Авторы: Кодиров Зохид Зокирханович, Имамназаров Эркин Дехканалиевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 16.04.2017

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Кодиров З. З., Имамназаров Э. Д. Применение интерактивного метода обучения для повышения познавательных способностей учащихся // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 583-585.



В Постановлении Первого Президента Ислама Абдуганиевича Каримова Республики Узбекистан от 20 мая 2011 года: «О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов», сделан акцент на необходимость внедрения передовых педагогических технологий и форм обучения.

Использование преподавателями интерактивных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей учащихся. Исследователи интерактивных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, то при интерактивном методе — до 90 %. Одним из эффективнейших методов интерактивного обучения является ролевая игра. Ведь в любом возрасте человеку интересны — ИГРЫ.

Ролевые игры иих функции методический прием, относящийся к группе интерактивных способов обучения. Она мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Игра активизирует стремление студентов к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и студентом. Ролевые игры дают возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

В играх студенты овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов студентов. С точки зрения учащихся ролевая игра — это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры студентами не осознается. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

В учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующем: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевая игра формирует у студентов способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Чаще всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии учащиеся лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Преподаватель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому учащемуся, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.

Существует много разнообразных ролевых игр, но в зависимости от ситуации их также можно придумывать. Например, для закрепления темы «Кодирование информации» можно сыграть в Сыщиков.

Задание 1. Восстановите следующую информацию, переведя данные в 10-ичную систему счисления:

«1101 ноября этого года в городе Намангане, по улице Бит в доме 111 квартира 10101 было совершено громкое преступление. У юного 1001-летнего художника были украдены 10 картин. Пострадавший оценил стоимость похищенного в 100100 сум, сюда вошли стоимость за краски, цветные карандаши и альбом».

Задание 2. Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 1612191151. Как зовут девочку?

  1. Мадина;
  2. Гузаля;
  3. Наташа;
  4. Камилла;
  5. Оксана.

Задание 3. Перевести 2 Килобайта в биты.

Выполнивший задание первым является победителем. Игру можно усложнять в зависимости от уровня учащихся…

Таким образом, подводя итог можно сказать, что особенности интерактивных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности учащихся, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Абрамова И. Г. Активные методы обучения в системе повышения квалификации. – Санкт-Петербург 2000 г.
  2. Балаев А. А. Активные методы обучения — Профиздат. Москва 2004 г.
  3. Мильруд Р. П. Организация ролевых игр на уроке. М., 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): ролевая игра, Ролевая игра, интерактивных методов, интерактивных методов обучения, формирование познавательных интересов, способностей учащихся, барьер неуверенности, учащихся ролевая игра, познавательных способностей учащихся, Ролевая игра управляема, познавательных интересов учащихся, творческих способностей учащихся, Ролевые игры, учащихся внутреннюю потребность, возможность робким, ролевой игре, интерактивных способов обучения, методов интерактивного обучения, интерактивного метода обучения, преподавателями интерактивных методов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос