Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 29.04.2017

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Андреевских А. А. Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 233-235. — URL https://moluch.ru/archive/151/42877/ (дата обращения: 19.07.2018).



В статье исследуется проблема формирования экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения в современных условиях экологического кризиса. Рассматриваются подходы к определению сущности экологической культуры и гражданской идентичности.

Подчеркивается, что значительным потенциалом для формирования экологической культуры и гражданской идентичности обладает технология проектной деятельности, которая наряду с научным аспектом решения поставленной учебной задачи всегда включает эмоционально-ценностный и творческий аспекты.

Ключевые слова: компетентностный подход, экологическая культура, гражданская идентичность, технология проектной деятельности, исследовательский проект

In the article investigated the problem of formation of ecological culture and civil identity by means of project-based learning technologies in modern conditions of ecological crisis. The approaches to defining the essence of ecological culture and civil identity.

It is emphasized that significant potential for the formation of ecological culture and civil identity has a technology project activities, which, together with the scientific aspect of solving the learning task always includes an emotionally-valuable and creative aspects.

Keywords: competence approach, ecological culture, civil identity, project activities technology, research project

Каждое новое время приносит с собой новую школу. Детское дошкольное учреждение — часть общественного пространства «времени и страны», поэтому отражают и выявляют новые эпохальные общественные тенденции.

Компетентностный формат ФГОС дошкольного образования второго поколения предполагает формирование у старших дошкольников личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), лежащих в основе культурного развития.

В условиях глобального экологического кризиса, ставящего на грань выживания саму человеческую цивилизацию, особую социальную и личную значимость приобретает экологическая культура и гражданская идентичность детей дошкольного возраста, основы которой определены в работах С. Н. Глазачёва, Д. С. Ермакова, А. Н. Захлебного, И. А. Зимней, Г. С. Камериловой,Ж. В. Лукашенковойи др.

Д. С. Ермаков под экологической культурой понимает уровень восприятия детьми природы, окружающего мира и оценку своего положения во вселенной, отношение ребенка к миру. Следует пояснить, что здесь рассматривается не отношение ребенка и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе [4, с. 34].

Определимся с ключевым понятием «гражданская идентичность».

М. А. Юшин представляет гражданскую идентичность как тождественность личности статусу гражданина, как оценку своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [11, с.94].

Гражданская идентичность — это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином.

Таким образом, по нашему мнению, формирование гражданской идентичности призвано обеспечить:

‒ создание поликультурного общества, то есть, такого, где сохраняется и обогащается генокод русского народа, русской культуры, национальное своеобразие других народов, населяющих Россию на основе открытости и равноправного диалога культур, сохранения и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и образцов, форм деятельности, существующих в нашем обществе;

‒ единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Гражданская идентичность является важнейшим инструментом создания гражданского общества, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны, является залогом стабильности государства.

Специалисты подчеркивают структурную неоднородность экологической культуры и гражданской идентичности, а также их взаимосвязь. Анализ научных работ А. Г. Асмолова, Т. Д. Марцинковской, показал связь задач экологического воспитания детей с формированием гражданской идентичности личности. Эта взаимосвязь определена, во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему [1, с.39].

Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой дети выражают в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния [7, с.183].

Д. В. Наумова, А. А. Канашина, исследовавшие уровень осведомленности о России в структуре гражданского мировосприятия в старшем дошкольном возрасте, установили, что на воспитание ребенка в первую очередь оказывает влияние среда, складывающаяся из национальных элементов [8, с.756].

В результате проведенного Д. В. Наумовой и А. А. Канашиной исследования, было установлено, что поиск возможностей, способов и средств оказания помощи растущему человеку в его гражданском самоопределении, необходимо начинать с дошкольного возраста. Так же для этого необходимо разработать новые педагогические технологии, ориентированные на индивидуальное познание.

Значительным потенциалом для формирования экологической культуры и гражданской идентичностидошкольников обладает технология проектной деятельности, которая наряду с научным (познавательным) аспектом решения поставленной учебной задачи всегда включает эмоционально-ценностный (личностный) и творческий аспекты [9, с.21].

Как подчеркивает в своей статье «Ода учебному проекту» А. С. Обуховская, проектная технология «помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного, позволяющего продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными, что, в конечном счете и преследует программа модернизации образования» [10, с. 27].

Проектное обучение обеспечивает проблемно-поисковую деятельность детей, выраженную в процессе создания проекта. Смысл данной технологии заключается в организации исследовательской деятельности, чаще всего на основе краеведческого подхода. Исследовательские проекты направлены на решение реальной личностно значимой проблемы и повторяют структуру научного исследования.

Проектная деятельность детей дошкольного возраста носит исследовательский характер и осуществляется в пять этапов: мотивационно-организационный, поисково-деятельностный, практико-созидательный, презентативный и рефлексивно-оценочный [5, с. 64].

Ярким примером проектной деятельности детей дошкольного возраста может стать проект «Фотография из семейного альбома», целью которого является формирование экологической культуры и гражданской идентичности ребенка.

Работа над этим проектом была начата в январе 2016 года и была приурочена к празднованию Дня Победы. Предполагалось, что на страницах этого альбома усилиями общественности будет собран материал о тех, кто прошел тропами войны, приближал Великую Победу, работая в тылу.

Со временем рамки проекта были расширены: данный альбом уже представлен 51 страницей, 51 судьбой! Фотографиями отцов, дедов, прадедов тех, кто был занят в разработке данного проекта. Проект воплотился и в других формах воспитательной работы: конкурс эпистолярного жанра «Письмо в прошлое», конкурс сочинений «Судьба моей семьи в годы ВОВ», конкурс семейных газет «Древо моей семьи» и др.

Таким образом, в современных социально-экономических условиях востребована личность, обладающая сформированной экологической культурой и гражданской идентичностью, готовая к творческому решению экологических проблем различного уровня. Обосновано, что включение учащихся в исследовательские проекты способствует поэтапному формированию экологической культуры и гражданской идентичности в совокупности ее мотивационно-ценностного, когнитивного и творческо-деятельностного компонентов.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека / А. Г. Асмолов. М., 2007.
  2. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. 2010. № 5–6. С. 140–142.
  3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 32 с.
  4. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетенции учащихся. Монография / Д. С. Ермаков. М.: РУДН, 2008. 181 с.
  5. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения. Учеб.пособие для студентов / Загрекова Л. В., Николина В. В. М.: Высшая школа, 2004. 157 с.
  6. Калинев П. В. Культурная память, идентичность и гражданское общество // Политическая наука, 2002. № 1. С. 169–172.
  7. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология: учебник. М.: Гардарики, 2000. 255 с.
  8. Наумова Д. В., Канашина А. А. Уровень осведомленности о России в структуре гражданского мировосприятия в старшем дошкольном возрасте. — Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 12–13 апреля 2016 г., Москва, МГПУ/ под ред. О. И. Ключко. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. 800 с. С. 754–759.
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др./ Под ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 2001.
  10. Обуховская А. С. Ода учебному проекту/ А. С. Обуховская // Биология в школе. 2004. № 8. С. 27.
  11. Юшин М. А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодёжи в современной России: дис.... канд-та полит. наук Юшина М. А. Тула, 2007. 189 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, экологическая культура, дошкольный возраст, проектная деятельность, проектное обучение, поставленная учебная задача, поликультурное общество, моя семья, значительный потенциал, российская нация.


Похожие статьи

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Поликультурное образование детей младшего возраста. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение.

Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования.

Формирование у дошкольников российской идентичности...

Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности.

Российская гражданская идентичность — это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан России, сложившемуся на основе общности...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Формирование гражданской идентичности определяется как ключевая инновационная задача, миссия общего образования, поставленная временем перед педагогами, связанная с необходимостью обеспечить культурное наследование в демократическом поликультурном...

Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

Атмосфера каждой семьи уникальна и формируется внутри своей культуры.

Филатова Л. В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях развития общества.

Проблема социокультурного развития детей старшего...

Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества...

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения. Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей.

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

культура, толерантность, проект, дошкольная образовательная организация, этнокультура, дети старшего дошкольного возраста, межнациональные отношения.

Проектная деятельность.

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Поликультурное образование детей младшего возраста. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение.

Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования.

Формирование у дошкольников российской идентичности...

Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности.

Российская гражданская идентичность — это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан России, сложившемуся на основе общности...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Формирование гражданской идентичности определяется как ключевая инновационная задача, миссия общего образования, поставленная временем перед педагогами, связанная с необходимостью обеспечить культурное наследование в демократическом поликультурном...

Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

Атмосфера каждой семьи уникальна и формируется внутри своей культуры.

Филатова Л. В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях развития общества.

Проблема социокультурного развития детей старшего...

Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества...

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения. Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей.

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

культура, толерантность, проект, дошкольная образовательная организация, этнокультура, дети старшего дошкольного возраста, межнациональные отношения.

Проектная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Поликультурное образование детей младшего возраста. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение.

Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования.

Формирование у дошкольников российской идентичности...

Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности.

Российская гражданская идентичность — это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан России, сложившемуся на основе общности...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Формирование гражданской идентичности определяется как ключевая инновационная задача, миссия общего образования, поставленная временем перед педагогами, связанная с необходимостью обеспечить культурное наследование в демократическом поликультурном...

Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

Атмосфера каждой семьи уникальна и формируется внутри своей культуры.

Филатова Л. В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях развития общества.

Проблема социокультурного развития детей старшего...

Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества...

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения. Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей.

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

культура, толерантность, проект, дошкольная образовательная организация, этнокультура, дети старшего дошкольного возраста, межнациональные отношения.

Проектная деятельность.

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Поликультурное образование детей младшего возраста. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение.

Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования.

Формирование у дошкольников российской идентичности...

Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности.

Российская гражданская идентичность — это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан России, сложившемуся на основе общности...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Формирование гражданской идентичности определяется как ключевая инновационная задача, миссия общего образования, поставленная временем перед педагогами, связанная с необходимостью обеспечить культурное наследование в демократическом поликультурном...

Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

Атмосфера каждой семьи уникальна и формируется внутри своей культуры.

Филатова Л. В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях развития общества.

Проблема социокультурного развития детей старшего...

Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества...

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения. Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей.

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

культура, толерантность, проект, дошкольная образовательная организация, этнокультура, дети старшего дошкольного возраста, межнациональные отношения.

Проектная деятельность.

Задать вопрос