в обучении и развитии конкретных навыков у учащихся. Один из таких аспектов, как дифференцированный подход в обучении, помогает учитывать склонности, интересы и способности учеников для улучшения качества обучения и получения высоких результатов. Концепция дифференцированного обучения подразумевает применение одного из его принципов или в совокупности нескольких принципов и их чередованием — ускорение, усложнение, углубление, принципа креативности, проблемное обучение. «Развитие учебно-познавательных навыков через принцип дифференциации — проблемное обучение» на уроках математики и стало моей целью исследования.

  1. Как начиналась работа?

Для дальнейших действий нужно было определиться с планом работы по исследованию. Разобраться с этим вопросом помогло прохождение курса «Actionresearch» в рамках проекта «Эффективный урок», консультации с коучем. Тем самым, я определила класс, определила учеников, литературу, техники для моего исследования.

  1. План исследования

Цель исследования — развитие учебно-познавательных навыков (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т. д.) через принцип дифференциации — проблемное обучение. Задачи исследования: сформировать типы задач по математике для 9 класса на принцип проблемного обучения; определить формирующиеся навыки по типу задач; подобрать соответствующие техники; проанализировать полученные данные (тестирование учащихся). В план исследования вошло ежедневное наблюдение учеников через урок. Тем самым каждый урок строился по теме моего исследования, что должно было в результате положительно повлиять на конечный итог. Первостепенным действием было изучение результатов мониторинга и внутреннего суммативного оценивания, что явилось стартовым результатом. Второе — изучение компонентов проблемного обучения и их влияния на развитие учебно-познавательных навыков на любом этапе урока.

  1. Пути решения проблемы

Изучив виды деятельности по проблемному обучению, распределила техники проблемного обучения таким образом: самостоятельная исследовательская деятельность (научный проект, мини-проект, реферат, доклад); частично-поисковая деятельность (практическая работа, эксперимент, задачи на доказательство); проблемное изложение содержательной учебной информации через постановку вопросов (лекция, теоретическая игра, практическое занятие); проблемный семинар (круглый стол, дебаты), решение проблемных задач (мозговой штурм, задачи и теоремы на доказательство, решение практических задач), что позволило облегчить подбор заданий к каждой технике.

Системное применение данных техник позволило сделать вывод, что на урок математики очень хорошо применимо решение проблемных задач и частично-поисковая деятельность, в особенности на уроках геометрии. Ежедневная практика в результате показала положительную динамику результатов при проведении второго мониторинга и внутреннего суммативного оценивания. У ученика А качество знаний по мониторингу повысилось на 5 %, у ученика В на 8 %, у ученика С 13 %; внутреннее суммативное оценивание у ученика А повысилось на 1 балл, у ученика В на 6 баллов, у ученика С на 4 балла. Также ученики прошли тест «Определение уровня интеллекта» по Г.Гарднеру, который показал свыше 80 % уровня логико-математического интеллекта у ученика С, 100 % — у учеников В и С.

  1. Результаты

В результате исследования пришла к тому, что на любом этапе урока есть возможность развивать учебно-познавательные навыки посредством проблемного обучения, которое помогает улучшить качество знаний учащихся, их мотивацию к обучению и познанию нового. Типы проблемного обучения позволяют определить техники и активные методы обучения, тем самым, конструируется весь процесс исследования, который базируется на постановке проблемы, обнаружении противоречий, выдвижении гипотез, возникновении идей по решению проблемного вопроса, поиске и проверке гипотез, обоснования решения, проверке системности. Лучшего результата в исследовании можно добиться через научный проект, исследовательскую работу на уроке, решение практических задач, задач на доказательство, которые формируют не только интеллектуальные, но и творческие способности. Системное поэтапное внедрение в урок проблемного обучения формирует учебно-познавательные навыки, улучшая усвоение математических знаний, умений и навыков.

  1. Что не получилось?

Изучив все аспекты проблемного обучения, так и не удалось внедрить все виды деятельности в процессе исследования. С одной стороны — временные рамки, с другой стороны — специфика предмета не позволили внедрить все техники проблемного обучения. Возникла необходимость определить только один вид деятельности по проблемному обучению.

  1. Дальнейшие действия

Так как основной окончательный показатель результата в исследовании — внешнее суммативное оценивание по окончании 10 класса, поэтому полученная положительная динамика — не конечный итог, а промежуточный. И свое исследование я решила сфокусировать на применении решении проблемных задач практического характера, которое позволит улучшить развитие учебно-познавательных навыков на уроках математики.

Литература:

  1. Аналитический отчет по итогам внешнего суммативного оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах в 2015–2016 учебном году, 10 класс, Астана, 2016г, стр 18.
  2. Методика профессионального обучения, Скибицкий Э. Г., Толстова И. Э., Шефель В. Г., Новосибирск: НГАУ,2008, стр166.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемного обучения, развитие учебно-познавательных навыков, техники проблемного обучения, суммативного оценивания, проблемных задач, принцип дифференциации, решение практических задач, решение проблемных задач, суммативное оценивание, внешнее суммативное оценивание, принцип проблемного обучения, учебно-познавательные навыки, проблемное обучение, Назарбаев Интеллектуальных школах, итогам внешнего суммативного, внешнего суммативного оценивания, урок проблемного обучения, компонентов проблемного обучения, внутреннего суммативного оценивания, решения задач.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос