Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 10.05.2017

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Бийкузиева, А. А. Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом / А. А. Бийкузиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43224/ (дата обращения: 16.12.2024).



Физическое развитие является важнейшим индикатором здоровья детей. Негативные тенденции в физическом развитии детей и подростков могут быть обусловлены ухудшением экологической обстановки, включая техногенные нагрузки, наличием йодного дефицита, снижением качества питания, увеличением стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, ухудшением соматического здоровья и другими факторами. Одним из факторов, ухудшающих здоровье детей и влияющих на их физическое развитие, является дисплазия соединительной ткани (ДСТ).

Проблема ДСТ вызывает в последнее время большой интерес врачей-практиков в связи с увеличением выявляемости пациентов с данной патологией [2] их ранней инвалидизции, сокращением жизни, смертью в трудоспособном возрасте. В настоящее время ДСТ рассматривают как конституциональную основу полиорганных нарушений у детей и подростков [4]. Наличие диспластикозависимых косметических изменений в сочетании с астенией формируют психологические особенности этих больных: сниженное настроение, потеря ощущения удовольствия и интереса к деятельности, эмоциональная лабильность, пессимистическая оценка будущего, нередко с идеями самобичевания и суицидальными мыслями. [1,2,4].

Учитывая, что в настоящее время медицине недоступна генная терапия, врачу необходимо использовать любые способы, которые помогут остановить прогредиентность течения заболевания. Ведущим компонентом терапии пациентов с ДСТ должны быть немедикаментозные воздействия (физиотерапия, лечебная физкультура (ЛФК), дозированные нагрузки, аэробный режим) [1,3].

Цель исследованияоценить физическое развитие детей с врожденной дисплазией челюстно-лицевой области(ЧЛО) и обосновать необходимость разработки реабилитационных программ для данного контингента больных.

Задачи исследования.

  1. Провести антропометрические исследования у детей с врожденной дисплазией ЧЛО.
  2. Изучить соматоскопические особенности детей с врожденной дисплазией ЧЛО.
  3. Проанализировать отклонения от возрастных норм в различных возрастных группах.
  4. Разработать реабилитационные программы для данного контингента пациентов и оценить их эффективность.

Материал иметоды исследования: Проведено обследование 156 пациентов в возрасте от 5 до 17 лет, находившихся под наблюдением в клинике детской хирургической стоматологии Ташкентской медицинской академии с диагнозом врожденная ДСТ с ведущим косметическим синдромом, сопровождающимся различными деформациями ЧЛО, подтвержденным клинически и инструментально. Мальчиков было 68 (42 %), девочек — 88 (68 %) которые были распределены по возрастным группам. Изучение физического развития детей проводилось методами соматоскопии и антропометрии. Полученные антропометрические показатели оценивались методами индексов и перцентилей.

В реабилитации детей с ДСТ был использован физиотерапевтический метод лечения. Обследованные дети случайным образом были разделены на две группы:

– в первой группе проводились физиотерапевтические процедуры;

– детям второй группы (контрольной) физиотерапия не проводилась.

Нами был разработан специальный комплекс физиотерапевтических процедур для детей с ДСТ.

Так, при несовершенном остеогенезе для ускорения заживления переломов, при остеопорозе различного генеза применяли электрофорез 5 % раствора кальция хлорида, 4 % раствора магния сульфата, 2 % раствора меди сульфата или 2 % раствора цинка сульфата на воротниковую зону или местно. При синдроме вегетососудистой дистонии по ваготоническому типу, нередко сопутствующему ДСТ, применялся 1 % раствор кофеина натрия-бензоата, эфедрина гидрохлорида или мезатона — по воротниковой методике или по методике ионных рефлексов по Щербаку. Для стимуляции функции коры надпочечников использовался лекарственный электрофорез с 1,5 % этимизолом и ДМВ на область надпочечников. Для нормализации сосудистого тонуса использовались водные процедуры, обеспечивающие «гимнастику» сосудов: общие углекислые, хвойные, хлористоводородные, сероводородные и радоновые ванны. Весьма полезный физиотерапевтический метод лечения — сауна (температура воздуха — 100 °C, относительная влажность — 10–12 %, длительность пребывания — 30 минут), применяли на 1 курс — 25 сеансов в течение 3–4 месяцев. Для улучшения питания хряща использовались методы магнито-, индукто- и лазеротерапии, электрофорез с димексидом (диметилсульфоксид).

С целью размягчения плотных соединительнотканных образований (например, послеоперационных келоидных рубцов) пациентам с ДСТ проводился фонофорез.

Процедуры проводились в утренние часы продолжительностью, ежедневно, на курс 10–15 процедур. Реакция на процедуру оценивалась клинически (наличие жалоб, цвет кожных покровов, уровень потоотделения, наблюдалось реакция организма ребенка на применяемые физические факторы) и по частоте ЧСС. По окончанию курса лечения, детям и их родителям давались подробные инструкции и рекомендации дальнейшего лечения по месту жительства. Критериями эффективности проводимых реабилитационных мероприятий были динамика показателей ЖЕЛ, ЖИ, ОГК в паузе, экскурсия грудной клетки и функциональные пробы Штанге и Генчи, характеризующие функциональное состояние дыхательной системы также амплитуда движений в височно-нижнечелюстном суставе и выраженность болевого синдрома в послеоперационной зоне у детей, перенесших реконструктивные операции на ЧЛО.

Результаты исследования: При соматоскопии были получены следующие результаты:

Телосложение правильное оценивалось- у 45 %, неправильное- у 55 % детей. У 100 % обследованных детей отмечался косметический синдром в виде различных деформации ЧЛО. У 86 % детей отмечались различные виды нарушения осанки и у 44 % неправильная форма грудной клетки. Правильная форма ног отмечалось — у 38 % детей, у 40 % О-образные и у 22 % Х-образные деформации конечностей. Правильная форма стопы отмечалось — у 17 %, уплощенная — у 35 %, плоскостопие I- степени — у 29 %, II-степени — у 16 % и III-степени у 3 % детей. При оценке состояния кожного покрова и видимых слизистых отмечалось: чистая и нормального цвета — у 58 %, бледность кожи и видимых слизистых -у 27 %, ихтеричность склер — у 5 % и синеватая окраска вокруг глаз — у 5 % обследованных.

Выводы: Удетей с врожденной дисплазией челюстно-лицевой области при соматоскопии выявляются многочисленные нарушения осанки, формы грудной клетки, ног и стопы. При антропометрии у детей с врожденной дисплазией челюстно-лицевой области выявляется достоверное снижение показателей физического развития по сравнению с возрастными нормами. Степень отставания физического развития нарастает с увеличением возраста детей.

  1. Отставание данного контингента больных в физическом развитии требует включения в комплекс восстановительного лечения с применением физиотерапевтических процедур и специальных программ дозированных нагрузок.
  2. Применение физиотерапевтических процедур в до- и послеоперационном периодах и использование регулярных физических тренировок у детей с дисплазией ЧЛО способствует достоверному увеличению ЖЕЛ, ЖИ и дыхательных проб.

Литература:

  1. Антpопова М. В. и др. Проблемы здоровья детей и их физического развития /М. В. Антpопова, Г. В. Боpодкина, Л. М. Кузнецова и др. //Здравоохранение Российской Федерации. — 1999. — № 5. — С. 17–21.
  2. Арсентьев В. Г. и др. Дисплазии соединительной ткани — конституциональная основа полиорганных нарушений у детей и подростков / В. Г. Арсентьев, Ю. В. Середа, В. В. Тихонов и др. //Педиатрия. — 2011. — Т. 90, № 5.- С. 54–57.
  3. Арсентьев В. Г., Староверов Ю. И., Шабалов Н. П. Особенности эхоструктуры сердца и почек при дисплазии соединительной ткани у детей //Нефрология. — 2011. — Т. 15, № 4. — С. 99–99.
  4. Бодрикова С. В. Физическое развитие учащихся старших классов с синдромом вегетативной дистонии и малыми аномалиями развития сердца //Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. — 2007. -№ 3. — С. 66–67.
Основные термины (генерируются автоматически): врожденная дисплазия, физическое развитие, ребенок, грудная клетка, процедура, физическое развитие детей, челюстно-лицевая область, группа, контингент больных.


Похожие статьи

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с использованием нейропсихологических приемов коррекции в условиях инклюзивного образования

Патогенетические обоснования лечения дифизарных переломов бедра у детей дошкольного возраста

Подходы к реабилитации пациенток с соматическими и психоэмоциональными нарушениями последствий репродуктивных потерь

Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов

Эффективность своевременной противоотечной терапии в комплексном лечении больных с перинатальным поражением нервной системы

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Изучение клинико-функциональных характеристик больных, страдающих коморбидными состояниями

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями

Похожие статьи

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с использованием нейропсихологических приемов коррекции в условиях инклюзивного образования

Патогенетические обоснования лечения дифизарных переломов бедра у детей дошкольного возраста

Подходы к реабилитации пациенток с соматическими и психоэмоциональными нарушениями последствий репродуктивных потерь

Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов

Эффективность своевременной противоотечной терапии в комплексном лечении больных с перинатальным поражением нервной системы

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Изучение клинико-функциональных характеристик больных, страдающих коморбидными состояниями

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями

Задать вопрос