Бюджетное регулирование развития экономики и обеспечение экономической безопасности страны на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Климентьева Н. М., Ульянкин В. Е., Васина А. Ю., Мальцев Н. А. Бюджетное регулирование развития экономики и обеспечение экономической безопасности страны на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 264-266. — URL https://moluch.ru/archive/150/42584/ (дата обращения: 21.11.2019).



Разработка и утверждение ежегодного федерального бюджета, начиная с 2008 г., осуществляется с использованием трехлетнего формата и основан на применении методологии, сложившейся после вступления в силу (с 1 января 2000 г.) Бюджетного кодекса РФ. Для этой методологии характерно приспособление к неблагоприятной экономической ситуации и использование резервируемых доходов от экспорта энергоносителей и в связи с этим частое изменение правовых норм, регулирующих бюджетный процесс, перевод его во все большей степени в «ручной режим», для которого характерна корректировка параметров бюджета с учетом изменения ситуации. В целом такая методика приводит к нереалистичности бюджетных обязательств, что приводит к недооценке значения бюджетного планирования и недооценки значения радикального совершенствования структуры расходных обязательств бюджета, вытекающих из ст.7 Конституции РФ о «социальности» государства.

В условиях кризиса и рецессии, когда происходит снижение ВВП и доходов бюджета, становится крайне затруднительным планирование дополнительных доходов и планирование новых расходных обязательств, и прогнозирование социально-экономического развития страны на среднесрочный период. Именно поэтому уже дважды формой реагирования бюджетного процесса на кризисную ситуацию — в 2008–2010 гг. и 2014–2015 гг. — стали однолетние бюджеты: сначала на 2009 год, а затем на 2016 год. Но все эти методики не гарантируют экономической безопасности страны направленной на формирование в стране достаточного финансового потенциала для финансового обеспечения всех вопросов для реализации национальных интересов России.

В однолетнем формате бюджета на 2016 г. невозможно было не учитывать такие факторы как: затянувшееся действие санкций западных стран и весьма проблематичное импортозамещение, в ряде отраслей сочетающееся с импорторасширением, требующим увеличения экспорта и притока иностранной валюты; санкционный характер ограничений по внешним государственным займам для покрытия дефицита бюджета и обслуживания государственного долга и непогашение Украиной внешнего долга в объеме 3 млрд. долл., что в условиях дефицита может стать фактором новых внешних заимствований России и роста расходов по обслуживанию государственного долга в перспективе.

С учетом возможных незначительных позитивных изменений макроэкономических показателей в краткосрочной перспективе было принято решение вернуться при составлении бюджета на 2017 г. к трехлетнему формату, который соответствует малозаметному стартовому улучшению экономической ситуации и последующему пусть медленному, но реальному росту. Однако сам по себе возврат к трехлетней методики этого не гарантирует, поскольку не прогнозируются увеличение объемов производств и как следствие увеличение налоговых баз с увеличением налоговых доходов в бюджет [1, с. 4]. Кроме того, контролировать исполнение очередной «трехлетки» практически невозможно, так как перспектива ежегодно отодвигается на последующий год, а показатели прогноза на двухлетний «плановый период» обновляются, что также не обеспечивает экономическую безопасность.

По данным статистики в первом полугодии 2016 года по отношению к первому полугодию 2015 года, инвестиции в основной капитал составили 95,7 %, объем строительных работ — 94,3 %, строительство жилых домов — 90,8 %. Такие показатели близки к минусовому росту ВВП, т. е. усматривается реальный застой, при котором не действует значительная часть факторов, влияющих на рост доходов бюджета. Спад инвестиций сдерживает рост производительности труда и ВВП. В этих условиях запускается не механизм увеличения ВВП и механизм пополнения доходов бюджета на промышленной основе, а механизм активизации администрирования налоговых и неналоговых платежей. Это важно для национальной безопасности, но такой подход не обеспечит постоянные источники для финансовой устойчивости страны.

На наш взгляд, при рассмотрении и утверждении бюджета на 2017–2019 гг. проявилась недооценка реальных возможностей использования источников для покрытия дефицита. Прежде всего, это возможно с привлечением средств за счет эмиссии и размещения облигаций для граждан. По данным Банка России, на начало августа 2016 г. объем денежных средств на счетах населения в рублях и иностранной валюте превышал 23 трлн. руб., в том числе в рублях — около 16 трлн. руб. Всего — в объеме полуторагодичных доходов федерального бюджета (табл. 1). Этот арсенал доходов можно эффективно использовать в бюджетной политике страны для погашения дефицита бюджета.

Таблица 1

Банковские вклады физических лиц России в 2011–2016гг. (трлн. руб.; на 1 марта соответствующих лет)

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

В рублях

8,01

9,7

11,86

13,5

13,88

16,19

В иностранной валюте и драгоценных металлах

1,89

2,09

2,52

3,39

5,33

6,9

Всего

9,90

11,79

14,38

16,89

19,21

23,09

Основные сбережения сконцентрированы у высокодоходных групп населения, которые готовы вкладывать средства в облигации. Решающее значение приобретает размещение таких средств под приемлемый процент — с учетом инфляции и процента по банковским депозитам.

На наш взгляд, финансовым обеспечением политики национальной безопасности могут быть именно финансы населения. Данное мнение связано с тем, что размеры финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении населения, в организованном и неорганизованном виде, становятся по своим размерам соизмеримыми с объемами внутренних и внешних заимствований, государственных и частных компаний, привлекающих инвестиции в реальный сектор экономики государства.

Более того, исходя из опыта других стран, финансовые активы населения представляют собой главный источник финансового обеспечения политики инвестиционного развития государства и именно в странах с развитой рыночной экономикой финансовые накопления населения сравнимы с ВВП, а порой даже превышают его. Согласно данным Мирового банка, Для таких стран, как Португалия, Китай, Таиланд, Турция, Южная Корея, Малайзия, Индия в 70–80-е гг. XX столетия основным источником внутренних финансовых ресурсов для инвестиций были именно сбережения населения, которые составляли в среднем 12,9 % от ВВП.

Подтверждая данные факты, В. Фетисов и Т. Фетисова отмечают, что в настоящее время 50–60 % национального богатства и 70–89 % создаваемого ВНП принадлежит физическим лицам (гражданам, наемным работникам и владельцам капитала) [3, с. 157]. Именно население, является особым носителем дополнительных финансовых ресурсов для страны. С одной стороны — население выступает в роли потребителей товаров, работ, услуг и формируются расходные или сберегательные предпочтения, с другой стороны — население может распоряжаться финансовыми ресурсами, которые составляют их личные сбережения. Когда население приобретает товары, работы, услуги, они оплачивают производителям товаров прямые налоги, которые включены в себестоимость товаров, работ или услуг, и оплачивают косвенные налоги, которые увеличивают стоимость этих товаров. Оплаченные налоги населением увеличивают налоговые доходы бюджета и увеличивают финансовый потенциал и обеспечивают в партнерстве с государством экономическую безопасность. Более того, если населением страны приобретается дорогостоящее имущество, которое используется на правах собственности, то ими в дальнейшем уплачиваются имущественные налоги, которые формируют налоговые доходы местных бюджетов и таким образом, кроме всего уменьшается дотационных таких территорий. Если приобретенное имущество используется населением в предпринимательской деятельности, или иной деятельности приносящей доход, то ими уплачиваются различные налоги, в зависимости от режима учета и налогообложения. Налоговые поступления будут увеличивать доходы бюджета и послужат дополнительным источником погашения дефицита бюджета текущего финансового года и источником финансовой устойчивости государства на перспективу.

Рассмотренный нами механизм трансформации сбережений населения в инвестиции основан на том, что сберегаемая часть денежных средств отчуждается от них на условиях возвратности, срочности, платности, что определяет кредитный характер сбережений и означает обязательное выполнение условий возвратности, срочности с выплатой дивидендов или процентов за пользование сбережениями населения. Получение населением гарантий возврата денежных средств, получение дивидендов или процентов будет являться финансовым стимулом.

На современном этапе решения населения о формировании источников и структуры сбережений и направлениях их инвестиционного использования, являются важным фактором экономического роста, а значит и одним из способов реализации национальных интересов в России, так как национальные интересы в сфере экономической безопасности являются ключевыми. Поэтому использование сбережений населения приобретает особое значение в условиях формирования достаточного финансового потенциала страны в обеспечение ее экономической безопасности на современном этапе [2, с. 74].

Таким образом, мы предлагаем домашние хозяйства, членами которых является население отнести к финансовому инструментарию для обеспечения национальных интересов нашего государства в области экономики и поддержания экономической безопасности.

Исследованный нами механизм трансформации сбережений населения в инвестиции и дополнительные доходы бюджета как один из многих финансовых инструментариев на современном этапе, позволяет нам сделать выводы, том, что назрело изменение всей методологии бюджетного планирования с внесением радикальных изменений в бюджетный и налоговый кодексы. Важно подчинить эти изменения отмене формальных, «неработающих» норм и активному приведению в действие факторов роста ВВП и доходов бюджета. Как бы ни совершенствовались расходные обязательства, они производны от динамики результатов производства, реальных доходов. Это стратегически значимое положение необходимо учитывать, в бюджетном регулировании развития экономики и социальной сфере.

Литература:

  1. Селезнев А. Однолетний бюджет на 2016 год в свете опыта «трехлеток» и кризисной ситуации в стране // Экономист. 2016. № 1. С. 43.
  2. Климентьева Н. М. Проблемы формирования бюджетного и налогового потенциала муниципальных образований. Научно-практический журнал ВАК «Наука и бизнес: пути развития», г. Москва, 2011. № 5., с 73–76.
  3. Фетисов В. Д. Финансы и кредит: Учеб. пособие / В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 157.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая безопасность, иностранная валюта, доход бюджета, трехлетний формат, современный этап, национальная безопасность, достаточный финансовый потенциал, бюджетный процесс, бюджетное планирование, финансовое обеспечение политики.


Похожие статьи

Современная финансовая политика России: проблемы...

Государство использует финансы для достижения своих задач и поставленных целей (в области социальной, экономической, экологической, оборонной, правоохранительной и т. п.). Важное место в этом процессе занимает финансовая политика.

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений...

Саратовская область, федеральный бюджет, финансовый потенциал, кредит, Российская Федерация, бюджетный кредит, бюджет, общая сумма, областной бюджет, Федеральное казначейство.

Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет.

Бюджетное регулирование как необходимое условие...

На современном этапе развития политика бюджетного регулирования должна быть ориентирована на стимулирование региональных и местных органов власти на поиск дополнительных источников бюджетных доходов...

Угрозы стабильности финансовой системы России и способы их...

Ключевые слова: бюджетно-финансовая безопасность, экзогенные и эндогенные угрозы, волатильность рубля, сбалансированность бюджетной системы. Финaнсовая стабильность страны, а также ее регионов, экономических объектов, процессов и отношений...

Финансовый контроль как способ обеспечения экономической...

Статья посвящена вопросам финансового контроля в сфере обеспечения экономической безопасности государства. Раскрыты задачи, поставленные для достижения эффективности функционирования финансовой системы государства.

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на...

Проведение социальной политики, экономическое развитие, обеспечение обороноспособности – всё это зависит от него.

Рис. 1. Структура федерального бюджета РФ [2]. Ещё одной проблемой российской бюджетной системы являются жёстко-выстроенные...

Проблемы обеспечения сбалансированности регионального...

В условиях экономической нестабильности и неопределенности существенно обострилась проблема обеспечения сбалансированности доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. И если федеральный бюджет...

Современные проблемы финансовой политики и пути их решения

федеральный бюджет, финансовая политика, налогооблагаемая база, Российская Федерация, ряд механизмов, нет, национальная валюта, долг, бюджетный дефицит, бюджетная система.

Похожие статьи

Современная финансовая политика России: проблемы...

Государство использует финансы для достижения своих задач и поставленных целей (в области социальной, экономической, экологической, оборонной, правоохранительной и т. п.). Важное место в этом процессе занимает финансовая политика.

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений...

Саратовская область, федеральный бюджет, финансовый потенциал, кредит, Российская Федерация, бюджетный кредит, бюджет, общая сумма, областной бюджет, Федеральное казначейство.

Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет.

Бюджетное регулирование как необходимое условие...

На современном этапе развития политика бюджетного регулирования должна быть ориентирована на стимулирование региональных и местных органов власти на поиск дополнительных источников бюджетных доходов...

Угрозы стабильности финансовой системы России и способы их...

Ключевые слова: бюджетно-финансовая безопасность, экзогенные и эндогенные угрозы, волатильность рубля, сбалансированность бюджетной системы. Финaнсовая стабильность страны, а также ее регионов, экономических объектов, процессов и отношений...

Финансовый контроль как способ обеспечения экономической...

Статья посвящена вопросам финансового контроля в сфере обеспечения экономической безопасности государства. Раскрыты задачи, поставленные для достижения эффективности функционирования финансовой системы государства.

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на...

Проведение социальной политики, экономическое развитие, обеспечение обороноспособности – всё это зависит от него.

Рис. 1. Структура федерального бюджета РФ [2]. Ещё одной проблемой российской бюджетной системы являются жёстко-выстроенные...

Проблемы обеспечения сбалансированности регионального...

В условиях экономической нестабильности и неопределенности существенно обострилась проблема обеспечения сбалансированности доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. И если федеральный бюджет...

Современные проблемы финансовой политики и пути их решения

федеральный бюджет, финансовая политика, налогооблагаемая база, Российская Федерация, ряд механизмов, нет, национальная валюта, долг, бюджетный дефицит, бюджетная система.

Задать вопрос