Моделирование как коррекционное средство обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 30.04.2017

Статья просмотрена: 2812 раз

Библиографическое описание:

Боброва, А. А. Моделирование как коррекционное средство обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / А. А. Боброва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 245-248. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42948/ (дата обращения: 16.12.2024).



Недостатки произвольного внимания — одна из существенных характеристик познавательной деятельности при ЗПР. Одним из средств, используемых на коррекционно-развивающих занятиях по развитию произвольного внимания, может выступать моделирование. Моделирование является универсальным методом познания, так как даёт возможность понимания скрытых связей и отношений, делает возможным преобразование объекта и тем самым позволяет получить новую информацию об объекте.

Ключевые слова: задержка психического развития, внимание, моделирование

Дети с задержкой психического развития — весьма сложная и требующая пристального внимания педагогов категория дошкольников с нарушением нормального темпа познавательного развития и формирования эмоционально-волевой сферы.

Специфика внимания детей с ЗПР, выражающаяся в отсутствии сосредоточенности ребенка на предмете изучения, частой отвлекаемости, невозможности распределения внимания на разные виды деятельности, обуславливает необходимость формирования у них положительной мотивации к занятиям. С этой целью, необходимо создавать благоприятную обстановку на занятиях, устанавливать особый психологический контакт, стимулируя сотрудничество педагога-дефектолога и ребенка [3, c. 15]. Учебный материал должен соответствовать индивидуальным возможностям ребенка, включать различные вспомогательные средства, активизирующие внимание и предупреждающие утомление, инертность психических функций.

Поиск новых средств, методов и форм работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР, позволяющих при помощи современных технологий обеспечить формирование и развитие произвольного внимания у данной категории детей, одна из важнейших задач в сфере специального образования детей данной категории. Одним из таких средств может выступить моделирование.

Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) [4, с. 7].

Метод моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, Д. Б. Элькониным, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта [5, с. 23].

Под моделированием понимают процесс создания моделей и их использование при формировании знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно выделяет, делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства связи, отношение объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию и понятиям [6, с. 69].

Отечественные психологи и педагоги А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова и другие рассматривают моделирование как средство, позволяющее существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие психических процессов [1, с. 38].

В. И. Логинова под моделированием понимает процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связей объектов [4, с. 10]. И. Б. Новик характеризует моделирование как «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная, искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определённом отношении и дающая при его исследовании в конечном итоге информацию о самом моделируемом объекте» [1, с. 41].

Моделирование, как считает О. М Дьяченко, — это, во-первых, деятельность, направленная на изготовление какой-либо модели; во-вторых, создание в уме плана будущей игры, сказки, постройке рисунка, т. е. планирование действий в форме образов — представлений, содержащих не все детали действительности, которую ребёнок хочет отобразить, а лишь её общее строение, соотношение частей [5, с. 30].

Моделирование, как указывает А. М Вербенец, это построение модели и её использование с целью познания нового путём отвлечения существенных свойств действительности из их многообразия, их абстрагирования и схематизации и их выражения при помощи заместителей [2, с. 40].

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок — кашкой для куклы, а он сам — папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга — с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов- заместителей, графических знаков. Пример такой модели — календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Способность детей к моделированию успешно доказана в психологических и педагогических исследованиях Е. А. Агаевой, Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, Л. И. Цеханская и др. Этот метод совершенно необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Целесообразно научить детей составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка дошкольного учреждения и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Этим же целям служат и задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители [6, с. 72].

Моделирование и конструирование развивают мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию карты мира и глобуса. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации [4, с. 21].

Использование моделирования для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Цель обучения с его использованием — развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

Модели, используемые в процессе коррекционно-развивающих занятий, должны соответствовать следующим педагогическим и гигиеническим требованиям:

− они должны обеспечить наглядное восприятие скрытых зависимостей явлений окружающего мира и подвести детей к их пониманию;

− должны быть изготовлены из материалов, безопасных для здоровья старших дошкольников и доступных чистке и дезинфекции;

− простота конструкций, надёжность, динамичность [6, с. 73].

Изложенный материал позволяет сделать вывод о значимости метода моделирования: использование его способствует развитию произвольного внимания, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения ознакомлению с окружающим.

На современном этапе развития образования дошкольные образовательные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных, «облегченных» знаний об окружающем мире, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Выдающиеся психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, О. М. Дьяченко доказали возможность прямого развития детей с ЗПР при овладении действиями замещения и моделирования [1, с. 53]. Метод моделирования помогает ребенку с ЗПР зрительно представить абстрактные понятия, помогает научиться работать с ними. Цель использования данного метода состоит в обеспечении успешного усвоения детьми дошкольного возраста с ЗПР знаний об особенностях объектов окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Практическая значимость использования метода моделирования при обучении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития состоит в следующем:

  1. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ЗПР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование метода моделирования позволяет решить эту проблему.
  2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы над формированием произвольного внимания и памяти.
  3. Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Последнее утверждение наиболее актуально для детей дошкольного возраста с ЗПР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Таким образом, использование метода моделирования на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР безусловно оправданно. Метод моделирования в данном контексте является универсальным средством обучения детей-дошкольников с ЗПР особенностям знаково-символической деятельности, умению передать полученную извне информацию об окружающей их среде с помощью доступных средств (моделей).

Литература:

  1. Блинова Л. И. Диагностика и коррекция образования детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
  2. Борисова Н. А. Исследование процессов замещения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н. А. Борисова // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 38-44.
  3. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 173 с.
  4. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений / Ж. Ю. Генко, Е. В. Гончарова, Н. Г. Капустина, Р. И. Капустина [и др.]. — Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1997. — 96 с.
  5. Никандров В. В. Метод моделирования в психологии [Текст]: учеб, пособие / В.В. Никандров. — СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 55 с.
  6. Пепик Л. А Использование знаково-символических средств в формировании ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] / Л.А. Пепик // Дефектология. — 2014. — № 5. — С. 68-75.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, моделирование, произвольное внимание, дошкольный возраст, метод моделирования, модель, окружающий мир, психическое развитие, детский сад, использование метода моделирования.


Похожие статьи

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

В статье рассматривается один из наиболее распространенных речевых дефектов, встречающихся при ДЦП — дизартрия. Особое внимание обращено на общую симптоматику дизартрии и пути ее коррекции, одним из которых является фонопедический метод. В связи с те...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Экскурсии как средство ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушением слуха

В статье ставится задача рассмотреть влияние экскурсий на ознакомление детей с нарушениями слуха с окружающей средой. В результате исследования было выявлено, что экскурсия — самый эффективный вид деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Необ...

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку

В статье рассматривается вопрос обучение студентов-узбеков русскому языку на занятиях по практическому курсу русского языка с помощью моделирования, которое эффективно реализует процесс изучения от простого, незнакомого — к знакомому, то есть делает ...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии

В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...

Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...

Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы с детьми с задержкой психического развития по развитию эмоциональной сферы в условиях современного дошкольного образования

В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога детского сада с детьми с задержкой психического развития с помощью тренинга, как эффективной формы работы, помогающей преодолевать трудности в эмоционально-личностном развитии воспитанников.

Похожие статьи

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

В статье рассматривается один из наиболее распространенных речевых дефектов, встречающихся при ДЦП — дизартрия. Особое внимание обращено на общую симптоматику дизартрии и пути ее коррекции, одним из которых является фонопедический метод. В связи с те...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Экскурсии как средство ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушением слуха

В статье ставится задача рассмотреть влияние экскурсий на ознакомление детей с нарушениями слуха с окружающей средой. В результате исследования было выявлено, что экскурсия — самый эффективный вид деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Необ...

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку

В статье рассматривается вопрос обучение студентов-узбеков русскому языку на занятиях по практическому курсу русского языка с помощью моделирования, которое эффективно реализует процесс изучения от простого, незнакомого — к знакомому, то есть делает ...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии

В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...

Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...

Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы с детьми с задержкой психического развития по развитию эмоциональной сферы в условиях современного дошкольного образования

В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога детского сада с детьми с задержкой психического развития с помощью тренинга, как эффективной формы работы, помогающей преодолевать трудности в эмоционально-личностном развитии воспитанников.

Задать вопрос