Применение интерактивного метода обучения для повышения познавательных способностей учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 16.04.2017

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Кодиров, З. З. Применение интерактивного метода обучения для повышения познавательных способностей учащихся / З. З. Кодиров, Э. Д. Имамназаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 583-585. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42279/ (дата обращения: 25.04.2024).



В Постановлении Первого Президента Ислама Абдуганиевича Каримова Республики Узбекистан от 20 мая 2011 года: «О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов», сделан акцент на необходимость внедрения передовых педагогических технологий и форм обучения.

Использование преподавателями интерактивных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей учащихся. Исследователи интерактивных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, то при интерактивном методе — до 90 %. Одним из эффективнейших методов интерактивного обучения является ролевая игра. Ведь в любом возрасте человеку интересны — ИГРЫ.

Ролевые игры иих функции методический прием, относящийся к группе интерактивных способов обучения. Она мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Игра активизирует стремление студентов к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и студентом. Ролевые игры дают возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

В играх студенты овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов студентов. С точки зрения учащихся ролевая игра — это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры студентами не осознается. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

В учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующем: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевая игра формирует у студентов способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Чаще всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии учащиеся лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Преподаватель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому учащемуся, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.

Существует много разнообразных ролевых игр, но в зависимости от ситуации их также можно придумывать. Например, для закрепления темы «Кодирование информации» можно сыграть в Сыщиков.

Задание 1. Восстановите следующую информацию, переведя данные в 10-ичную систему счисления:

«1101 ноября этого года в городе Намангане, по улице Бит в доме 111 квартира 10101 было совершено громкое преступление. У юного 1001-летнего художника были украдены 10 картин. Пострадавший оценил стоимость похищенного в 100100 сум, сюда вошли стоимость за краски, цветные карандаши и альбом».

Задание 2. Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 1612191151. Как зовут девочку?

  1. Мадина;
  2. Гузаля;
  3. Наташа;
  4. Камилла;
  5. Оксана.

Задание 3. Перевести 2 Килобайта в биты.

Выполнивший задание первым является победителем. Игру можно усложнять в зависимости от уровня учащихся…

Таким образом, подводя итог можно сказать, что особенности интерактивных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности учащихся, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Абрамова И. Г. Активные методы обучения в системе повышения квалификации. – Санкт-Петербург 2000 г.
  2. Балаев А. А. Активные методы обучения — Профиздат. Москва 2004 г.
  3. Мильруд Р. П. Организация ролевых игр на уроке. М., 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): ролевая игра, игра, барьер неуверенности, интерактивный метод обучения, процесс общения, ситуация, учащийся.


Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство преодоления...

ролевая игра, подросток, учебный процесс, межличностное взаимодействие, сюжетно-ролевая игра, процесс общения, процесс обучения, образовательный процесс, игра, барьер.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе. Ролевые игры как метод интенсификации учебного процесса. Из опыта сотрудничества родителей и детей на примере проекта «Мифы и легенды» в подготовительной к школе группе.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Ключевые слова:активное обучение, интерактивное обучение, деловая игра.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности.

То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

ролевая игра, социальный конфликт, цель игры, классификация, фаза, проведение, творческое мышление. Похожие статьи. Эффективность использования интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы.

К вопросу о применении ролевых игр в учебно-воспитательном...

Посредством игры может быть разрушен не только барьер «учитель — ученик», но и барьер неуверенности детей, закрытых в себе

Ролевая игра в учебно-воспитательном процессе выполняет определенные функции: Мотивационно-побудительная функция.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО.

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного...

Ключевые слова: психологическая теория учения, социально-психологический тренинг, активные методы обучения, групповая дискуссия, ролевые игры, тренинговые упражнения, компетентность в общении.

Игры и игровая деятельности на уроках английского языка в целях...

Ролевая игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется

Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся «маской» за которую они могут спрятаться.

10. Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. — М., 2000.

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

студент, интерактивное обучение, проблемное обучение, преподаватель, ключевое слово, традиционное обучение, дидактическая игра, учебный процесс, языковой материал, интерактивный метод обучения.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство преодоления...

ролевая игра, подросток, учебный процесс, межличностное взаимодействие, сюжетно-ролевая игра, процесс общения, процесс обучения, образовательный процесс, игра, барьер.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе. Ролевые игры как метод интенсификации учебного процесса. Из опыта сотрудничества родителей и детей на примере проекта «Мифы и легенды» в подготовительной к школе группе.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Ключевые слова:активное обучение, интерактивное обучение, деловая игра.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности.

То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

ролевая игра, социальный конфликт, цель игры, классификация, фаза, проведение, творческое мышление. Похожие статьи. Эффективность использования интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы.

К вопросу о применении ролевых игр в учебно-воспитательном...

Посредством игры может быть разрушен не только барьер «учитель — ученик», но и барьер неуверенности детей, закрытых в себе

Ролевая игра в учебно-воспитательном процессе выполняет определенные функции: Мотивационно-побудительная функция.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО.

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного...

Ключевые слова: психологическая теория учения, социально-психологический тренинг, активные методы обучения, групповая дискуссия, ролевые игры, тренинговые упражнения, компетентность в общении.

Игры и игровая деятельности на уроках английского языка в целях...

Ролевая игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется

Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся «маской» за которую они могут спрятаться.

10. Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. — М., 2000.

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

студент, интерактивное обучение, проблемное обучение, преподаватель, ключевое слово, традиционное обучение, дидактическая игра, учебный процесс, языковой материал, интерактивный метод обучения.

Задать вопрос