Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 24.04.2017

Статья просмотрена: 348 раз

Библиографическое описание:

Вершинина В. Д. Проблемы функционирования и развития кондитерского рынка // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 251-253. — URL https://moluch.ru/archive/150/42628/ (дата обращения: 24.04.2018).



Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения перспектив развития отрасли экономики для производственных компаний, а также для отраслевых инвесторов, так как именно будущие тенденции развития отрасли предопределяют стратегическое поведение фирм, а для инвесторов — движение капитала в отрасли с большей доходностью.

Выбор кондитерской отрасли в качестве объекта исследования обусловлен тем, что данная отрасль, является развивающейся отраслью наряду со многими отраслями российской экономики.

Перечисленные факторы в совокупности делают кондитерскую отрасль России весьма актуальным и интересным объектом исследования с точки зрения выявления будущих перспектив развития.

Кондитерская отрасль является одной из составляющих отечественной экономики, которые даже в условиях кризиса демонстрируют положительную общую динамику. Эта отрасль имеет мощный потенциал и является одной из развитых в пищевой промышленности России. Продукция кондитерской отрасли имеет особую специфику. Данная продукция, с одной стороны, имеет эластичный спрос, но, с другой стороны, относится к одной из форм удовольствий, что делает ее потребление высоким даже при снижении доходов населения.

Особенностями кондитерского рынка России являются:

1) короткий срок реализации изделий;

2) сложность масштабной логистики и далекой доставки;

3) огромное количество видов и подвидов продукции;

4) полная зависимость производителей от качества сырья поставщиков (ингредиентные товары);

5) традиция потребления домашней выпечки;

6) широкий выбор аутентичного, местного сырья для наполнителей (ягоды, фрукты, орехи;

7) плотная конкуренция в нише недорогих кондитерских товаров и низкая конкуренция в сегменте натуральных, высококачественных, дорогих изделий;

8) дорогостоящие сырье (какао-бобы) из-за падения рубля и спада урожая [1].

В настоящее время отечественная кондитерская промышленность сталкивается с рядом проблем; современные проблемы связаны со спецификой данной отрасли. Особенности кондитерской промышленности представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Особенности кондитерской промышленности России

Российская кондитерская промышленность зависит от географического фактора в плане сырьевых баз: какао-бобы, орехи и другие ингредиенты поставляются из-за рубежа, поэтому сильно зависят от колебаний курса валют. В 2014 году кондитерская отрасль России импортировала более 116 тыс. тонн какао-продуктов. Кроме того, было ввезено 60,89 тыс. тонн какао-бобов для переработки. Основные страны-поставщики какао-бобов представлены в таблице 1. Таким образом, при общей потребности отрасли в закупках какао-продуктов в пересчете на какао-бобы в объеме 206,15 тыс. тонн только 29,5 % (60,89 тыс. тонн) было ввезено в виде какао-бобов, остальные 70,5 % — в виде какао-продуктов [2].

Таблица 1

Основные страны-поставщики какао-бобов

Страны

Кот-д’Ивуар

Гана

Нигерия

Другие страны

% поставок

67,4

23,7

7,9

1

Сложность цепочки создания стоимости в кондитерской промышленности и ее зависимость от многих факторов. Цепочка создания стоимости в кондитерской промышленности включает 4 внутренних производственных процесса. Кроме этого, кондитерская промышленность зависит не только от импортной, но и от российской сельскохозяйственной продукции, производителей упаковки и от торговли.

На каждом из этапов, могут возникнуть проблемы, как экономические, так и технологические. Несмотря на зависимость российской кондитерской промышленности от поставок: какао-бобов, орехов и других ингредиентов и на то, что в 2015 году импорт какао-бобов сократился на 58,4 %, какао-пасты уменьшился на 10,6 %, какао-масла — на 14,3 %, объём производства всех видов шоколада и шоколадных изделий в России не снизился. Производители кондитерских изделий нашли несколько решений данной проблемы, произошло изменение производства кондитерских изделий, что в какой-то степени, по нашему мнению, повлияло на качество продукции, в том числе:

1) увеличили выпуск шоколадных изделий с меньшим процентным содержанием какао-продуктов;

2) стали активнее производить шоколадные изделия с различными начинками;

3) нарастили объемы использования различных добавок;

4) стали более активно использовать заменители некоторых видов какао-сырья, в частности пальмовое масло.

Все это привело к снижению эффективности производства продукции и, как результат, к росту цен. В августе 2015 года цены на кондитерские изделия в России увеличились в среднем на 25 % по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Стоимость шоколада за год выросла на 37 %, карамели — на 30 %. Меньше всего — на 16–18 % — подорожали кексы, рулеты и торты. Наряду с указанными проблемами существуют объективные проблемы кондитерской отрасли России. Современные проблемы отечественных предприятий кондитерской промышленности России:

1) зависимость от импортных поставок сырья и колебаний мировых цен;

2) незавершенность работы по разработке технических регламентов;

3) моральное и физическое старение основных производственных фондов, особенно их активной части;

4) негибкая ассортиментная политика и пренебрежение маркетинговыми исследованиями;

5) продажа большей части продукции в развесном виде, тогда как иностранные компании предлагают фасованную продукцию. Стандартные упаковки;

6) отсутствие сильной рекламы;

7) высокий уровень конкуренции и наличие большого числа взаимозаменяемых товаров.

Из них можно выделить остающиеся зависимость производства от импортных поставок сырья и колебания мировых цен и моральное и физическое старение основных производственных фондов, особенно их активной части, что влияет на низкую конкурентоспособность российских товаров по сравнению с импортными изделиями.

Для решения существующих проблем кондитерской промышленности правительством РФ в 2012 году была принята «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020 года» (далее — Стратегия), в которой было уделено внимание и кондитерской промышленности. Стратегия предусматривает, что инвестиции в социально значимые отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности возрастут на 16,5 % к 2020 году почти до 103 млрд руб. по отношению к 2010 году (88 млрд руб.). В развитие кондитерской отрасли должно быть инвестировано 79,9 млрд рублей. Основные цели «Стратегии развития пищевой промышленности РФ на период до 2020 года» представлены на рис. 2 (в том числе и для кондитерской промышленности).

Рис. 2. Основные цели «Стратегии развития пищевой промышленности РФ на период до 2020 г.»

Как видно из рис. 2, Стратегия предусматривает решение вышеуказанных проблем, в том числе модернизацию производства и наращивание мощностей предприятий пищевой промышленности и на этой основе повышение конкурентоспособности продукции с целью импортозамещения и наращивания экспортного потенциала.

Как показывает практика, Стратегия не учитывает сложившееся состояние и требует корректировки, поскольку государство играет в ее реализации лишь небольшую роль. В начале стратегии отмечается, что общий размер инвестиций, которые требуются на обновление отрасли до 2020 года, составляет около 777,8 млрд руб. Однако стоимость отраслевых программ оказалась вдвое дешевле. Стоит отметить, что для бюджета вышеперечисленные суммы никакого существенного значения не имеют, поскольку 38 % требуемых средств владельцы предприятий вложат в модернизацию из собственных, а еще 62 % привлекут в качестве кредитов. Таким образом, господдержка не сильно способствовала модернизации кондитерской отрасли [3].

Были определены особенности кондитерской промышленности России, рассмотрена структура импорта какао-бобов в Россию по основным поставщикам, цепочка создания стоимости в кондитерской промышленности, современные проблемы отечественных предприятий кондитерской промышленности. Рассмотрены Основные цели «Стратегии развития пищевой промышленности РФ на период до 2020 г». В начале стратегии отмечается, что общий размер инвестиций, которые требуются на обновление отрасли до 2020 года, составляет около 777,8 млрд руб. Однако стоимость отраслевых программ оказалась вдвое дешевле. Стоит отметить, что для бюджета вышеперечисленные суммы никакого существенного значения не имеют, поскольку 38 % требуемых средств владельцы предприятий вложат в модернизацию из собственных, а еще 62 % привлекут в качестве кредитов. Таким образом, господдержка не сильно способствовала модернизации кондитерской отрасли.

Литература:

  1. Как устроен кондитерский бизнес в России // Бизнес- портал. URL: http://moneymakerfactory.ru (дата обращения: 10.04.2017).
  2. Обзор российского рынка какао-сырья и шоколада // Экспортно-аналитический центр агробизнеса. URL: http://ab-centre.ru (дата обращения: 11.04.2017).
  3. Коршунова Е. А., Алферов В. Н. Современные проблемы кондитерской промышленности в России и пути их решения // Стратегии бизнеса. анализ, прогноз, управление. — 16. — № 3(23)
Основные термины (генерируются автоматически): кондитерской промышленности, кондитерской отрасли, кондитерской промышленности России, пищевой промышленности, предприятий кондитерской промышленности, Особенности кондитерской промышленности, модернизации кондитерской отрасли, отечественных предприятий кондитерской, развития пищевой промышленности, проблемы кондитерской, «Стратегии развития пищевой, кондитерской отрасли России, цели «Стратегии развития, Выбор кондитерской отрасли, Основные цели «Стратегии, Продукция кондитерской отрасли, российской кондитерской промышленности, проблемы кондитерской промышленности, кондитерской промышленности правительством, развитие кондитерской отрасли.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос