В технологии обучения в отличие от общей дидактики, не может нечто декларироваться, если его нельзя измерить, системно построить, и управляемо воспроизвести на практике. Такое положение относится не только структурным составляющим технологии обучения, но и самому понятию „технология обучения“.
Обучения — это такая же производственная деятельность, как и любая другая, которая характеризуется не столько тем, что производится, сколько тем, как и какими средствами труда производится. С этой точки зрения, по-нашему мнению, целесообразно введение технологического параметра “уровень технологии обучения”.
Если с этих позиций рассматривать уровни технологии обучения, то их окажется в истории педагогики не больше, чем эпохи в общественной истории в целом. [1]
I уровень (=1) технологии обучения — соответствует эпохе педагогической деятельности индивидуального педагога, если можно так выразиться, работающего вручную. Это эпоха характеризуется работой учителя ничем не вооруженного, кроме своих собственных физических сил и органов, знаний и своего собственного мастерства. И так продолжается без существенных изменений тысячи лет человеческой истории, вплоть до середины XVIII в, когда первые учебники легли на столы учащихся.
II. уровень (=2) технологии обучения, характеризуется использованием учебных книг в процессе обучения, Хотя первые учебные книги появились в ученических ранцах или в холщовых сумках в середине ХVIII века, технология ее создания и использования еще не совершенна, а ей на пятки наступают новые средства обучения, т.е аудиовизуальные средства обучения.
III уровень технологии обучения (t=3). В этом уровне в процессе обучения на помощь учителю приходят аудиовизуальные средства обучения как диапроекторы, эпипроекторы, кодоскопы, кинопроекторы и телевидение.
IV уровни технологии обучения (t=4) в качестве технических средств обучения начинается использование простых устройств автоматического управления.
Качественно новым этапом в создании технических средств обучения является использование систем, автоматизирующих определенные учебные процедуры: передачу информации, контроль знаний, коррекцию учебной работы, составление учебной документации.
Автоматизированная обучающая система (АОС) определяется как совокупность технических, математических, лингивистических и информационно-методических средств, предназначенных для автоматизации обучающего диалога, поиск и обработка учебной информации.
V уровень технологии обучения (t=5) характеризуется внедрением вычислительной техники в школьный учебно-воспитательный процесс. Внедрение современных ЭВМ в систему образования открыла возможность создания автоматизированных обучающих систем (АОС) и автоматизированных обучающих комплексов (АОК).
И тут мы должны отмечать, что приобретение компьютеров и оснащение ими классные комнаты еще не означает V уровня технологии обучения. Надо постоянно иметь в виду принцип целостности проектирования и использования педагогической технологии и действовать в соответствии с этим принципом. Если в педагогическую систему (ПС) в качестве технического обучения вводится компьютер, то и другие элементы ПС должны быть в такой же степени подстроены под него, чтобы получилась качественно новая, совершенная педагогическая технология, охватившая все дидактически возможности компьютера.
Основным качеством любой технологии обучения должна быть подвижность, мобильность, способность к быстрым изменениям. В 70-х годах прошлого века возникло понятие информационной технологии, базирующейся на бумажных (книги и другие печатные материалы) и пленочных носителях информации.
Особую роль в развитии информационных технологий сыграли компьютеры, различные электронные средства аудиовидеотехники и систем коммуникации. Именно с этими средствами связано понятие новых информационных технологий обучения.
Внедрение новых информационных технологий обучения не отрицает традиционных технологий, так как производство информации на бумажных и других твердых носителях продолжает расти быстрыми темпами, не уступающими производству информации на электронных носителях. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, технологиями и продукцией. В настоящее время одной из самых серьезных проблем является проблема адаптации человека в новой информационной среде.
Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших технологий и даже ставят под сомнение их использование. Так, например, японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают развивать интеллект учащихся, но, с другой стороны, не обеспечивают прочного закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен мотивации учащихся при работе с компьютером предлагает проанализировать, является ли возникающая при этом игра учебной [2]. Кроме того, компьютерные занятия имеют и негативные последствия- невроз, снижение зрения и др.
В целом специалисты сходятся во мнении, что необходим комплексный подход к анализу новейших средств обучения, подразумевающий качественную подготовку учителей, а также сотрудничества ученых, педагогов и специалистов в области новейших технологий.
Литература:
- Б. Х. Рустемов.,И. И. Рахматов Модель целостной технологии обучения школьному курсу физике. Бухара.,Дурдона, 2011.52 стр.
- Технология обучения (саентология) www. google. ru.
- Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. М., Просвещение, 1990, 288с.