Практическая деятельность в школьных СМИ как фактор развивающего обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 01.05.2017

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Мехедко М. А. Практическая деятельность в школьных СМИ как фактор развивающего обучения // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 259-261. — URL https://moluch.ru/archive/151/42855/ (дата обращения: 20.09.2018).



Дополнительное образование для учащихся в наше время имеет огромное разнообразие. После уроков подросток может обучаться абсолютно чему угодно, так как города предоставляют большой выбор домов детского творчества, в селах и деревнях развиваются центры дополнительного образования. И если раньше на кружки подростки, в основном, записывались по собственному желанию в более старшем возрасте, то сейчас новая тенденция — детей, которые еще достаточно юны, родители стараются определить в какую-нибудь сферу занятости. Все дело в том, что в наше время от выпускников школ, помимо знаний, требуются еще и такие качества, как инициативность, активность, любознательность, ответственность. Все это прививается подростку и во время дополнительных занятий, и, к тому же, это помогает ему при выпуске определиться с будущей профессией, а, соответственно, с выбором вуза.

Но во время обучения в школе учащиеся зачастую не находят применения своим знаниям и умениям, и желание участвовать во взрослой жизни реализуют путем осуществления ее отрицательных аспектов (алкоголь, курение и т. д.).

Школьная газета — это одно из проявлений взрослой формы деятельности, где подростки, стремящиеся показать свою готовность к новому

этапу в жизни, могут раскрыть весь свой потенциал. Именно об этом мы и поговорим далее.

Что такое школьная газета? По сути, это обыкновенное печатное издание, которое выходит в определенной школе, основной аудиторией которой являются ученики, учителя и работники данной школы. Соответственно, газета, которая выпускается каким-либо центром дополнительного образования, также ориентирована на его работников, педагогов и обучающихся. Отличие такой прессы от обычной в том, что выпускают ее сами ученики и воспитанники. Сами подростки становятся редакторами, корреспондентами, верстальщиками, дизайнерами; собирая круглые столы, они решают важные и серьезные вопросы, связанные с прошедшими или намечающимися событиями; главный редактор каждому дает задание и назначает дедлайн. Эта своеобразная ролевая игра в журналистику есть практика, в которой дети и реализовывают свои способности, развивая при этом те самые навыки, о которых говорилось ранее.

Выпуск такой газеты обычно предполагает наличие руководителя, поскольку является дополнительной образовательной деятельностью, но он лишь курирует, обучает и старается направить умы школьников в нужное русло. Грубо говоря, писать статьи за них в газету руководитель не станет.

При выпуске школьной газеты стоит соблюдать традиции гуманности: материал, в котором учащиеся представляют собственную позицию на что-либо, излагается в форме, близкой к «я-высказыванию»; критика разрешается в случае, если не несет в себе никаких оскорблений. Газета не является пропагандой политических партий или религиозных верований; общечеловеческие ценности являются приоритетными для подобного издания.

Также газета предполагает наличие отражения неформального общения разных возрастных групп, но запрещает публикацию ненормативной лексики.

«Согласно концепции подростковой школы, организационные формы должны побуждать развитие мышления. Это должны быть формы инициации мышления.

Для этого необходимо выстраивать ситуации, в которых возникает теоретическое мышление.

В результате создания таких ситуаций меняется способ существования ученика в школе, его способ работы; меняется пространственно-временная координация учебных предметов, обогащаются формы работы.

Согласно исследованиям Г. А. Цукерман и З. Н. Новлянской, основное направление детских инициатив и самодвижение развиваются в плане отношений, то есть в психолого-социальном плане. Соответственно, в пространстве основной школы должны быть представлены организационные формы для порождения и удержания, для оформления этих инициатив.

Определены два пути построения таких организационных форм.

Первый путь — это путь инициативы детей, возникающий из нужд интеллектуальной сферы. Примером такого пути является опыт З. Н. Новлянской и Г. Н. Кудиной, когда на уроке литературы возникла инициатива детей издавать некие периодические издания. Этот опыт длился в течение полутора лет. В классе появились три конкурирующие редколлегии, которые выпускали свои газеты с конкретной борьбой за читателя, за автора.

Второй путь — это когда взрослый приносит в подростковую жизнь новые предметности, оформляющие запросы подростка на решение своих собственных социально-психологических проблем и задач своей собственной жизни. Примером является экспериментальный курс школьной психологии, созданный Г. А. Цукерман» [Швец, 2003].

Концепция организации школьной газеты более детально рассматривается Спириной Н. А. Прежде всего, она видит необходимость в создании постоянной редакции для обеспечения регулярного выхода издания, которая включает в себя те же самые должности, что и в обычной: редактор, журналисты, фотокорреспондент, верстальщик и пр. Редактор при этом должен иметь хорошие организаторские способности в целях объединения юнкоров вокруг издания.

Спирина советует организовать в своем пресс-центре юнкорское объединение и обратиться за советами в лицеи, школы, гимназии, которые имеют и выпускают свои газеты. Проводя занятия, следует сочетать теорию и практику. Можно приглашать поэтов и писателей, профессиональных журналистов, печатников и так далее, чтобы сделать занятия разнообразнее и интересней. Например, дизайнер или художник могут провести для подростков занятия по дизайну. Но главное, чтобы юнкоры активно принимали участие в создании газеты и в событиях, о которых они напишут. Поэтому не обязательно сводить всё обучение юнкоров к профессионализму. Важно обучить их основам газетного дела. [Спирина, 2013]. Подобные организационные ходы вызывают в школьниках желание работать, развиваться в нужном направлении, а также побуждают интерес к самому процессу создания и выпуска газеты.

Итак, практическая деятельность становится основополагающей при такой работе, как выпуск школьного издания. Подросток принимает участие во взрослой жизни, к которой стремится; расширяет кругозор, собирая материал для своей работы; расставляет для себя акценты и приоритеты, приобретая в процессе работы свои собственные принципы; видит результат своей деятельности и осознает свою важность. Все эти аспекты очень важны для молодых людей в подростковом возрасте, поскольку стремление ко взрослой жизни достаточно быстро активизируется, формируется восприятие самого себя, как взрослую личность, чего старшее окружение не в силах принять и осознать. Этот диссонанс и выравнивает практическая деятельность в школьных СМИ.

Литература:

  1. Спирина Н. А. Журналистика в школе. 2013 — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/310091/ — Заглавие с экрана.
  2. Швец Ф. А. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения. // Школьный психолог, 2003. — № 25–26. — с. 20–21.
Основные термины (генерируются автоматически): школьная газета, взрослая жизнь, дополнительное образование, практическая деятельность, газета, подросток, школа.


Похожие статьи

Наша классная газета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи

При этом газета должна быть интересной, актуальной, отражающей события школы.

Для организации проектной деятельности учеников можно использовать создание газеты класса.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Она ориентирует читателя на использование опыта работы в своей практической деятельности.

Одной из востребованных структур школы является школьный профцентр

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, школа...

Формирование активной гражданской позиции через работу...

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни всего ученического коллектива.

Главный принцип отношения взрослых к развитию в ученическом коллективе самодеятельных начал — учить всему, но не подменять деятельность.

Молодой ученый — издательство

Ресурс включает разделы, содержащие ежемесячные и архивные издания научной периодики, актуальную информацию и анонсы о проводимых научных собраниях и международных конференциях молодых ученых. Есть раздел о правилах оформления и публикаций статей.

Свободное время подростков. Участие в кружковой деятельности

К кружковой деятельности относятся занятия подростков в кружках, клубах, спортивных

В целом такого рода систематическая работа довольно успешно помогает практически реализовать требования школьной реформы о необходимости «улучшить

Творчество. Жизнь.

Школьное самоуправления как средство развития потенциала...

Уже в школе ребенок должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе.

Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

Создание школьной интернет-газеты: инновации в образовании...

Основные термины (генерируются автоматически): школьная интернет-газета, CMS, сайт, создание сайта, школьная газета, учитель школы, структура сайта

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы.

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются: Недостаточная подготовка учащихся к взрослой жизни (школа недостаточно научила...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с

Наша газета составлена из таких страниц — мой класс, следующая — школьные уроки, затем — наши учителя, школьная столовая, веселые...

Наша классная газета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи

При этом газета должна быть интересной, актуальной, отражающей события школы.

Для организации проектной деятельности учеников можно использовать создание газеты класса.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Она ориентирует читателя на использование опыта работы в своей практической деятельности.

Одной из востребованных структур школы является школьный профцентр

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, школа...

Формирование активной гражданской позиции через работу...

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни всего ученического коллектива.

Главный принцип отношения взрослых к развитию в ученическом коллективе самодеятельных начал — учить всему, но не подменять деятельность.

Молодой ученый — издательство

Ресурс включает разделы, содержащие ежемесячные и архивные издания научной периодики, актуальную информацию и анонсы о проводимых научных собраниях и международных конференциях молодых ученых. Есть раздел о правилах оформления и публикаций статей.

Свободное время подростков. Участие в кружковой деятельности

К кружковой деятельности относятся занятия подростков в кружках, клубах, спортивных

В целом такого рода систематическая работа довольно успешно помогает практически реализовать требования школьной реформы о необходимости «улучшить

Творчество. Жизнь.

Школьное самоуправления как средство развития потенциала...

Уже в школе ребенок должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе.

Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

Создание школьной интернет-газеты: инновации в образовании...

Основные термины (генерируются автоматически): школьная интернет-газета, CMS, сайт, создание сайта, школьная газета, учитель школы, структура сайта

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы.

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются: Недостаточная подготовка учащихся к взрослой жизни (школа недостаточно научила...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с

Наша газета составлена из таких страниц — мой класс, следующая — школьные уроки, затем — наши учителя, школьная столовая, веселые...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Наша классная газета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи

При этом газета должна быть интересной, актуальной, отражающей события школы.

Для организации проектной деятельности учеников можно использовать создание газеты класса.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Она ориентирует читателя на использование опыта работы в своей практической деятельности.

Одной из востребованных структур школы является школьный профцентр

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, школа...

Формирование активной гражданской позиции через работу...

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни всего ученического коллектива.

Главный принцип отношения взрослых к развитию в ученическом коллективе самодеятельных начал — учить всему, но не подменять деятельность.

Молодой ученый — издательство

Ресурс включает разделы, содержащие ежемесячные и архивные издания научной периодики, актуальную информацию и анонсы о проводимых научных собраниях и международных конференциях молодых ученых. Есть раздел о правилах оформления и публикаций статей.

Свободное время подростков. Участие в кружковой деятельности

К кружковой деятельности относятся занятия подростков в кружках, клубах, спортивных

В целом такого рода систематическая работа довольно успешно помогает практически реализовать требования школьной реформы о необходимости «улучшить

Творчество. Жизнь.

Школьное самоуправления как средство развития потенциала...

Уже в школе ребенок должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе.

Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

Создание школьной интернет-газеты: инновации в образовании...

Основные термины (генерируются автоматически): школьная интернет-газета, CMS, сайт, создание сайта, школьная газета, учитель школы, структура сайта

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы.

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются: Недостаточная подготовка учащихся к взрослой жизни (школа недостаточно научила...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с

Наша газета составлена из таких страниц — мой класс, следующая — школьные уроки, затем — наши учителя, школьная столовая, веселые...

Наша классная газета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи

При этом газета должна быть интересной, актуальной, отражающей события школы.

Для организации проектной деятельности учеников можно использовать создание газеты класса.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Она ориентирует читателя на использование опыта работы в своей практической деятельности.

Одной из востребованных структур школы является школьный профцентр

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, школа...

Формирование активной гражданской позиции через работу...

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни всего ученического коллектива.

Главный принцип отношения взрослых к развитию в ученическом коллективе самодеятельных начал — учить всему, но не подменять деятельность.

Молодой ученый — издательство

Ресурс включает разделы, содержащие ежемесячные и архивные издания научной периодики, актуальную информацию и анонсы о проводимых научных собраниях и международных конференциях молодых ученых. Есть раздел о правилах оформления и публикаций статей.

Свободное время подростков. Участие в кружковой деятельности

К кружковой деятельности относятся занятия подростков в кружках, клубах, спортивных

В целом такого рода систематическая работа довольно успешно помогает практически реализовать требования школьной реформы о необходимости «улучшить

Творчество. Жизнь.

Школьное самоуправления как средство развития потенциала...

Уже в школе ребенок должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе.

Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

Создание школьной интернет-газеты: инновации в образовании...

Основные термины (генерируются автоматически): школьная интернет-газета, CMS, сайт, создание сайта, школьная газета, учитель школы, структура сайта

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы.

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются: Недостаточная подготовка учащихся к взрослой жизни (школа недостаточно научила...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с

Наша газета составлена из таких страниц — мой класс, следующая — школьные уроки, затем — наши учителя, школьная столовая, веселые...

Задать вопрос