В предыдущей статье мы высказали свои мнения об организации современных учебных площадок в школе. В конце статьи мы сказали что, следует создать перечень необходимых устройств и обеспечить его оборудование. В результате исследования мы попытаемся познакомить проектом площадки и с оборудованиями которые можно будет установить на нем. Основная задача площадки обеспечение своевременного проведения практических работ и наблюдений, предусмотренных в рамках программы. Исходя из вышесказанного, площадки для занятий применяются в основном для следующих целей.
- Выполнение эпизодических наблюдений (выполняются редко). Этот вид наблюдений формирует у учащихся пространственные представления. В работах по фенологическому наблюдению. При определении видов растений. Можно использовать при изучении корня, листа, процесса фотосинтеза. Также, при изучении состояния воздуха. Такие наблюдения в основном проводятся в 5–6 классах. Определение полярной звезды, абсолютной высоты и географических координат точки могут быть примерами таких наблюдений.
- Разовые практические работы и наблюдения. Для проведения таких наблюдений необходимы гномон, солнечные часы, модели параллелей и меридианов, нужно определить состояние погоды и др. Этот вид наблюдений предусматривается учебной программой и является обязательной к выполнению.
- Постоянно проводимые наблюдения. К ним относятся такие виды наблюдений, как метеорологические и определение высоты солнца над горизонтом, фенологические наблюдения. Эффективное использование площадок связано в основном с точной организацией проводимых в них работ. [1]
Во время проведения практических работ и наблюдений все ученики должны быть заняты работой и не должны мешать друг-другу. Для предотвращения негативных последствий при проведении занятий все ученики должны быть разделены на группы по 5 человек. Целесообразно раздать задания для каждой группы в виде раздаточного материала. Учитель контролирует все работы, проводимые на площадке, и по мере необходимости может помогать работать с приспособлениями и устройствами. Ученики заносят и зарисовывают все результаты наблюдений и практических работ в свои тетради. После окончания занятий некоторые приборы нужно будет собрать и привести площадку в порядок. Организация на площадке дежурства даст возможность пользоваться ею долгие годы. [3]
В последние годы передовые преподаватели разрабатывают разнообразные варианты оборудования площадок. Такая площадка включает в себя возможность формирования у учащихся пространственных представлений, разнообразных навыков и умений, наблюдения метеорологических и астрономических явлений и процессов, изучения геологических, рельефных, водных и растительных процессов, наблюдения топологических знаков в местности.
Для выполнения вышеприведенных вариантов потребуется более 40 учебных средств: моделей, приборов, средств, натуральных объектов. Некоторые исследователи рекомендуют размещать на плошадках не менее 80 средств. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем следующее строение площадок и попробуем познакомить с приборами и их свойствами.
Рис. 1. Общий вид площадок для занятий (создано автором)
При изготовлении площадки для занятий в качестве основы взята географическая площадка.
Мы говорили о том, что в процессе исследований по организации площадок будем изучать учебные программы.
Изучение программ предмета географии показывает то, что по этому предмету объем принудительных наблюдений и других работ проводимых на площадке не велик. Работы проводимые по предмету география на площадке следующие. К ним относятся:
– Наблюдение за погодой и измерительные работы
– Определение направления местного меридиана
– Определение солнечного времени и сторон горизонта
– Определение высоты солнца над горизонтом в обеденное и другое время
– Практическое выполнение различных форм рельефа, т. е. создание их моделей
– Отражение гидрологических объектов и процессов связанных с ними.
Наличие на площадке камней, песка, почвы даст возможность моментально создать модель различных объектов или явлений. [2]
На площадке занятий должно быть минимум учебных принадлежностей. Площадка необходима для учеников для формирования пространственных представлений, понятий и навыков на месте. Считаем целесообразным, если выпускники школ могут ориентироваться на местности, выполнять простейшие метеорологические и астрономические наблюдения.
Необходимо наличие следующих приборов для формирования пространственных представлений.
Перегородка линейка с шкалой — с помощью данного прибора можно измерять длину шага, измерять на глаз, измерять расстояния различными дургими способами. Высота перегородки вокруг площадки должна быть 1,1,5 м. В зависимости от высоты целесообразно красить его в белый и черный цвета.
Дорожка шириной 100 см должна окружать площадку с внешней стороны и будет лучше если площадка имеет кривизну в 1–2 градуса. Если площадка будет покрыта песком или маленькими кирпичиками, камнями то и во время дождя она будет чистой. Вместе с тем, для формирования навыков и умений по ориентации в пространстве используются различные приборы и модели. Размер площадки должна давать возможность размещения максимум учебных средств и приборов. Она не должна быть очень большой, но в то же время не должна быть чересчур маленькой. При организации площадки должны быть учтены межпредметные связи и внутренние возможности школы.
При создании площадок должны быть учтены следующие правила.
- Размер площадки должна давать возможность размещать всех участников класса одновременно при проведении занятий;
- Расстояние между точками наблюдения должна быть выбрана так, чтоб ученики не мешали друг — другу при выполнении заданий;
- При размещении приборов должна быть обеспечена их бесперебойная и качественная работа.
Размещение приборов и средств на площадках для занятий.
1. Перегородка линейка. 2. Дорожка со шкалой. 3. Образцы местной почвы. 4. Образцы местных горных пород. 5. Квадратный метр. 6. Кубический метр. 7. Репер. 8. Флюгер, столб, ростомер. 9. Нефескоп. 10. Метеорологическая будка. 11. Осадкомер. 12. Измеритель снега. 13. Астролябия. 14. Эклиметр. 15. Полярная звезда. 16. Горизонтальные солнечные часы. 17. Экваториальные солнечные часы. 18. Румбический круг. 19. Гномон. 20. Модели параллелей и меридианов. 21. Ящик с песком. 22. Места для сидения учеников. 23. Классная доска. 24. Рабочее место учителя. Оборудования и приборы, предназначенные для формирования пространственных представлений должны размещаться в северо-западной части площадки. При этом флюгер нужно расположить так, чтоб при определении скорости ветра его можно было бы обойти со всех сторон.
Метеорологические приборы. Должны располагаться очень компактно, чтоб при наблюдениях ученики тратили минимум времени. Метеобудка располагается в южной части площадки и нужно обратить внимание на то, чтоб двери открывались на север.
Приборы для определения высоты солнца над горизонтом, а также устройства для определения линии местного меридиана в обеденное время не должны оставаться в тени.
Деревья, кустарники и травы в растительной части площадки должны располагаться в солнечной стороне площадки.
Для эффективной работы на площадке она должна оборудоваться стульями для учеников и преподавателя.
Процесс организации школьной площадки можно разделить на 3 части.
- Подготовительная часть
- Организационная часть
- Основная строительная часть
В подготовительной части определяется порядок расположения приборов на площадки, составляется список изготовляемых приборов, подготавливается смета покупных приборов. Почти все работы подготовительной части лежат на ответственности преподавателя.
В организационной части составляется список работ, выполняемых со стороны, администрации школы, помощь родителей, и исполнители разных работ.
Если все работы не выполняются строго по графику, то возникают трудности при организации площадки. [4]
После проведения подготовительных и организационных работ начинаются непосредственные строительные работы.
При этом выполняются следующие работы.
- Выбор места для площадки, определение границ, нивелирование местности, нужно обратить внимание на то, чтоб выбранное место было вдали от высоких зданий, хорошо проветривалось, было открыто направления с севера на юг.
На площадке должны ясно просматриваться стороны горизонта. Целесообразно строить площадку на ровной местности.
- Определение места для размещения приборов и оборудования.
- Расположение переносных приборов и установок.
- Очистка площадки.
Границы площадки должны быть отгорожены ограждением высотой 120–150 см. Дверь на площадку должна быть на замке. Целесообразно окрашивать ограду в белый цвет.
В заключение можно сказать, что эффективное использование площадки для занятий связано с точным и полным выполнением проводимых на ней работ. Во время практических занятий и наблюдений все ученики должны быть заняты и не должны мешать друг другу.
Для предотвращения негативных действий все ученики должны ыть разделены на группы по 5 человек. Целесообразно выполняемые каждой группой задания раздать в виде раздаточного материала. Преподаватель контролирует работу каждой группы и по мере необходимости помогает ученикам в работе с приборами и установками. Ученики записывают и зарисовывают все что они наблюдают в свои тетради.
После окончания занятий некоторые приборы должны быть собраны и площадка приведена в порядок. Организация дежурства на площадке дает возможность использовать данную площадку долгие годы.
Литература:
- Будин А. С., Школьная географическая площадка, 2 изд., М., 1960.
- Голов В. П. Средства обучения географии в условиях их эффективного использования. Москва, Просвещение, 1987.
- Максаковский В. П. Географическая культура Москва 1999.
- Семакин Н. К. Географический кабинет и учебная площадка в школе M.1983.