Психолого-педагогический подход к пониманию сущности понятия «цифровая зависимость» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 16.04.2017

Статья просмотрена: 2138 раз

Библиографическое описание:

Карпова, Е. Е. Психолого-педагогический подход к пониманию сущности понятия «цифровая зависимость» / Е. Е. Карпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 523-525. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42346/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья отражает результаты теоретического анализа современной научной психолого-педагогической литературы относительно терминов «цифровая зависимость», «интернет-зависимость», «компьютерная зависимость» и их синонимичного употребления.

Ключевые слова: интернет зависимость, цифровая зависимость, виртуальная зависимость

Высокий уровень технических достижений в XXI веке привел к изменениям во всех сферах жизни. Использование современных телекоммуникационных технологий с одной стороны значительным образом облегчает жизнь людям, с другой стороны провоцирует возникновение различных видов аддикций. Появление феноменов виртуальной, интернет и компьютерной зависимости породило в свою очередь большое количество исследований, посвященных анализу этих явлений, причин их возникновения, мер профилактики.

Основополагающие исследования по проблеме интернет-зависимости начались еще в прошлом веке в США и Европе, что во многом определило терминологию отечественных научных публикаций. При этом за последнее десятилетия значительно расширился спектр понятий, описывающих явления зависимостей от современных цифровых коммуникационных устройств.

Сегодня в научно-педагогической литературе встречаются понятия понятиями «интернет-зависимость», «виртуальная зависимость», «гаджет-зависимость», «онлайн-зависимость», «цифровая зависимость». Синонимичное употребление этих понятий вызывает много споров и на сегодняшний день является предметом интеллектуальных дискуссий в научной среде. Неоднозначность толкований этих понятий формируют у молодых ученых неправильное представление о сущности различных видов технологических зависимостей.

Объясняя феномены поведения, демонстрируемого в сфере цифровых технологий, мы используем старую терминологию, в то время как ежедневное развитие технологий и использование их создает новые явления, которые соответственно требуют новых терминов.

Доктор К. Янг, основоположник теории интернет-зависимости, определяет этот вид технологической зависимости, как навязчивое стремление использовать интернет, которое приводит к межличностным, профессиональным и социальным проблемам. [15, С. 76]. Интернет-зависимость относится к подклассу не химических зависимостей и включает в себя большое количество другого рода аддикций, таких как зависимость от онлайн игр, зависимость от социальных сетей, гемблинг-зависимость. Все эти типы зависимостей появились только благодаря наличию беспроводной сети. Но надо учитывать, что с каждым годом подвидов интернет-зависимости появляется все больше и больше, чему способствуют не только развитие цифровых технологий, но и ценовая доступность гаджетов.

В психолого-педагогической литературе можно встретить различные определения этого термина, повторяющие или немного дополняющие определение К. Янг.

Так Ершова Р. В. определяет интернет-зависимость как компульсивно-импульсивное расстройство, предполагающее чрезмерное, болезненное использование онлайн и оффлайн компьютера или любых других цифровых средств с аналогичными возможностями, сопровождающееся социальными, психологическими нарушениями, проблемами занятости и пр [17, С. 234]. В определении присутствует очевидное противоречие: режим «оффлайн», предполагает быть отключенным от линии, значит, подразумевает отсутствие интернета, но налицо непременное наличие цифрового устройства.

И. Трафимчик и А. О. Болбасов в статье [16, С. 67] диагностируют компьютерную аддикцию с помощью опросника Никитиной и Егорова А. Ю., созданного для диагностики интернет зависимости. Это позволяет предположить, что понятия компьютерной и интернет зависимости авторы приведенной статьи считают тождественными. Однако очевидно, что два принципиально разных понятия, потому как интернет-зависимость может быть замечена даже без наличия компьютера. В то время как в зависимость от компьютера можно попасть и без подключения к интернету. Таким образом, компьютерную зависимость»с одной стороны можно отнести к подклассу интернет-зависимости, с другой стороны к подклассу цифровой зависимости.

Оськина Н. Г. в исследовании, посвященном профилактике интернет-аддикции младших школьников, основывается на классификации К.Янг, которая выделила 5 типов интернет зависимости. В частности в этот перечень вошли компьютерная зависимость (от игр) и компульсивная навигация в сети. Но, как уже отмечалось выше, явление компьютерной зависимости может существовать и без наличия интернета. [13, C. 16]. Эти простые примеры показывают, насколько сложна и запутана ситуация среди определений в сфере современных коммуникационных средств и цифровых технологий. Это связано с ростом и развитием цифровых технологий, и соответственно с ростом научных публикаций по этой тематике.

Егоров А. Ю. [10] считает понятия виртуальной аддикции и интернет-зависимости близкими по смыслу. В основе виртуальной аддикции лежит термин «виртуальный», т. е. реально не существующий. Однако для того, что чтобы стать зависимым виртуально, интернет может понадобиться лишь один раз. Игру можно установить на компьютер или ноутбук с помощью установочного диска, скачать с флешкарты, либо скачать с сайта (для этого интернет понадобится только один раз). Таким образом, на наш взгляд, необходимо разделение интернет-аддикции и виртуальной аддикции.

Понятие «компьютерная виртуальная зависимость» есть чрезмерное использование компьютера, способствующее уходу от реальности и вызывающее деформации личности. Однако в определении Марцинковской Т. Д. мы встречаем помимо компьютера и игровую приставку. [12, С. 82] В этом понятии компьютер должен выступать, как общее название технического средства, предоставляющее возможность подобного рода развлечений. Сегодня это может быть и PSP и ноутбук, и планшет, и смартфон. Очевидно, что все эти цифровые средства перечислять нет никакого смысла, т. к. сегодня технологии развиваются слишком быстро и через несколько лет появятся новые устройства и гаджеты, которые придется снова включать в список.

Гершман А. О. приводит данные исследования развития у детей младшего школьного возраста предпосылок развития цифровой зависимости. При этом определения этому феномену он не дает, зато из самого исследования становится очевидно, что речь идет о зависимости детей от цифровых устройств — смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Гершман А. О. исследует, сколько времени они проводят с ними, с какой целью, какими устройствами пользуются чаще и прочее. [4, С.83]

Некоторые исследователи (Белоусова А. В., Дудина Н. В.) считают, что гаджет-аддикция это неконтролируемое желание использовать гаджеты (смартфоны, планшеты, карманные игровые приставки) с целью развлечения, приводящее к проблемам в учебе, общении. [2, С. 68], [7, С. 275]

По версии Егорова А. Ю. [9] гаджет-аддикцию следует отнести к шопинг-аддикции. Под ней понимается непреодолимое желание скупать новинки цифровых технологий. Желание обладать гаджетом пропадает после выхода в свет последней версии устройства.

Асмолов А. Г., Цветкова Н. А., Цветков А. В. утверждают, что среди исследователей интернет-коммуникации не существует устоявшейся терминологии [1, С. 183].

В европейском сборнике по интернет-зависимости перечислялось более 11 наименований этого феномена, что Войскунский А. Е.справедливо назвал «авторским произволом». [15, С.101]

Другие авторы (Н. Г. Оськина, А. О. Гершман, Т. Д. Марцинковская) не останавливаются на этой проблеме и используют «интернет зависимость», «виртуальная зависимость», «цифровая зависимость» как синонимы, тождественные или взаимозаменяемые понятия.

Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме интернет зависимости выявил проблему синонимичного или тождественного употребления этих понятий, что создает некий хаос в исследованиях по данной проблеме. Назрела необходимость в выработке единой терминологии и доработке существующей классификации в сфере зависимостей от цифровых телекоммуникационных технологий.

Тщательное изучение терминологии, применяемой в исследованиях расстройств поведения в связи с использованием цифровых телекоммуникационных технологий, позволяет сделать выводы:

– понятие «интернет-зависимость» шире, чем понятие «компьютерная зависимость», и первое может включать второе. Эти понятия не тождественны.

– интернет зависимость и виртуальная зависимость это два разных понятия. Они не синонимичны.

– с учетом роста популярности смартфонов следует выделить зависимость от смартфона в отдельный самостоятельный вид аддикции, как вид зависимости, приобретающий на сегодняшний день глобальный масштаб.

– ценовая доступность цифровых коммуникационных устройств, а также увеличение количества пользователей этих устройств заставляет задуматься о выделении понятия «цифровая зависимость», как наиболее широкого и охватывающего все вышеперечисленные виды зависимостей

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Цветков А. В., Цветкова Н. А. Психологическая модель интернет-зависимости личности // Мир психологии. 2004. № 1. С. 179–193
  2. Белоусова А. В. // Профилактика гаджет — зависимости у детей социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. Сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица: в 2-х частях. Уральский государственный педагогический университет. — 2014. — С.67–71
  3. Гершман А. О. Предпосылки развития цифровой зависимости у младших школьников./ А. О. Гершман // Сборник научных статей и материалов международной конференции: Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. — 2016. — С. 83–85
  4. Дмитриева Н. В.. Аддиктивная идентичность виртуально зависимой личности: монография / Н. В. Дмитриева, О. В. Дубровина; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «Ишимский гос. пед. ин-т им. П. П. Ершова». — Ишим, Тюменская обл.: Изд-во Ишимского гос. пед. ин-та им. П. П. Ершова, 2010. — 198
  5. Дудина Н. В. Гаджет-зависимость у детей младшего школьного возраста//
  6. молодость. интеллект. инициатива Материалы IV международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. И. М. Прищепа (главный редактор). — 2016. — С.275–276
  7. Егоров А. Ю. Интернет-зависимости // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / ред.-сост. А. Е. Войскунский. — М.: Акрополь, 2009. — С. 29–55.
  8. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.
  9. Егоров А. Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2015. — N 4(33). — C. 4 [Электронный ресурс]. — URL: http://mprj.ru
  10. Ершова Р. В. Пупиллографические предикторы интернет-зависимости // Сегменты социально-педагогической сферы монография в 2 томах.ГОУ ВО Мос. обл. «Государственный социально-гуманитарный университет»; ассоциация социальных педагогов московской области «социальные педагоги Подмосковья». Коломна, 2015. с. 233–250.
  11. Интернет-зависимость: психологическая зависимость и динамика развития / ред.-сост. А. Е. Войскунский. — М.: Акрополь, 2009. — С. 101–111.
  12. Марцинковская Т. Д. Психология и педагогика: учебник. / Марцинковская Т. Д., Григорович Л. А. — М.: проспект, 2010. — 464 с.
  13. Оськина Н. Г. Профилактика интернет-аддикции у детей младшего школьного возраста.// Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 12. — С.12–19
  14. Тихонов М. Н., Богословский М. М. Интернет-аддикция//Энергия: экономика, техника, экология. 2012. № 3. С. 74–80.
  15. Трафимчик Ж. И., Болбасов А. О. Компьютерная аддикция у молодежи: специфика и профилактика // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. 2011. т. XVIII. № 4 с. 69–70. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. с. 64–78.
  16. Янг К. Клинические аспекты интернет-зависимого поведения// Медицинская психология в России.2015. № 4. С.7
Основные термины (генерируются автоматически): интернет зависимости, компьютерная зависимость, зависимость, интернет, цифровая зависимость, PSP, виртуальная зависимость, компьютер, проблема, синонимичное употребление.


Ключевые слова

интернет зависимость, цифровая зависимость, виртуальная зависимость

Похожие статьи

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Развитие современных технологий связи, сетевой компьютерной обработки информации освободила человека от написания писем, телеграмм, чтения печатных книжных изданий (в том числе использование библиотечного фонда и личных библиотек)...

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

Ключевые слова:увлеченность, зависимость. Актуальность нашего исследования в России приобретает особую значимость в развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности...

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Термин «Интернет-зависимость» ввёл доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания неосознанно долгого пребывания в Интернете. На современном этапе активно обсуждаются актуальные проблемы психологии зависимости...

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного...

Компьютерная зависимость состоит из следующих зависимостей: зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет зависимость [3, с. 14]. Больше всего подвержены к развитию компьютерной зависимости подростки в возрасте от 10 до 18 лет.

Пути решения проблемы компьютерной зависимости

В настоящее время компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации. В разумных пределах работа за компьютером, пользование интернетом и некоторыми видеоиграми, могут быть полезными для человека, как средства...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

Исследование проблем компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в связи с широким развитием компьютерных технологий. Мощный поток новой информации...

Компьютерная зависимость школьников

Еще лет десять назад мало кто имел полное представление об этой загадочной «Всемирной паутине». На данный момент все поменялось. При помощи Интернета можно делать практически все: играть, читать, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться, знакомиться...

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости...

Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков.

Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций.

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости

Интернет-зависимость имеет несколько видов в зависимости от причин её возникновения.

Такими интернет-зависимыми являются люди с коммуникативными проблемами. Неумение общаться заставляет их уходить в виртуальность.

Похожие статьи

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Развитие современных технологий связи, сетевой компьютерной обработки информации освободила человека от написания писем, телеграмм, чтения печатных книжных изданий (в том числе использование библиотечного фонда и личных библиотек)...

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

Ключевые слова:увлеченность, зависимость. Актуальность нашего исследования в России приобретает особую значимость в развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности...

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Термин «Интернет-зависимость» ввёл доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания неосознанно долгого пребывания в Интернете. На современном этапе активно обсуждаются актуальные проблемы психологии зависимости...

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного...

Компьютерная зависимость состоит из следующих зависимостей: зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет зависимость [3, с. 14]. Больше всего подвержены к развитию компьютерной зависимости подростки в возрасте от 10 до 18 лет.

Пути решения проблемы компьютерной зависимости

В настоящее время компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации. В разумных пределах работа за компьютером, пользование интернетом и некоторыми видеоиграми, могут быть полезными для человека, как средства...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

Исследование проблем компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в связи с широким развитием компьютерных технологий. Мощный поток новой информации...

Компьютерная зависимость школьников

Еще лет десять назад мало кто имел полное представление об этой загадочной «Всемирной паутине». На данный момент все поменялось. При помощи Интернета можно делать практически все: играть, читать, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться, знакомиться...

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости...

Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков.

Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций.

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости

Интернет-зависимость имеет несколько видов в зависимости от причин её возникновения.

Такими интернет-зависимыми являются люди с коммуникативными проблемами. Неумение общаться заставляет их уходить в виртуальность.

Задать вопрос