Национальные и международные нормы, связанные с борьбой с коррупцией: историко-аналитический взгляд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 19.04.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Азизова М. А. Национальные и международные нормы, связанные с борьбой с коррупцией: историко-аналитический взгляд // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 221-223. — URL https://moluch.ru/archive/149/41875/ (дата обращения: 27.05.2018).



В статье изучено понятие «коррупция», ее историческое происхождение и развитие. Пронализированы причины появления и варианты решений данного негативного явления. Проведен частичный анализ статей уголовного законодательства Узбекистана, которые противодействуют коррупции в стране.

Ключевые слова: государство, коррупция, закон, власть, государство, злоупотребление, конвенция, модельный закон, кодекс, контрабанда.

The article deals with the concept of «corruption», its historical origin and development. The causes of appearance and variants of the solutions of this negative phenomenon are analyzed. A partial analysis of articles of the criminal legislation of Uzbekistan, which counteract corruptions in the country, has been carried out.

Keywords: state, corruption, law, power, state, abuse, convention, model law, code, smuggling

В настоящее время одним из наиболее употребляемых терминов в национальном и международном праве является — Коррупция. Конечно же, коррупция как негативное явление появилось не сегодня, имеет древнюю историю. Древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что «в каждой государственной системе посредством законов и распоряжений необходимо так организовать работу, чтобы должностные лица не могли обогатиться незаконным путем». Французский мыслитель Шарль Монтескье по этому поводу сказал: «Из опыта веков известно, что любое лицо, обладающее государственной властью, склонно ею злоупотреблять и будет действовать пока не достигнет своей цели».

В новый период истории Западной Европы коррупция и коррупционные взаимоотношения приобрели различные формы и получили широкое распространение, что известно не только из исторических источников, но и нашло отражение в произведениях передовых мыслителей и литераторов. В частности, это хорошо описано в «Венецианском купце», «Мера за меру» Шекспира, «Ад», «Чистилище» Данте. Последний, к слову, предлагал разместить коррупционеров на выбор в самом темном или глубоком месте в аду.

Никколо Макиавелли изучив вопросы истории и развития коррупции, сравнивал коррупцию с кашлем: «Коррупция как кашель трудно предугадать, а вылечить легко, если же вы запустили болезнь, легко диагностировать, но трудно лечить».

Эти слова актуальны на сегодня для всех стран, в которых в той или иной мере распространена коррупция.

Как известно, термин «коррупция» латинского происхождения, означает (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча, растление, продажность, разложение) «покупать, разлагать» и является отнокорневым со словом «коррозия», т. е. «ржавчина, гниение». Таким образом, социальное значение данного понятия «покупать, разлагать власть».

Хотя в национальном законодательстве существует четкое правовое определение данного термина, но все же обратимся к международным источникам, в частности на I сессии Группы по проблемам коррупции Совета Европы (22–24 февраля 1995 г., Страсбург) дается следующее определение коррупции:

«Коррупция — подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделённых полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений такого рода, и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц».

При совершении указанных выше действий должностными и недолжностными лицами наносится огромный вред или урон общественным интересам, законам, правам человека.

Кроме того, коррупция «охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17.12.1979 Резолюцией 34169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)).

«Коррупция — злоупотребление функциями государственной власти в личных целях» (Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции).

Коррупция — это злоупотребление своим служебным положением в личных целях (Отчет Всемирного банка, 1997 г.)

Кроме того, Первый Президент Республики Узбекистан И.Каримов давая определение понятию коррупции, отмечал: «Коррупция и взяточничество являются скрытым и отвратительным видом преступления. Этот вид преступления не только сбивает с пути управленческий аппарат, но и разрушает принципы рыночных отношений».»Коррупция, сопряжана прежде всего с использованием возможностей государственной службы для содействия или прямого оказания помощи криминальным структурам».

В целях противодействия коррупции были приняты Постановления Кабинета Министров от 3 марта 1992 г. «О создании в структуре Прокуратуры Республики Узбекистан Управления по борьбе с коррупцией, хищениями и другими злоупотреблениями в сфере внешнеэкономической деятельности», от 11 мая 1994 г. «Об организационных мерах по защите частной собственности и предпринимательства от коррупции, рэкета и других проявлений организованной преступности»; от 28 мая 1997 г. «О дальнейшем развитии дел по совершенствованию борьбы с коррупцией, рэкетом и терроризмом» и разработаны меры по обеспечению их выполению.

Согласно анализу Программы развития ООН («UN Development Program») большую роль в возникновении коррупции играют следующие факторы: власть или полномочия, личные интересы, непрозрачность, неподотчетность.

Следует особо отметить, что существуют межнародные правовые документы по противодействию коррупции на мировом уровне:

а) Конвенция ООН по противодействию коррупции;

б) Конвенция Европейского Союза об уголовной ответственности за коррупцию;

в) Конвенция Европейского Союза о гражданской ответственности за коррупцию;

г) Модельный закон «Об основах законодательства об антикоррупционной политике» в рамках СНГ;

д) Программа действий по борьбе с коррупцией в Азии и Океании Азиатского банка реконструкции и развития;

Кроме того, 31 октября 2003 г. Организацией Объединенных Наций была принята Конвенция по противодействию коррупции (состоит из преамбулы, 8 глав, 74 статьи), к которой Республика Узбекистан присоеденилась с Законом «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года)

Анализ законодательства нашей страны показывает, что правовые основы противодействия коррупции нашли отражение в действующем Уголовном кодексе Республики Узбекистан.

В Уголовном кодексе Республики Узбекистан предусмотрены следующие статьи по противодействию коррупции:

  1. Хищение путем присвоения или растраты (статья 167);
  2. Лжепредпринимательство (статья 179);
  3. Лжебанкротство (статья);
  4. Нарушение таможенного законодательства (статья 182);
  5. Уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей (статья 184);
  6. Злоупотребление властью или должностными полномочиями (статья 205);
  7. Превышение власти или должностных полномочий (статья 206);
  8. Должностной подлог (статья 209);
  9. Получение взятки (статья 210);
  10. Дача взятки (статья 211);
  11. Посредничество во взяточничестве (статья 212);
  12. Незаконное получение служащим государственного органа, организации с государственным участием или органа самоуправления граждан материальных ценностей или имущественной выгоды (статья 214)
  13. Легализация доходов, полученных от преступной деятельности (статья 243);
  14. Контрабанда (статья 246).

Указанные статьи не только не раскрывают сущность понятия коррупции, но не позволяют в должной мере оценить коррупционность определенных действий.

В заключении следует отметить, что принятый 3 января 2017 г. Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» (состоит из 6 глав, 34 статей) послужит основой для эффективной борьбы с данным негативным явлением. Вместе с тем, коррупция считается сложным социальным явлением, эффективное противодействие которому нельзя вести отдельными мерами, а подходить к данному вопросу комплексно.

Кроме того, целью и объектом деятельности по борьбе с коррупцией является не отдельный коррупционер, а устранение и профилактика причин возникновения противоправных действий.

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан», — 2014 г. 74 стр.
  2. И.Каримов. По пути безопасности и стабильного развития. Том 6. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасноти, условия и гарантии прогресса. 1998 г.
  3. И.Каримов. Доклад «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране». 12 ноября 2010 г.
  4. Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-419 «О противодействии коррупции». 3 января 2017 г. http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=3088013
  5. «Коррупция-жамият тараққиёти кушандаси» //http://www.minjust.uz/uz/press/ourpublications.2014 й. август.
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Узбекистан, противодействию коррупции, противодействия коррупции, кодексе Республики Узбекистан, Уголовном кодексе Республики, следующее определение коррупции, определение понятию коррупции, целях противодействия коррупции, коррупции Совета Европы, развития коррупции, сущность понятия коррупции, Конвенция Европейского Союза, основы противодействия коррупции, возникновении коррупции, Республики Узбекистан И.Каримов, Республики Узбекистан «О, Республики Узбекистан Управления, присоединении Республики Узбекистан, мере распространена коррупция, Западной Европы коррупция.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос