Как влияет сотрудничество учащихся с разным типом восприятия информации на эффективность решения межпредметных проблемных ситуаций в 10 классе? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Айдина, И. Г. Как влияет сотрудничество учащихся с разным типом восприятия информации на эффективность решения межпредметных проблемных ситуаций в 10 классе? / И. Г. Айдина, В. Н. Беркало, О. В. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18.1 (152.1). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43251/ (дата обращения: 11.12.2024).



Подход Lesson Study направлен на исследование урока и позволяет учителям-практикам совершенствовать свои уроки и корректировать процесс обучения учащихся.

В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания,

Исследование проводилось по итогам семинара Еxpert seminar on lesson study: innovation of collaborative teachers learning (11-13.09.2014)

Межпредметные связи в школьном образовании обусловлены интеграционными процессами, происходящими сегодня в науке и в жизни общества. Интегрированная образовательная программа НИШ направлена, в том числе, на осуществление межпредметной интеграции. Для достижения целей интегрированного подхода необходимо создавать условия для саморазвития учащихся и мотивировать их к обучению на протяжении всей жизни.

Для формирования функционально грамотной личности министерством образования РК совместно с Национальной академией образования имени И. Алтынсарина обозначен круг правил для организации деятельности учащихся на уроках естественного цикла:

- главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете;

- помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами и технологиями учебно-познавательной деятельности;

- необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно;

- помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто умеет знание использовать на практике;

- приучайте учеников думать и действовать самостоятельно, применять знания из других предметов на вашем уроке, изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития;

- в процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные, межпредметные группы учеников с одинаковым уровнем знаний.

- поощряйте исследовательскую работу учеников, имеющую межпредметные контакты. [2, с. 10].

Одна из трудностей, возникающих при реализации интегрированного образования, заключается в том, что многие ученики, увлекаясь одним предметом, не проявляют интерес к другому.

Анализируя наблюдения за групповой работой в 10 G классе на различных уроках, мы с коллегами сделали вывод, что при организации парной и групповой форм деятельности учащиеся стараются выбирать одни и те же роли.

Мы предположили, что это объясняется тем, что все учащиеся НИШ обладая достаточно высоким интеллектуальным потенциалом, имеют различные типы восприятия информации.

Для решения вопроса исследования была образована группа учителей, преподающих в 10 G классе: Айдина И. Г., учитель химии, Беркало В. Н., учитель физики, Литвинова О. В., учитель информатики.

Сначала мы изучили литературу по организации обучения детей с разными типами восприятия информации.

Затем выяснили характеристики различных типов восприятия:

- визуалы – люди, предпочитающие опираться на зрительные образы;

- аудиалы лучше воспринимают информацию с помощью органов слуха;

- кинестетики – люди, стремящиеся к прикосновениям и руководствующиеся интуицией.

Для диагностики типов восприятия использовали тест «Аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцева.

АНКЕТА

для учащихся

Визуальный

канал

восприятия

Аудиальный

канал

восприятия

Кинестетический

канал

восприятия

Ученик А

14

5

8

Ученик B

10

13

11

Ученик C

12

7

15

Ученик D

13

10

13

Ученик E

14

8

11

Ученик F

13

9

10

Ученик G

11

8

14

Ученик H

13

12

8

Ученик I

12

12

11

Ученик J

10

11

10

Затем определили три кандидатуры исследуемых учащихся:

Ученик А – ученик с преобладающими качествами визуала.

Ученик B – ученик с выраженными качествами аудиала.

Ученик С – ведущий тип восприятия – кинестетик.

В рамках исследования нами был запланирован цикл интегрированных уроков по физике, химии и информатике с использованием разных форм организации деятельности.

На первом интегрированном уроке (физика-информатика) «Решение задач «Конденсаторы» – «Программирование решений» с целью актуализации имеющихся знаний учащимся были предложены различные задания: рассказать материал по определенному вопросу, составить опорный конспект по изученной теме, собрать цепи с различным подключением конденсаторов. Учащиеся самостоятельно выбирали задание, которое они хотели бы выполнить. Затем учащимся было предложено произвольно объединиться в группы. Всем учащимся предлагалось создать тест по изученной теме при помощи средств ИКТ.

D:\НИШ\2016-2017\фото\январь-март2017\IMG-20161214-WA0024.jpg

Наблюдения показали, что группа, в составе которой был ученик В не справилась с заданием в отведенное время; группа с учеником А потратила меньше всего времени на поиск информации, а ученик С проявил инициативу при составлении программы для теста.

По итогам результатов проведенного урока были сделаны выводы: в некоторых группах оказались ученики с одним типом восприятия, в других – с разным. Быстрота и качество выполнения заданий зависели от уровня интеллекта учащихся. При планировании следующего урока мы решили объединить в группы учеников с одним типом восприятия и пронаблюдать за их деятельностью. На втором уроке (химия-физика) «Электролиз» предложили структурированное задание:

- составить короткий рассказ о явлении;

- создать постер;

- собрать электрическую цепь, продемонстрировать процесс и результаты электролиза.

D:\НИШ\2016-2017\фото\IMG-20161102-WA0017.jpg

Обсуждая итоги презентаций, мы пришли к выводу, что этот способ объединения в группы неудачен. Ответы учеников были однобокими: одни старались все рассказать, другие, наоборот затруднялись в презентации постера или сборке цепи. По итогам второго урока были сделаны выводы: при планировании следующего урока объединить в группы учеников с разным типом восприятия и пронаблюдать за их деятельностью.

Целью третьего урока «Альтернативные источники энергии» (информатика-физика-химия») было создание условий для самореализации каждого ученика в составе группы. Группы, в составе которых были представители людей с разным типом восприятия, изучали теоретические основы, разрабатывали модель и презентовали определенный источник энергии.

Такой способ объединения в группы дал положительный результат: продукты деятельности получились разнообразными, каждый ученик внес в них определенный вклад.

По окончанию каждого урока проводилось интервьюирование учеников для выяснения их мнения об эффективности урока. После первых двух уроков некоторые учащиеся отмечали трудности работы в определенной группе. После третьего урока все ученики отметили, что им понравился результат их работы, а также сам процесс по его созданию.

В процессе проведения и наблюдения уроков мы с коллегами отметили главную трудность – подбор проблемной ситуации для трех предметов и для учащихся с разным типом восприятия.

На следующий год мы решили продолжить работу в данном направлении и поставили перед собой задачу – разработать действующую модель на пересечении трех наук и представить ее.

Литература:

  1. Lesson Study: руководство Пит Дадли.http://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Russian.pdf
  2. Интеграция предметов естественнонаучного цикла в формировании функциональной грамотности школьников в условиях 12-летнего обучения. Методическое пособие: МОН РК, НАО им. И. Алтынсарина. – Астана 2006.
  3. Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С.Ефремцева)/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.237-238.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, тип восприятия, урок, группа, учащийся, ученик А, группа учеников, способ объединения, ученик С.


Похожие статьи

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами на уроках русского языка влияет на развитие навыков письма и говорения у учащихся 10 G класса?

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач с практическим применением на готовых чертежах?

Мониторинг реализации воспитательной деятельности педагогов в формировании личности студентов, адаптированных к современным условиям (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Результаты проведения Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 2020 году в г. Новокузнецке: определение проблемных полей обучающихся 8-х классов и рекомендации педагогам по коррекции языковой и речевой компетенции у участников ВПР

Игровая технология автоматизации звуков: ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку

Формирование ценностного отношения к воде у младших школьников с помощью технологии «Лэпбук»

Исследование в действии: Как развивать коммуникативные навыки учащихся 7-х классов, проживающих в интернате?

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Похожие статьи

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами на уроках русского языка влияет на развитие навыков письма и говорения у учащихся 10 G класса?

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач с практическим применением на готовых чертежах?

Мониторинг реализации воспитательной деятельности педагогов в формировании личности студентов, адаптированных к современным условиям (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Результаты проведения Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 2020 году в г. Новокузнецке: определение проблемных полей обучающихся 8-х классов и рекомендации педагогам по коррекции языковой и речевой компетенции у участников ВПР

Игровая технология автоматизации звуков: ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку

Формирование ценностного отношения к воде у младших школьников с помощью технологии «Лэпбук»

Исследование в действии: Как развивать коммуникативные навыки учащихся 7-х классов, проживающих в интернате?

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Задать вопрос