Анализ средств для реализации нейронных сетей на языке программирования Java | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 03.05.2017

Статья просмотрена: 2974 раза

Библиографическое описание:

Крылов, А. С. Анализ средств для реализации нейронных сетей на языке программирования Java / А. С. Крылов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43043/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье рассматриваются основные требования к реализации нейронных сетей, описываются возможности языка Java по созданию компонентов нейронных сетей. Также приводится анализ и сравнение уже существующих решений для данного языка и производится выбор технологий для конкретных категорий задач.

Ключевые слова: нейронные сети, Java, Neuroph, Deeplearning4j

В данный момент большую популярность в задачах обработки данных получают нейронные сети. Нейронная сеть представляет собой высокопараллельную динамическую систему с топологией направленного графа, которая может получать выходную информацию путем реакции ее состояния на выходные воздействия [1]. Нейронные сети решают широкий спектр задач: классификация объектов, выявление закономерностей, распознавание образов, прогнозирование, аппроксимация, сжатие данных.

Универсальность и востребованность нейронных сетей порождает задачу их реализации на различных языках программирования с использованием различных стеков технологий, что должно позволить использовать продвинутые технологии в любой сфере от мобильных приложений до серверных. Одним из универсальных языков программирования является Java. На данном языке возможно создавать как ПО для использования в крупных промышленных системах (Java EE), так и приложения для платформы Android.

Для реализации нейронной сети на любом языке программирования требуются несколько составляющих:

‒ непосредственное описание объектов нейронной сети, таких как нейрон, связь, слой, входы и выходы сети;

‒ представление в конструкциях языка архитектуры сети: связи между слоями, их количество и тип;

‒ программные функции, реализующие алгоритмы обучения сети, которые могут позволить задать количество эпох обучения, установить целевую погрешность;

‒ сохранение и загрузка параметров обученной сети.

При создании приложения можно использовать различные подходы. Первый предполагает кодирование всех узлов нейронной сети и дальнейшее их использование. Второй заключается в использовании готовых библиотек и требует программирования только самой архитектуры сети из ее составляющих. Подробнее рассмотрим каждый из вариантов.

Java является объектно-ориентированным языком. В данном случае каждый элемент нейронной сети может быть отображен в свой класс [2]. В случае кодирования всех узлов без использования библиотек необходимо создать класс для каждого из них. Далее описываются основные узлы, которые необходимо реализовать.

Нейрон — вычислительная единица, которая получает информацию, передает ее дальше и производит над ней простые вычисления. Нейроны можно поделить на три группы: входные, скрытые и выходные [3]. В рамках языка Java возможно организовать абстрактный класс, который описывает нейрон, его входы и выходы, а затем создать наследников, которые будут выполнять роли входных, скрытых и выходных нейронов.

Синапс — связь между нейронами. Синапс описывается всего одним параметром — весом. Данные веса используются при передаче сигнала между нейронами. Логику синапса можно внести в класс нейрона. Таким образом один объект будет одновременно отвечать и за передачу сигнала, и за использование весовых коэффициентов.

Для функционирования нейронной сети необходимо использование функции активации, которая нормализует данные, а также фактически является логическим ядром нейрона: она позволяет получить выходные значения сигнала по входному. В реальных нейронных сетях чаще всего используются следующие функции активации:

‒ линейная функция ;

‒ гиперболический тангенс ;

‒ сигмоидная функция .

Начиная с Java версии 1.8 стало возможно объявлять лямбда-функции. Функции такого вида можно передавать как аргументы другой функции, но, самое главное, они могут являться полем класса. В примере далее показывается объявление простейшей линейной функции.

Function function = (x) -> x;

Подобный подход позволяет менять поведение нейрона изменяя одно поле класса. Так как количество функций активации ограничено, задачей становится создать объект-перечисление enum, который будет реализовывать каждую из функций и предоставлять к ней доступ.

Нейронные сети зачастую состоят из большого количества слоев. В данном случае достаточной абстракцией является массив или список из нейронов. После создания необходимых нейронов они группируются в такие структуры и формируют архитектуру нейронной сети.

После создания нейронной сети необходимо провести ее обучение. Обучение производится на тренировочных наборах (сетах) — последовательностях данных, которыми может оперировать нейронная сеть. Обработка тренировочного сета может проходить в несколько этапов — эпох. На каждой из эпох нейронная сеть обрабатывает полный набор данных. Целью обучения является снижение ошибки. Ошибка — величина отражающая расхождение между ожидаемыми и полученными результатами. Ошибка вычисляется каждую эпоху и при успешном обучении должна становиться меньше.

Для вычисления ошибки используются различные способы:

Mean Squared Error (MSE) ;

‒ Root MSE;

‒ Arctan .

Каждый из способов имеет свои особенности, но при этом они реализуют одинаковую логику: чем ближе выходной вектор к ожидаемому, тем меньше погрешность. Данные функции можно реализовать аналогично функциям активации.

Обучение на различных наборах по эпохам реализуется с помощью цикла for. При этом важно учитывать порядок вложенности: нейронная сеть тренируется на полном наборе данных, и только после этого возможен переход к следующей эпохе [4].

// Верный подход

for (int i = 0; i < maxEpoch; i++) {

for (int j = 0; j < trainSetLength; j++) {

// Обучение сети

}

}

// Неверный подход

for (int i = 0; i < trainSetLength; i++) {

for (int j = 0; j < maxEpoch; j++) {

// Обучение сети

}

}

Программирование всех элементов сети самостоятельно имеет смысл, когда требуется особенное поведение, дополнительная оптимизация, в нейронной сети используется небольшое количество элементов. Подобный подход позволяет уменьшить размер итогового исполняемого файла, так как в него входят только действительно требующиеся структуры и функции, но увеличивает сроки разработки ПО. В случае ограниченности ресурсов времени целесообразно использовать библиотеки. Далее приводится описание основных возможностей Neuroph и Deeplearning4j (DL4J) — библиотек, позволяющих упростить программирование нейронных сетей.

Neuroph — легковесный фреймворк для языка Java. Он позволяет создавать сети с традиционными архитектурами:

‒ однослойная нейронная сеть (Adaline);

‒ перцептрон;

‒ многослойный перцептрон с обратным распространением;

‒ сеть Хопфилда;

‒ сеть Кохонена;

‒ cеть радиально-базисных функций.

Neuroph состоит из двух компонентов: логики нейронных сетей и графического приложения Neuroph Studio, которое позволяет конфигурировать сеть без написания кода [5]. В графическом режиме требуется выбрать тип сети, ее параметры, задать обучающую выборку. После этого становится доступным просмотр структуры получившейся сети, появляется возможность проверки качества обучения сети.

http://neuroph.sourceforge.net/images/screenshot3.png

Рис. 1. Представление графа сети в Neuroph Studio

Помимо графического интерфейса программисту предоставляется доступ к классам библиотеки. Конфигурирование сети происходит в объектно-ориентированном стиле. В следующем примере формируется тренировочный набор данных для сети, на котором тренируется сеть, представляющая собой простейший перцептрон с двумя входами и одним выходом.

// создание набора для реализации функции логического И

DataSet trainingSet = new DataSet(2, 1);

trainingSet.addRow(new DataSetRow(new double[]{0, 0}, new double[]{0}));

trainingSet.addRow(new DataSetRow(new double[]{0, 1}, new double[]{0}));

trainingSet.addRow(new DataSetRow(new double[]{1, 0}, new double[]{0}));

trainingSet.addRow(new DataSetRow(new double[]{1, 1}, new double[]{1}));

// создание НС типа перцептрон

NeuralNetwork myPerceptron = new Perceptron(2, 1);

// обучение на наборе

myPerceptron.learn(trainingSet);

// сохранение обученной сети в файл

myPerceptron.save("mySamplePerceptron.nnet");

Использование Neuroph Studio может упростить обучение теории нейронных сетей, а библиотека Neuroph позволяет легко конфигурировать требуемую архитектуру сети. Данную библиотеку можно расширять за счет добавления новых типов сетей и способов обучения.

Deeplearning4j — библиотека, реализующая глубокое обучение. Глубокое обучение — отдельный класс задач, в который входит, например, распознавание образов на изображениях. Для глубокого обучения требуется больше вычислительных ресурсов, чем для классических нейронных сетей. В отличие от Neuroph сложные вычисления в DL4J осуществляются отдельным модулем, который работает вне зависимости от JVM, что позволяет ускорить работу библиотеки. Вычисления могут также производиться на распределенных ресурсах и на графических ускорителях [6].

DL4J позволяет создавать сверточные нейронные сети, что важно при обработке изображений. Все конфигурирование производится с помощью программного кода. В следующем примере показано определение сети LeNet. LeNet — это классическая сверточная сеть, которая состоит из 5 слоев.

MultiLayerConfiguration conf = new NeuralNetConfiguration.Builder()

.layer(1, maxPool("maxpool1", new int[]{2,2}))

.layer(2, conv5x5("cnn2", 100, new int[]{5, 5}, new int[]{1, 1}, 0))

.layer(3, maxPool("maxool2", new int[]{2,2}))

.layer(4, new DenseLayer.Builder().nOut(500).build())

.layer(5, new OutputLayer.Builder(LossFunctions.LossFunction.NEGATIVELOGLIKELIHOOD)

.nOut(numLabels)

.activation(Activation.SOFTMAX)

.build())

.backprop(true).pretrain(false)

.setInputType(InputType.convolutional(height, width, channels))

.build();

DL4J использует сверточные, полносвязные и пулинговые слои, что позволяет реализовать практически любую архитектуру нейронной сети для глубокого обучения.

В данной статье были проанализированы три подхода к реализации нейронных сетей. Каждый из подходов имеет свои преимущества и сферы применения. Программирование с нуля хорошо ложится на объектную модель и позволяет учесть особенности конкретной сети, чтобы использовать только те элементы, которые необходимы. Neuroph представляет графический интерфейс и упрощает создание архитектуры сети, давая возможность реализовать большинство известных типов нейронных сетей. Deeplearning4j позволяет решать задачи глубокого обучения, а также оптимизирует вычисления за счет использования распределенных ресурсов. Основой для выбора подхода является задача, которую необходимо решить.

Литература:

  1. Галушкин А. И. Нейронные сети: Основы теории. — М.: Горячая Линия — Телеком, 2012. — 496 с.
  2. Васильев А. Н. Java. Объектно-ориентированное программирование. — СПб.: Питер, 2011. — 400 с.
  3. Тархов Д. А. Нейросетевые модели и алгоритмы. Справочник. — М.: Радиотехника, 2014. — 352 с.
  4. Рашитов Э. Э., Стоякова К. Л., Ибраев Р. Р. Модель математической нейронной сети // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 77–80.
  5. Documentation // Java Neural Network Framework Neuroph. URL: http://neuroph.sourceforge.net/documentation.html (дата обращения: 25.04.2017).
  6. Deeplearning4j: Open-source, Distributed Deep Learning for the JVM // Deep Learning for Java. URL: https://deeplearning4j.org/ (дата обращения: 22.04.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): нейронная сеть, сеть, глубокое обучение, MSE, нейрон, функция, функция активации, графический интерфейс, подобный подход, полный набор данных.


Ключевые слова

нейронные сети, Ява, Neuroph, Deeplearning4j, Java

Похожие статьи

Сравнительный анализ библиотек языка PHP для формирования документов веб- сервисами

Задача автоматического создания файлов часто встает перед web- разработчиками, в частности в сфере разработки платформенных решений для транспорта. Для упрощения процесса формирования документов существует несколько библиотек для языка PHP. В статье ...

Формализация требований для средств разработки и обучения нейронных сетей

Статья посвящена описанию требований для разработки программных средств проектирования нейронных сетей, рекомендуемые функциональные и общие системные решения, основанные на опыте использования различных библиотек моделирования для программ машинного...

Методологии проектирования мультиагентных систем

В данной статье рассмотрены методологии проектирования мультиагентных систем, в том числе, применительно к созданию искусственного интеллекта. Приведен анализ популярных подходов к разработке информационных систем на всех этапах создания.

Машинное обучение и язык программирования Python

В статье рассматриваются общие сведения о машинном обучении, его основные виды, а также наиболее значительные библиотеки для машинного обучения на языке Python.

Рассмотрение декларативного подхода к разработке интерфейсов мобильных приложений для Android

В данной статье рассматриваются императивный и декларативный подходы к разработке интерфейсов, анализируются преимущества и недостатки библиотеки Jetpack Compose.

Разработка систем рекомендаций на основе Big Data

В данной статье рассмотрены основные подходы к разработке систем рекомендаций на основе Big Data, включая коллаборативную фильтрацию, контентную фильтрацию и гибридные методы, а также представлены примеры реализации алгоритмов на языке программирован...

Перспективы внедрения нейронных сетей в реализацию систем поддержки принятия решений

В статье рассмотрены основы искусственных нейронных сетей; изучена архитектура систем поддержки принятия решений на базе нейронных сетей; выявлены перспективы внедрения нейросетевых технологий в системы поддержки принятия решений.

Внедрение машинного обучения в блокчейн-системы

В данной работе предложены способы реализации и внедрения моделей машинного обучения в блокчейн-системы с учетом особенностей последних. Рассмотрены такие варианты, как подключение сторонних сервисов и реализация моделей непосредственно в самом блокч...

Использование имитационного подхода для моделирования экспериментов

В данной статье рассматривается один из подходов к моделированию систем различного уровня — имитационное моделирование. Рассматривается суть метода, варианты и области использования, а также рассматривается современное программное обеспечение, позвол...

Проект Loom: трансформация многопоточности

Проект Loom представляет инновационную технологию в мире Java, нацеленную на революцию в области многопоточности и асинхронного программирования. В данной статье будут рассмотрены ключевые аспекты проекта, включая концепцию волокон (fibers) и виртуал...

Похожие статьи

Сравнительный анализ библиотек языка PHP для формирования документов веб- сервисами

Задача автоматического создания файлов часто встает перед web- разработчиками, в частности в сфере разработки платформенных решений для транспорта. Для упрощения процесса формирования документов существует несколько библиотек для языка PHP. В статье ...

Формализация требований для средств разработки и обучения нейронных сетей

Статья посвящена описанию требований для разработки программных средств проектирования нейронных сетей, рекомендуемые функциональные и общие системные решения, основанные на опыте использования различных библиотек моделирования для программ машинного...

Методологии проектирования мультиагентных систем

В данной статье рассмотрены методологии проектирования мультиагентных систем, в том числе, применительно к созданию искусственного интеллекта. Приведен анализ популярных подходов к разработке информационных систем на всех этапах создания.

Машинное обучение и язык программирования Python

В статье рассматриваются общие сведения о машинном обучении, его основные виды, а также наиболее значительные библиотеки для машинного обучения на языке Python.

Рассмотрение декларативного подхода к разработке интерфейсов мобильных приложений для Android

В данной статье рассматриваются императивный и декларативный подходы к разработке интерфейсов, анализируются преимущества и недостатки библиотеки Jetpack Compose.

Разработка систем рекомендаций на основе Big Data

В данной статье рассмотрены основные подходы к разработке систем рекомендаций на основе Big Data, включая коллаборативную фильтрацию, контентную фильтрацию и гибридные методы, а также представлены примеры реализации алгоритмов на языке программирован...

Перспективы внедрения нейронных сетей в реализацию систем поддержки принятия решений

В статье рассмотрены основы искусственных нейронных сетей; изучена архитектура систем поддержки принятия решений на базе нейронных сетей; выявлены перспективы внедрения нейросетевых технологий в системы поддержки принятия решений.

Внедрение машинного обучения в блокчейн-системы

В данной работе предложены способы реализации и внедрения моделей машинного обучения в блокчейн-системы с учетом особенностей последних. Рассмотрены такие варианты, как подключение сторонних сервисов и реализация моделей непосредственно в самом блокч...

Использование имитационного подхода для моделирования экспериментов

В данной статье рассматривается один из подходов к моделированию систем различного уровня — имитационное моделирование. Рассматривается суть метода, варианты и области использования, а также рассматривается современное программное обеспечение, позвол...

Проект Loom: трансформация многопоточности

Проект Loom представляет инновационную технологию в мире Java, нацеленную на революцию в области многопоточности и асинхронного программирования. В данной статье будут рассмотрены ключевые аспекты проекта, включая концепцию волокон (fibers) и виртуал...

Задать вопрос