Использование наглядности для ознакомления с хакасской лексикой детей старшего дошкольного возраста в многоязычной группе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Сапронова А. С. Использование наглядности для ознакомления с хакасской лексикой детей старшего дошкольного возраста в многоязычной группе // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 488-490. — URL https://moluch.ru/archive/150/42463/ (дата обращения: 20.06.2018).



В статье рассматривается проблема использования средств наглядности для ознакомления с хакасской лексикой детей старшего дошкольного возраста в многоязычной группе. Приводятся примеры заданий, направленные на ознакомление с хакасской лексики.

Ключевые слова: наглядность, лексика, родной (хакасский) язык

Keywords: demonstrativeness, vocabulary, native language

Проблема данного исследования заключается в повышении эффективности речевого развития дошкольников средствами обогащения наглядности на ООД при изучении хакасского языка.

Использование средств наглядности на занятии имеет огромное значение для повышения качества усвоения детьми дошкольного возраста информации, развития психики и решения педагогических возможностей воспитателя.

Отечественные педагоги и психологи утверждали, что использование наглядного материала на занятиях по развитию речи, физическому воспитанию, ознакомлению с окружающим и в повседневной жизни помогают педагогу.

Принцип наглядности — предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств [1, с.14–19]

При помощи наглядных средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Наглядно-игровые средства дают возможность дошкольникам, у которых не развито словесно-логическое мышление, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.

Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным. Предлагаемые наглядно-игровые средства, способствующие развитию лексико-грамматического строя речи, выполнены с учетом решения максимального количества образовательных и воспитательных задач: для развития пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики [2, с.28–34]

Важной проблемой на сегодняшний день является обучение хакасскому языку в дошкольных учреждениях. Ведь на сегодняшний день даже дети хакасской национальности не знают свой родной язык, поэтому приходиться обучать самому элементарному (звукам, произношению слов и т. д.) [3]

Основной формой обучения хакасскому языку является организованная образовательная деятельность. Главная цель этой деятельности — создать условия для речевой активности детей, стимулирования разговорной речи, правильности произношения хакасской речи.

Планируя работу по обучению детей хакасскому языку, воспитатель должен обязательно учитывать специфику русско-хакасского двуязычия, речевую обстановку в группе, в семьях, уровень понимания детьми хакасского языка. Каждое занятие с детьми предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи. [3]

Все основные методы обучения подкрепляются соответствующими наглядными примерами — показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т. д. Чтобы хакасское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух (название предметов), но и осязание (потрогать предмет), обоняние (понюхать), вкус. Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению хакасского языка детьми. Демонстрация предметов в натуре или их изображение на картине делает занятие живым, интересным.

В центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного хакасского произношения, устранению имеющихся недостатков.

На занятиях обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игры и игрушки», «Семья», «Дом», «Животные» и т. д.) [3]

Целью нашего исследования было: теоретически и эмпирически выявить эффективность использования наглядности для ознакомления с хакасской лексикой в двуязычной группе в процессе образовательной деятельности на основе методики Максакова А. И. Исследование проводилось на таких примерах как:

  1. Определить понимание и употребление бытовой лексики.

Методические приемы: словесное упражнение.

Хоосха-ол ибдегi мал. Хайдағ паза син ибдегi малды пiлчезiӊ?(Кошка — это животное. Каких животных ты еще знаешь?)

Табах- ол iдiс-хамыс. Хайдағ син iдiс-хамыс пiлчезiӊ? (Тарелка — это посуда. Какую посуду ты еще знаешь?)

Муксун- ол чир тамағы. Хайдағ син чир тамағын пiлчезiӊ? (Лук — это овощ. Какие овощи ты еще знаешь?)

  1. «Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Назовите, какие вещи в комнате тоғылахтар (круглые), пöзiктер (высокие), чамызыхтар (низкие).

— Вспомните, кто из животных как передвигается. Харға…(учухча)- ворона... (летает), палых…(чӱсче)- рыба... (плавает), хозан (сегiрче)- заяц... (прыгает).

Проведенное нами диагностическое обследование имело следующие показатели:

Уровень развития словаря

экспериментальная группа

контрольная группа

экспериментальная группа

контрольная группа

высокий

2

1

17 %

8 %

средний

9

8

75 %

67 %

низкий

1

3

8 %

25 %

В процессе выполнения заданий ребенком, отмечалось количество правильно подобранных слов, ошибки и затруднения, испытываемые ребенком при выполнении задания.

В ходе диагностического обследования было выявлено, что высокий уровень развития словаря в экспериментальной группе имеет 2 ребёнок, что составляет — 17 %. В контрольной группе имеет 1 ребёнок, что составляет — 8 %. Дети точно употребляли слова, означающие предметы, действия, признаки. Владели системой обследовательских действий при определении признаков предмета. Использовали в речи слова, обозначающие обследовательские действия, тонкую дифференциацию размера. Объединяли предметы в группы на основе существенных признаков, безошибочно пользовались обобщающими словами и понятиями.

Средний уровень развития словаря в экспериментальной группе имеют 9 детей, что составляет — 75 %. В контрольной группе имеют 8 детей, что составляет — 67 %.

Дети употребляли слова, обозначающие предметы, действия, но допускали ошибки в обозначении предметов. Использовали и называли некоторые обследовательские действия при анализе предмета. Дифференцировали и называли близкие размеры предметов (самый большой, поменьше, маленький, самый маленький). Объединяли в группы, пользовались обобщающими словами — понятиями, но ошибались в определении существенных признаков родового понятия.

Низкий уровень развития словаря в экспериментальной группе имеют 1 ребенка, что составляет — 8 %. В контрольной группе имеют 3 детей, что составляет — 25 %.

Дети затрудняются в точном соотношении слова с предметом, в определении признаков. Не знали и не называли обследовательские действия. Дифференцировали размеры предметов, но в речи отсутствовали слова с точным обозначением величины предмета. Допускали ошибки в группировке предметов, затруднялись в использовании слов, обозначающих родовые понятия, не выделяли существенные признаки предметов.

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем — отличаются нестабильностью успехов в учебе. результаты исследования показали, что у детей недостаточно сформирован словарный запас на хакасском языке.

Литература:

  1. Ерошина Г. Ю. Наглядность как средство активности речевой деятельности детей дошкольного возраста / Г. Ю. Ерошина // Коррекционная педагогика. — 2003. № 5. — с. 14–19
  2. Уварова Т. Б. Использование наглядно — игровых приемов в работе с детьми дошкольного возраста/ Т. Б. Уварова // Коррекционно развивающие технологии, 2003. № 3. с.28–34
  3. Приобщение детей к культуре хакасского народа. Методическое пособие- Абакан: Хакасское книжное издательство, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): хакасский язык, ребенок, контрольная группа, экспериментальная группа, уровень развития словаря, хакасская лексика, родной язык, повседневная жизнь, диагностическое обследование, действие.


Ключевые слова

лексика, наглядность, родной (хакасский) язык

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос