В статье рассматривается проблема возрождения фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности. Проведён анализ показателей, характеризующих уровень и качество жизни в сельской местности. Выявлена потребность в оказании первичной квалифицированной медицинской помощи жителям сельской местности. В современных ФАПах есть все необходимое оборудование для осмотра и оказания помощи больным и проведения профосмотра. Порой вовремя оказанная помощь может спасти жизнь человека. Для жителей сельской местности современные ФАПы очень выгодны, так как большинство имеют недостаточно средств для того, чтобы постоянно ездить в районный центр.
Ключевые слова: экономика, экономическая целесообразность, уровень жизни, фармацевтическая отрасль, медицинская помощь, фельдшерско-акушерский пункт
Здоровье человека определяется как состояние полного физического и душевного благополучия. Несомненно, на этот показатель влияют множество факторов, таких как окружающая среда, образ жизни, привычки, социально-экономическая ситуация в стране, но все же основная концепция связана с эффективностью деятельности службы здравоохранения. Потребность в анализе проблем медицины является довольно актуальной темой. Особое внимание в современных российских условиях в области анализа здравоохранения занимают проблемы обеспечения прав сельских жителей на сохранение собственного здоровья.
Обращаясь к истории можно подчеркнуть тот факт, что издавна более здоровым и выносливым считался именно деревенский человек, нежели человек городской. Однако современные исследования не находят особых различий между состоянием здоровья сельского и городского жителя, напротив иногда убедительно указывая на более низкие показатели как физического, так и психического здоровья именно у сельского населения.
Обратимся к данным статистики. Согласно расчетам уровень смертности сельского населения превышает городские показатели (данные 2015г на 1000 человек населения ГОРОД — 12,6 СЕЛО — 14,4). Естественная убыль сельского населения выше и, как результат — средняя продолжительность жизни на 2–3 года ниже, чем у городского (данные 2015г на 1000 человек населения ГОРОД — 0,8 СЕЛО — -1,6). В среднем на оба пола городского населения приходится 69,91 лет, а на сельское население — 66,81 [2]. Ухудшение показателей состояния здоровья сельского населения также может складываться из множества факторов, каких как более тяжелые и неблагоприятные условия труда и быта, малая защищенность от воздействия внешней среды, и конечно, труднодоступность квалифицированной медицинской помощи.
До недавнего времени с этой проблемой частично справлялись фельдшерско-акушерские пункты, но в связи с тем, что в 2014 году правительство объявляет о начале программы медицинской оптимизации, ФАПы реорганизуются в отделения Центральных районных больниц. Их ликвидация усугубляет проблему оказания своевременной медицинской помощи, что влечет за собой увеличение показателя смертности.
Изначально программа оптимизации была создана с целью экономии. В период с 2014 по 2018 годы планировалось сэкономить 150 миллиардов рублей. Но по данным статистики лишь за первый год внедрения оптимизации, не дождавшись карету скорой или по пути в больницу, умерло почти на 18 тысяч больше больных, чем до начала реформирования.
Таблица 1
Основные причины смертности по классам заболеваний всельской местности (данные на 2015 г.) [6]
Причина смерти |
Кол-во умерших |
Ишемическая болезнь сердца |
122177 |
Интоксикация (алкоголь и наркотики) |
19778 |
Острый инфаркт миокарда |
12999 |
Инсульт |
12855 |
Сахарный диабет |
7864 |
ДТП |
6625 |
Энцефалит |
4721 |
Эпилепсия |
1003 |
Родовспоможение |
966 |
Согласно представленной таблице можно сделать вывод, что в основном заболевания, которые приводят к летальному исходу, требуют безотлагательной медицинской помощи, а значит, реорганизация фельдшерско-акушерских пунктов в отделения ЦРБ ставит новые препятствия по оказанию этой помощи.
Рассмотрим причины увеличения уровня смертности в связи с реорганизацией:
- Удаленность малых населенных пунктов от медицинских учреждений.
В среднем расстояние между деревнями и центральными районными больницами составляет более 25 км.
- Труднодоступность проезда к деревням вследствие погодных условий.
Зачастую в осенне-весенний период дороги размывает, что становится значительным препятствием для машины скорой.
- Загруженность районных станций скорой медицинской помощи.
Нехватка времени в связи с большим количеством вызовов и, как результат несвоевременное оказание помощи.
Сельское население нашей страны представляет немалую долю от всего населения в целом, поэтому можно предположить, что ФАПы есть необходимая составляющая сохранения и развития жизни в деревне. Поэтому их возрождение в малых поселениях, несомненно, важная задача, которая требует решения государства.
Из-за высокого уровня развития медицины, а вследствие и более высокой продолжительности жизни, правительство развитых стран производит изменение пенсионного возраста и пенсионной политики, развитие переквалификации и обучения взрослых и пожилых людей, что положительно сказывается на экономике государства.
Сравним уровень продолжительности жизни в разных странах с возрастом выхода на пенсию.
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня продолжительности жизни вразных странах свозрастом выхода на пенсию [4, 5]
Страна |
Мужчины |
Женщины |
Продолжительность жизни |
Россия |
60 |
55 |
69 |
Китай |
60 |
55 |
71 |
Казахстан |
63 |
58 |
70 |
Германия |
67 |
67 |
79 |
США |
65 |
65 |
78 |
Великобритания |
68 |
60 |
79 |
Япония |
70 |
70 |
83 |
В целом можно обозначить закономерность, что чем выше продолжительность жизни, на которую в немалой степени влияет уровень развития медицины, тем выше уровень пенсионного возраста назначает государство.
Возможна ли такая практика в России? Уже не в первый год в нашей стране обсуждают законопроект об увеличении пенсионного возраста. Конкретика была внесена проектом «Основных направлений бюджетной политики на 2017–2018 г.г»., в котором была одобрена политика, направленная на планомерное повышение пенсионного возраста на 6 месяцев в течение каждого года, доведя в итоге пенсионный возраст для мужчин и женщин до 63 лет. Министерство финансов аргументирует это непростой экономической ситуацией. По мнению главы Минфина с экономической точки зрения, чем быстрее будут решен этот вопрос, тем благоприятнее будет ситуация для бюджета страны и экономики в целом. Если не приступить к решению данного вопроса, придется сокращать индексацию, что в свою очередь приведет и к сокращению социальных выплат и пенсий, что есть вариант крайне нежелательный, так как на сегодняшний день размер средней пенсии едва превышает прожиточный минимум. В результате проведенных индексаций в феврале этого года, размер средней пенсии составил 12,9 тыс. рублей.
Так будет ли моральным сегодня в нашей стране проводить такую реформу? Только повышая качество жизни и совершенствуя уровень здравоохранения, правительство РФ сможет увеличить продолжительность жизни населения страны и, следовательно, принять новую политику в пенсионной сфере. А так как немалая часть всего населения России представлена жителями посёлков городского типа, сел и деревень, будет целесообразным восстанавливать реорганизованные фельдшерско-акушерские пункты, ведь как уже упоминалось, они в большей мере влияют на сохранение жизни людей в населенных пунктах.
Владимир Владимирович Путин в выступлении «Прямой линии» 14 апреля 2016г. подчеркнул важность сохранения фельдшерско-акушерских пунктов в регионах страны.
«Где-то их можно объединить в районную больницу, где-то — нет. В любом случае, ФАПы надо сохранить. Более того, их нужно расширять. Об этом нужно подумать заранее. Бездумное сокращение сетей школ и медучреждений недопустимо. И в план социального развития села ничего подобного механически заносить нельзя», — акцентировал Президент.
Отметим, за последние годы увеличилось число ФАПов. Главная задача проекта — обеспечить качественное медицинское обслуживание и доступность услуг здравоохранения в сельской местности, в том числе на отдаленных территориях.
Стоимость одного модульного ФАПа составляет 2 млн 635тыс рублей. Фельдшерско-акушерские пункты, строящиеся в настоящее время, представляют собой современный сельский дом общей площадью 120 квадратных метров. Здесь предусмотрены несколько кабинетов — кабинет приема, процедурный и смотровой кабинеты, технические помещения, а также просторный холл для посетителей, а так же можно подключить и рентгенологическое оборудование. Здесь имеются все условия для работы выездных врачебных бригад центральной районной больницы и областных учреждений здравоохранения. В перспективе на их базе планируется открытие аптечного пункта. Новые ФАПы отвечают всем санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым сегодня к учреждениям здравоохранения. Каждый вход оборудован пандусами для беспрепятственного движения людей с ограниченными возможностями [1].
Для примера: В Лебяжском районе Кировской области построено 5 новых ФАПов в д. М-Байса, д. Редькино, д. Елизарово, д. Изиморка, д. Михеевщина.
1.Отдаленность от райцентра в километрах [3]: с. Ветошкино — 21; с. Вотское — 31; с. Боровково — 20; с. Елькино — 30; с. Елизарово — 18; с. Мелянда — 26; с. Синцово — 29; п. Окунево — 15; с. Кокорево — 20; с. Красное — 11; с. Кузнецово — 53; с. Лаж — 38; д. Изиморка — 47; д. Индыгойка — 53.
Средняя отдалённость населённых пунктов от районных центров составляет 29,4км. Дороги до населенных пунктов в основном имеют грунтовое покрытие, поэтому поездка в районную больницу во время распутицы занимает много времени. Не всякий транспорт может проехать, поэтому больные не успевают получить медицинскую помощь, а при некоторых заболеваниях временной фактор является решающим, который определяет эффективность лечения и выздоровления больного. Например при инсульте время оказания медицинской помощи эффективно в первые три часа, а при упущенном времени больной может остаться инвалидом или умереть. Так же есть нетранспортабельные больные, до которых добраться врачу стоит больших усилий, тем более он не может привести с собой крупно — габаритные аппараты для обследования.
2. Численность населения
Таблица 3
Прогноз развития поселений [3]
Наименование показателя |
Един. измер. |
на 01.01.2016 |
на 01.01.2017 |
на 01.01.2018 |
на 01.01.2019 |
на 01.01.2020 |
||
1. |
Численность постоянного населения (раздел «Население») |
7529 |
7356 |
7188 |
7026 |
6870 |
||
всего |
человек |
|
|
|
|
|
||
в том числе в разрезе поселений |
||||||||
Лебяжское городское поселение |
человек |
3178 |
3169 |
3162 |
3159 |
3159 |
||
Ветошкинское сельское поселение |
человек |
526 |
514 |
498 |
0 |
0 |
||
Лажское сельское поселение |
человек |
1737 |
1713 |
1666 |
1526 |
1470 |
||
Михеевское сельское поселение |
человек |
2088 |
1960 |
1862 |
2341 |
2241 |
||
2. |
Численность трудоспособного населения втрудоспособном возрасте (раздел «Баланс труда») |
3915 |
3823 |
3733 |
3646 |
3562 |
||
всего |
человек |
|
|
|
|
|
||
в том числе в разрезе поселений |
||||||||
Лебяжское городское поселение |
человек |
1652 |
1648 |
1642 |
1639 |
1638 |
||
Ветошкинское сельское поселение |
человек |
273 |
267 |
258 |
0 |
0 |
||
Лажское сельское поселение |
человек |
904 |
890 |
866 |
792 |
762 |
||
Михеевское сельское поселение |
человек |
1086 |
1018 |
967 |
1215 |
1162 |
||
3. |
Численность молодежи до 30 лет - |
|
|
|
|
|
||
всего |
человек |
2293 |
2237 |
2189 |
2139 |
2091 |
||
в том числе в разрезе поселений |
||||||||
Лебяжское городское поселение |
человек |
996 |
991 |
988 |
983 |
980 |
||
Ветошкинское сельское поселение |
человек |
162 |
155 |
153 |
0 |
0 |
||
Лажское сельское поселение |
человек |
516 |
509 |
495 |
456 |
440 |
||
Михеевское сельское поселение |
человек |
619 |
582 |
553 |
700 |
671 |
||
|
из них численность детей ввозрасте 0–17 лет включительно на конец года (раздел «Население») |
1410 |
1410 |
1410 |
1400 |
1400 |
||
всего |
человек |
|
|
|
|
|
||
в том числе в разрезе поселений |
||||||||
Лебяжское городское поселение |
человек |
732 |
737 |
748 |
748 |
755 |
||
Ветошкинское сельское поселение |
человек |
86 |
85 |
81 |
0 |
0 |
||
Лажское сельское поселение |
человек |
185 |
185 |
182 |
177 |
172 |
||
Михеевское сельское поселение |
человек |
407 |
403 |
399 |
475 |
473 |
||
4. |
Численность неработающего населения (из стр.1-стр.5) |
5621 |
5466 |
5332 |
5199 |
5055 |
||
всего |
человек |
|||||||
в том числе в разрезе поселений |
||||||||
Лебяжское городское поселение |
человек |
1926 |
1927 |
1940 |
1953 |
1958 |
||
Ветошкинское сельское поселение |
человек |
425 |
413 |
399 |
0 |
0 |
||
Лажское сельское поселение |
человек |
1487 |
1468 |
1426 |
1292 |
1239 |
||
Михеевское сельское поселение |
человек |
1783 |
1658 |
1567 |
1954 |
1858 |
||
5. |
Численность занятых вэкономике (среднегодовая, включая лиц, занятых вличном подсобном хозяйстве) (раздел «Баланс труда») |
1908 |
1890 |
1856 |
1827 |
1815 |
||
всего |
человек |
|||||||
в том числе в разрезе поселений |
||||||||
Лебяжское городское поселение |
человек |
1252 |
1242 |
1222 |
1206 |
1201 |
||
Ветошкинское сельское поселение |
человек |
101 |
101 |
99 |
0 |
0 |
||
Лажское сельское поселение |
человек |
250 |
245 |
240 |
234 |
231 |
||
Михеевское сельское поселение |
человек |
305 |
302 |
295 |
387 |
383 |
||
6. |
Численность занятого населения ворганизациях области, включая занятых по найму уиндивидуальных предпринимателей ифермеров (раздел «Баланс труда») |
1583 |
1555 |
1525 |
1501 |
1490 |
||
в том числе в разрезе поселений |
||||||||
Лебяжское городское поселение |
человек |
1090 |
1073 |
1045 |
1032 |
1025 |
||
Ветошкинское сельское поселение |
человек |
94 |
94 |
94 |
0 |
0 |
||
Лажское сельское поселение |
человек |
165 |
162 |
162 |
160 |
158 |
||
Михеевское сельское поселение |
человек |
234 |
226 |
224 |
309 |
307 |
||
7. |
Фонд оплаты труда (раздел «Труд») |
280142 |
285877 |
292475 |
301920 |
316241 |
||
всего |
тыс. рублей |
|||||||
в том числе в разрезе поселений |
||||||||
Лебяжское городское поселение |
тыс. рублей |
180305 |
183981 |
188980 |
192733 |
204553 |
||
Ветошкинское сельское поселение |
тыс. рублей |
18952 |
20082 |
19992 |
0 |
0 |
||
Лажское сельское поселение |
тыс. рублей |
22592 |
22818 |
23309 |
23485 |
23638 |
||
Михеевское сельское поселение |
тыс. рублей |
58293 |
58996 |
60194 |
85702 |
88050 |
||
|
в том числе фонд оплаты труда вс\х (раздел «Труд») |
13438 |
14873 |
15116 |
15694 |
16558 |
||
всего |
тыс. рублей |
|||||||
в том числе в разрезе поселений |
||||||||
Лебяжское городское поселение |
тыс. рублей |
914 |
2078 |
2193 |
2535 |
2674 |
||
Ветошкинское сельское поселение |
тыс. рублей |
9962 |
10066 |
10167 |
0 |
0 |
||
Лажское сельское поселение |
тыс. рублей |
137 |
139 |
140 |
142 |
150 |
||
Михеевское сельское поселение |
тыс. рублей |
2425 |
2590 |
2616 |
13017 |
13734 |
||
Из таблицы видно, что основная часть населения проживает в сельской местности 4351 человек, что составляет 57,8 % от населения района. Из жителей сельской местности, неработающего населения 3695 человек — это 84,9 % от числа работающих (таблица 3). Это мало обеспеченная часть населения. А стоимость проезда до районного центра и обратно составляет при поездке на автобусе на расстояние до 20 км (100 рублей), от 20–30 км. (100–160 рублей), от 30–40км (160–240 рублей), от 40–50км (240–340 рублей), свыше 50 км — 360 рублей.
Не во все населенные пункты есть рейсовые автобусы. А стоимость найма проезда другого транспорта увеличивается в три раза. Например, при поездке на личном транспорте из с. Кузнецова необходимо 15 литров бензина по цене 39 рублей за 1 литр. Затраты на стоимость бензина составляют 585 рублей плюс амортизация, а также необходимо водителю брать выходной день, что составляет 1 день заработной платы, даже исходя из минимальной оплаты труда 357 рублей в день. Итого, мы получим 942 рубля. Это цена одной поездки до больницы, а порой человеку недостаточно разового приема у врача.
Заработная плата работающего населения в сельской местности составляет 11805 рублей, в целом по району 16696 рублей, по Кировской области 25183 рубля. Средняя продолжительность ОРЗ и ОРВИ (самых распространённых заболеваний) составляет от 5 до 14 дней, что как минимум требует трёх визитов к врачу. Если стоимость одной поездки будет составлять 942 рубля, то житель села будет вынужден понести как минимум издержки в размере 2826 рублей.
В современных ФАПах есть все необходимое оборудование для осмотра и оказания помощи больным и проведения профосмотра. Врачи общей практики выезжают на ФАПы, что экономит время и снижает затраты больных. А также есть условия для оборудования аптечного пункта. Фельдшера прошли учебу и имеют лицензию на продажу медикаментов. После приема врачом, больные сразу могут купить лекарственные препараты, не выезжая в районный центр.
Таким образом, для жителей сельской местности современные ФАПы очень выгодны, так как большинство имеют недостаточно средств для того, чтобы постоянно ездить в районный центр. Фельдшер, получив современное оборудование, может предупредить большое количество болезней. Порой вовремя оказанная помощь может спасти жизнь человека. Государство же в свою очередь поднимет уровень здравоохранения, и уровень жизни в целом.
Литература:
- Рудковский Н ФАПы спешат на помощь / Н. Рудковский // Медицинская газета № 7 (7627) от 3 февраля 2016 года
- Компоненты изменения численности городского и сельского населения // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 18.04.2017).
- Программа социально-экономического развития Кировской области // Администрация Ленинского городского поселения. URL: lengorpos.narod.ru›document/2013/postanovl/2 (дата обращения: 18.04.2017).
- Численность мужчин и женщин // Международные сравнения: федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/icstatistics/incomparisons/# (дата обращения: 18.04.2017).
- Продолжительность жизни // Международные сравнения: федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/icstatistics/incomparisons/# (дата обращения: 18.04.2017).
- Заболеваемость населения по основным классам болезней // Здравоохранение: федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/# (дата обращения: 18.04.2017).