Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 18.04.2017

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Милосердова Т. Г. Проблема расследования терроризма с точки зрения особенностей квалификации данных преступлений // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 274-276. — URL https://moluch.ru/archive/149/42009/ (дата обращения: 27.04.2018).



Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство [2].

Вал терроризма во всем мире обуславливает необходимость столь же активного противодействия ему, а это в свою очередь предполагает его интенсивное изучение. Терроризм — как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.

В рамках нашей исследования мы остановимся на проблеме расследования терроризма с точки зрения особенностей квалификации данных преступлений.

Существует множество научных воззрений представленные в трудах: Ю. М. Антоняна, Н. А. Беляева, С. В. Бородина, В. Н. Бурлакова, В. С. Бурдановой, В. В. Вандышева, В. П. Васильева, Я. И. Гилинского, С.А.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» № 130 — ФЗ от 25.07.98 г., другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти [1,2,3,4].

Особенностью уголовного и гражданского судопроизводства по делам о террористической деятельности является то, что дела о преступлениях террористического характера, а также дела о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции, по решению суда рассматриваются в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех правил судопроизводства [6].

По УК РФ статья 205 (Терроризм) в действующей редакции такова:

«Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях…» [4].

Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в России определяются не только ратифицированными международными документами, но также и Законом о борьбе с терроризмом. К преступлениям террористического характера в казанном выше ФЗ отнесены преступления, предусмотренные ст. 205–208, 277 и 360 УК РФ. Как видно, данное определение строится по методу перечисления конкретных деяний, в которых терроризм может выражаться, что вряд ли следует признать удачным. Более того, по мысли законодателя преступлениями террористического характера могут быть признаны и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, если они совершены в террористических целях [4].

Основной непосредственный объект преступления терроризма (ст. 205 УК РФ) — совокупность общественных отношений, регламентирующих основы (коренные интересы) обеспечения безопасных условий существования общества. Дополнительным непосредственным объектом этого преступления могут выступать отношения личности, собственности и т. д. [5].

С объективной стороны терроризм, совершается только в виде действий, выраженных в двух альтернативных формах:

а) в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, и

б) в угрозе совершения указанных действий.

Способы совершения данного преступления в законе исчерпывающе не определяются. Анализ судебной практики показывает, что подавляющее большинство актов терроризма совершается путем взрывов.

Терроризм считается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий либо с момента создания угрозы совершения указанных действий.

Например, оказание воздействия на принятие решений органами власти выражается в побуждении, подталкивании соответствующих субъектов к совершению действий, нужных и выгодных для террористов, ради которых они применяют столь изощренные способы, в создании такой ситуации, когда органы власти вынуждены принимать незаконные решения ради обеспечения безопасности граждан и общества. Поэтому акты терроризма совершаются в местах возможного массового скопления людей, нахождения значимого имущества (на транспорте, в служебных помещениях, зданиях, где проводятся публичные мероприятия, при массовых сборах людей и т. п.) [7].

Понятие «иные тяжкие последствия» как особо квалифицированный вид преступлений против общей безопасности в законодательстве не раскрывается, и поэтому должно толковаться правоприменителем в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела.

Среди особенностей квалификации следует отметить, что в УК РФ конструкция объективной стороны данного преступления юридически ставит знак равенства между реальным наступлением общественно опасных последствий, созданием лишь опасности их возникновения, что нельзя признать правильным. Ведь наступление указанных последствий и опасность их наступления в рамках единой уголовно-правовой нормы явно неравнозначны по фактической степени общественной опасности содеянного. Такая конструкция нарушает принцип дифференциации при назначении наказания.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Официальное издание. -M., 1996.
  2. Концепция национальной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). // Российская газета от 10 января 2000 г.
  3. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 3 июля 1998 (в ред. ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. -№ 5. — Ст.3.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ЮРКНИГА. 2016
  5. Галиакбаров Р. Р. Борьба с групповыми преступлениями. Вопросы квалификации. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010.
  6. Галиакбаров Р. Р. Разграничение терроризма и бандитизма // Российская юстиция. 2011. № 7.
  7. Гаухман Л. Д. Уголовно-правовая борьба с терроризмом. М., 1999.
  8. Лукашев А. Некоторые новые взгляды на системный подход к борьбе с терроризмом. // Материалы международной конференции.23–24 октября 2001.М., 2001.
  9. Луценко В. В. Пусть весь мир поставит их вне закона // Бизнес и безопасность в России. 2001. № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): совершения указанных действий, Президента РФ, террористического характера, расследования терроризма, особенностей квалификации, опасных последствий, зрения особенностей квалификации, квалификации данных преступлений, опасность гибели людей, особенностей квалификации данных, распоряжения Президента РФ, Уголовный кодекс РФ, точки зрения особенностей, закон «О борьбе, решений органами власти, распоряжения Правительства РФ, Федеральный закон «О, принятие решений органами, Уголовным кодексом РФ, международные договоры РФ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос