Как влияет сотрудничество учащихся с разным типом восприятия информации на эффективность решения межпредметных проблемных ситуаций в 10 классе? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Айдина И. Г., Беркало В. Н., Литвинова О. В. Как влияет сотрудничество учащихся с разным типом восприятия информации на эффективность решения межпредметных проблемных ситуаций в 10 классе? // Молодой ученый. — 2017. — №18.1. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/archive/152/43251/ (дата обращения: 24.06.2018).



Подход Lesson Study направлен на исследование урока и позволяет учителям-практикам совершенствовать свои уроки и корректировать процесс обучения учащихся.

В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания,

Исследование проводилось по итогам семинара Еxpert seminar on lesson study: innovation of collaborative teachers learning (11-13.09.2014)

Межпредметные связи в школьном образовании обусловлены интеграционными процессами, происходящими сегодня в науке и в жизни общества. Интегрированная образовательная программа НИШ направлена, в том числе, на осуществление межпредметной интеграции. Для достижения целей интегрированного подхода необходимо создавать условия для саморазвития учащихся и мотивировать их к обучению на протяжении всей жизни.

Для формирования функционально грамотной личности министерством образования РК совместно с Национальной академией образования имени И. Алтынсарина обозначен круг правил для организации деятельности учащихся на уроках естественного цикла:

- главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете;

- помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами и технологиями учебно-познавательной деятельности;

- необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно;

- помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто умеет знание использовать на практике;

- приучайте учеников думать и действовать самостоятельно, применять знания из других предметов на вашем уроке, изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития;

- в процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные, межпредметные группы учеников с одинаковым уровнем знаний.

- поощряйте исследовательскую работу учеников, имеющую межпредметные контакты. [2, с. 10].

Одна из трудностей, возникающих при реализации интегрированного образования, заключается в том, что многие ученики, увлекаясь одним предметом, не проявляют интерес к другому.

Анализируя наблюдения за групповой работой в 10 G классе на различных уроках, мы с коллегами сделали вывод, что при организации парной и групповой форм деятельности учащиеся стараются выбирать одни и те же роли.

Мы предположили, что это объясняется тем, что все учащиеся НИШ обладая достаточно высоким интеллектуальным потенциалом, имеют различные типы восприятия информации.

Для решения вопроса исследования была образована группа учителей, преподающих в 10 G классе: Айдина И. Г., учитель химии, Беркало В. Н., учитель физики, Литвинова О. В., учитель информатики.

Сначала мы изучили литературу по организации обучения детей с разными типами восприятия информации.

Затем выяснили характеристики различных типов восприятия:

- визуалы – люди, предпочитающие опираться на зрительные образы;

- аудиалы лучше воспринимают информацию с помощью органов слуха;

- кинестетики – люди, стремящиеся к прикосновениям и руководствующиеся интуицией.

Для диагностики типов восприятия использовали тест «Аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцева.

АНКЕТА

для учащихся

Визуальный

канал

восприятия

Аудиальный

канал

восприятия

Кинестетический

канал

восприятия

Ученик А

14

5

8

Ученик B

10

13

11

Ученик C

12

7

15

Ученик D

13

10

13

Ученик E

14

8

11

Ученик F

13

9

10

Ученик G

11

8

14

Ученик H

13

12

8

Ученик I

12

12

11

Ученик J

10

11

10

Затем определили три кандидатуры исследуемых учащихся:

Ученик А – ученик с преобладающими качествами визуала.

Ученик B – ученик с выраженными качествами аудиала.

Ученик С – ведущий тип восприятия – кинестетик.

В рамках исследования нами был запланирован цикл интегрированных уроков по физике, химии и информатике с использованием разных форм организации деятельности.

На первом интегрированном уроке (физика-информатика) «Решение задач «Конденсаторы» – «Программирование решений» с целью актуализации имеющихся знаний учащимся были предложены различные задания: рассказать материал по определенному вопросу, составить опорный конспект по изученной теме, собрать цепи с различным подключением конденсаторов. Учащиеся самостоятельно выбирали задание, которое они хотели бы выполнить. Затем учащимся было предложено произвольно объединиться в группы. Всем учащимся предлагалось создать тест по изученной теме при помощи средств ИКТ.

D:\НИШ\2016-2017\фото\январь-март2017\IMG-20161214-WA0024.jpg

Наблюдения показали, что группа, в составе которой был ученик В не справилась с заданием в отведенное время; группа с учеником А потратила меньше всего времени на поиск информации, а ученик С проявил инициативу при составлении программы для теста.

По итогам результатов проведенного урока были сделаны выводы: в некоторых группах оказались ученики с одним типом восприятия, в других – с разным. Быстрота и качество выполнения заданий зависели от уровня интеллекта учащихся. При планировании следующего урока мы решили объединить в группы учеников с одним типом восприятия и пронаблюдать за их деятельностью. На втором уроке (химия-физика) «Электролиз» предложили структурированное задание:

- составить короткий рассказ о явлении;

- создать постер;

- собрать электрическую цепь, продемонстрировать процесс и результаты электролиза.

D:\НИШ\2016-2017\фото\IMG-20161102-WA0017.jpg

Обсуждая итоги презентаций, мы пришли к выводу, что этот способ объединения в группы неудачен. Ответы учеников были однобокими: одни старались все рассказать, другие, наоборот затруднялись в презентации постера или сборке цепи. По итогам второго урока были сделаны выводы: при планировании следующего урока объединить в группы учеников с разным типом восприятия и пронаблюдать за их деятельностью.

Целью третьего урока «Альтернативные источники энергии» (информатика-физика-химия») было создание условий для самореализации каждого ученика в составе группы. Группы, в составе которых были представители людей с разным типом восприятия, изучали теоретические основы, разрабатывали модель и презентовали определенный источник энергии.

Такой способ объединения в группы дал положительный результат: продукты деятельности получились разнообразными, каждый ученик внес в них определенный вклад.

По окончанию каждого урока проводилось интервьюирование учеников для выяснения их мнения об эффективности урока. После первых двух уроков некоторые учащиеся отмечали трудности работы в определенной группе. После третьего урока все ученики отметили, что им понравился результат их работы, а также сам процесс по его созданию.

В процессе проведения и наблюдения уроков мы с коллегами отметили главную трудность – подбор проблемной ситуации для трех предметов и для учащихся с разным типом восприятия.

На следующий год мы решили продолжить работу в данном направлении и поставили перед собой задачу – разработать действующую модель на пересечении трех наук и представить ее.

Литература:

  1. Lesson Study: руководство Пит Дадли.http://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Russian.pdf
  2. Интеграция предметов естественнонаучного цикла в формировании функциональной грамотности школьников в условиях 12-летнего обучения. Методическое пособие: МОН РК, НАО им. И. Алтынсарина. – Астана 2006.
  3. Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С.Ефремцева)/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.237-238.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, тип восприятия, урок, ученик А, группа, учащийся, группа учеников, способ объединения, ученик С.


Похожие статьи

Педагогические особенности общения между учителем...

Учитель подходит к учащимся с особым чувством, то есть сочувствует ему. Процесс восприятия, понимания ученика связан с умением и культурой внимательного его выслушивания.

Педагогические способы создания ситуации успеха...

способ восприятия информации, ученик, усвоение знаний, задание, ребенок, русский язык, самостоятельность обучающихся, создание ситуации успеха, создание условий, выполнение задания, способ восприятия материала...

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Определить какой тип восприятия преобладает у школьников. Узнать мнение школьников, с каким типов восприятия легче учиться в школе и почему. Данное исследование проводилось с учениками 15–18 лет, в количестве 92 человек.

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения. Автор: Красная Екатерина Михайловна.

Если говорить о родительской группе, то здесь 4 % именно родителей считают, что нужно как можно чаще общаться с учителями, а не только на родительских собраниях.

Конфликт «учитель — ученик» | «Молодой

Объект исследования: конфликтные ситуации учитель-ученик в системе общеобразовательного учреждения.

− Создание волонтерских групп учащихся, которые впоследствии примут участие в организации и проведении внеклассных мероприятий по теме «Величие...

Учет модальности восприятия при обучении и подготовке...

Значимость проблемы учета особенностей восприятия информации учащимися для современного образования и недостаточность ее

Для аудиалов наиболее интересен устный прием развивающих канонов, когда ученики «проговаривают» решение, находят слова-связки.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик...

Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют более «равнозначно», нежели беседа по типу «учитель-ученик» и поэтому имеют различные возможности для развития обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений».

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

...его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.

На стиль педагогического общения оказывают влияние индивидуальные особенности учителя (тип восприятия, моторика, тип нервной системы...

Педагогические особенности общения между учителем...

Учитель подходит к учащимся с особым чувством, то есть сочувствует ему. Процесс восприятия, понимания ученика связан с умением и культурой внимательного его выслушивания.

Педагогические способы создания ситуации успеха...

способ восприятия информации, ученик, усвоение знаний, задание, ребенок, русский язык, самостоятельность обучающихся, создание ситуации успеха, создание условий, выполнение задания, способ восприятия материала...

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Определить какой тип восприятия преобладает у школьников. Узнать мнение школьников, с каким типов восприятия легче учиться в школе и почему. Данное исследование проводилось с учениками 15–18 лет, в количестве 92 человек.

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения. Автор: Красная Екатерина Михайловна.

Если говорить о родительской группе, то здесь 4 % именно родителей считают, что нужно как можно чаще общаться с учителями, а не только на родительских собраниях.

Конфликт «учитель — ученик» | «Молодой

Объект исследования: конфликтные ситуации учитель-ученик в системе общеобразовательного учреждения.

− Создание волонтерских групп учащихся, которые впоследствии примут участие в организации и проведении внеклассных мероприятий по теме «Величие...

Учет модальности восприятия при обучении и подготовке...

Значимость проблемы учета особенностей восприятия информации учащимися для современного образования и недостаточность ее

Для аудиалов наиболее интересен устный прием развивающих канонов, когда ученики «проговаривают» решение, находят слова-связки.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик...

Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют более «равнозначно», нежели беседа по типу «учитель-ученик» и поэтому имеют различные возможности для развития обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений».

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

...его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.

На стиль педагогического общения оказывают влияние индивидуальные особенности учителя (тип восприятия, моторика, тип нервной системы...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогические особенности общения между учителем...

Учитель подходит к учащимся с особым чувством, то есть сочувствует ему. Процесс восприятия, понимания ученика связан с умением и культурой внимательного его выслушивания.

Педагогические способы создания ситуации успеха...

способ восприятия информации, ученик, усвоение знаний, задание, ребенок, русский язык, самостоятельность обучающихся, создание ситуации успеха, создание условий, выполнение задания, способ восприятия материала...

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Определить какой тип восприятия преобладает у школьников. Узнать мнение школьников, с каким типов восприятия легче учиться в школе и почему. Данное исследование проводилось с учениками 15–18 лет, в количестве 92 человек.

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения. Автор: Красная Екатерина Михайловна.

Если говорить о родительской группе, то здесь 4 % именно родителей считают, что нужно как можно чаще общаться с учителями, а не только на родительских собраниях.

Конфликт «учитель — ученик» | «Молодой

Объект исследования: конфликтные ситуации учитель-ученик в системе общеобразовательного учреждения.

− Создание волонтерских групп учащихся, которые впоследствии примут участие в организации и проведении внеклассных мероприятий по теме «Величие...

Учет модальности восприятия при обучении и подготовке...

Значимость проблемы учета особенностей восприятия информации учащимися для современного образования и недостаточность ее

Для аудиалов наиболее интересен устный прием развивающих канонов, когда ученики «проговаривают» решение, находят слова-связки.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик...

Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют более «равнозначно», нежели беседа по типу «учитель-ученик» и поэтому имеют различные возможности для развития обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений».

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

...его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.

На стиль педагогического общения оказывают влияние индивидуальные особенности учителя (тип восприятия, моторика, тип нервной системы...

Педагогические особенности общения между учителем...

Учитель подходит к учащимся с особым чувством, то есть сочувствует ему. Процесс восприятия, понимания ученика связан с умением и культурой внимательного его выслушивания.

Педагогические способы создания ситуации успеха...

способ восприятия информации, ученик, усвоение знаний, задание, ребенок, русский язык, самостоятельность обучающихся, создание ситуации успеха, создание условий, выполнение задания, способ восприятия материала...

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Определить какой тип восприятия преобладает у школьников. Узнать мнение школьников, с каким типов восприятия легче учиться в школе и почему. Данное исследование проводилось с учениками 15–18 лет, в количестве 92 человек.

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения. Автор: Красная Екатерина Михайловна.

Если говорить о родительской группе, то здесь 4 % именно родителей считают, что нужно как можно чаще общаться с учителями, а не только на родительских собраниях.

Конфликт «учитель — ученик» | «Молодой

Объект исследования: конфликтные ситуации учитель-ученик в системе общеобразовательного учреждения.

− Создание волонтерских групп учащихся, которые впоследствии примут участие в организации и проведении внеклассных мероприятий по теме «Величие...

Учет модальности восприятия при обучении и подготовке...

Значимость проблемы учета особенностей восприятия информации учащимися для современного образования и недостаточность ее

Для аудиалов наиболее интересен устный прием развивающих канонов, когда ученики «проговаривают» решение, находят слова-связки.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик...

Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют более «равнозначно», нежели беседа по типу «учитель-ученик» и поэтому имеют различные возможности для развития обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений».

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

...его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.

На стиль педагогического общения оказывают влияние индивидуальные особенности учителя (тип восприятия, моторика, тип нервной системы...

Задать вопрос