Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Шемелова О. Ю., Гурова И. В. Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки) // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 208-210. — URL https://moluch.ru/archive/149/41766/ (дата обращения: 20.04.2018).



В статье рассматривается проблема развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей; характеризуются этапы работы по обучению старших дошкольников сочинению загадок.

Ключевые слова: речевое творчество дошкольников, загадка, сочинение загадок

В настоящее время общество испытывает потребность в активных творческих личностях, способных генерировать и реализовывать новые идеи, предлагать оригинальный продукт. Несомненно, воспитание такой личности должно начинаться уже в дошкольном возрасте, являющимся, по мнению психологов (О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддьяков), сензитивным для развития творческих способностей.

Особое значение в этот важнейший период жизни человека приобретает развитие речевого творчества, что подчеркнуто в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования при характеристике содержания образовательной области «Речевое развитие» [10, с. 78]. Ученые-лингвисты, онтолингвисты, психолингвисты, педагоги (А. Н. Гвоздев, В. А. Левин, А. А Леонтьев, С. Н. Цейтлин, Л. В. Щерба и др.) едины во мнении, что сам процесс овладения речью дошкольниками протекает по законам творчества. Доказательством этому могут служить два факта. Во-первых, наблюдаемое у детей в возрасте от двух до пяти лет активное конструирование новых слов представляет собой нерасторжимое единство подражания (образования по аналогии) и творческого акта. По словам С. Н. Цейтлин, дети, овладевающие русским языком, «отличаются особой лингвокреативностью» [13, с. 168], что связано, как отмечает автор, не со спецификой их психической деятельности, а с особенностями усваиваемого родного языка, который, «в отличие, например, от английского или немецкого, характеризуется сложно организованной системой правил, управляющих словообразовательными и формообразовательными процессами» [13, с. 168].

Во-вторых, по данным исследователей (Л. В. Ворошнина, О. Н. Сомкова, О. С. Ушакова и др.), дошкольники проявляют интерес к сочинительской деятельности, которая удовлетворяет их потребность в выдумке, фантазировании.

Большие возможности для раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста представляет такой жанр устного народного творчества, как загадка. Многочисленные определения загадки позволяют рассматривать ее с разных сторон. Прежде всего, это «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке» [11, с. 166], «поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека» [2, с. 15]. Таким образом, загадка — это логическая задача, в основе которой лежит проблемная ситуация. Следовательно, для отгадывания и сочинения загадки требуются определенные интеллектуальные умения: самостоятельно рассматривать и анализировать предметы, выделяя их существенные (классификационные) признаки; устанавливать причинно-следственные связи (например, между назначением объекта и материалом, из которого он сделан, а также его строением); отбирать достаточные признаки для составления логической задачи; выделять основание для сравнения предметов; находить их общие и различные черты и др.

С другой стороны, загадка — это «метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство» [4, с. 234], назначение которой, по словам В. П. Аникина, состоит в раскрытии человеку глаз на поэтическую красоту и богатство предметно-вещественного мира [2, с. 15]. Поэтому для сочинения загадки необходимо развитие образной речи, образного художественного мышления, умение творческого перекодирования.

Исследования О. Н. Сомковой [1] показали, что при создании необходимых педагогических условий (обеспечение интересного для детей фольклорного и литературного материала; наличие психологически и педагогически обоснованной программы; эффективные методы и приемы работы с детьми) старшим дошкольникам доступно освоение и сознательное использование в речи таких изобразительно-выразительных средств, как образное сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

Проведенный нами в группе детей старшего дошкольного возраста педагогический эксперимент состоял из ряда этапов. На первом этапе эксперимента (рассматривание и сравнение предметов) старшие дошкольники овладевали умениями рассматривать предметы, находить основание для сравнения (цвет, форма, величина, материал, назначение и др.); выделять общие и отличительные признаки предметов. Например, вилка — столовый прибор в виде ручки с несколькими зубьями; ложка — столовый прибор в виде ручки с небольшой чашечкой. Общие признаки: столовый прибор, есть ручка; отличительные признаки: у вилки есть зубья, а у ложки — небольшая чашечка.

На втором этапе (накопление художественного материала) дети знакомились с загадкой как с жанром, учились отгадывать загадки и отличать их от других фольклорных и литературных жанров (пословицы, рассказа-описания, стихотворения).

Старшие дошкольники узнали, что загадка описывает предмет, не называя его; проверяет сообразительность человека. В ходе нашей работы дети получили доступные их возрасту знания о различных видах загадок по их форме и приему создания образа:

  1. Описательные (метафора, сравнение, параллелизм, отрицательное сравнение, без сравнения (без названия предметов)).
  2. Олицетворение.
  3. Диалог.
  4. Речь от первого лица.
  5. Вопрос (вопрос в скрытой форме, вопрос в явном виде).
  6. Омонимия (классификация известного фольклориста В. П. Аникина [3]).

Результатом первого этапа работы стало накопление опыта восприятия и отгадывания загадок; появление у детей устойчивого интереса к этому литературному жанру; возникновение желания самим сочинять загадки.

На третьем этапе (овладение творческим действием) у детей последовательно формировались следующие умения:

1) превращать описание предмета в загадку путем исключения названия предмета;

2) сочинять загадку на основе готовых (предложенных воспитателем) средств выразительности: эпитета, сравнения, метафоры;

3) создавать метафору из образного сравнения (как известно, метафора — это скрытое сравнение);

4) самостоятельно осуществлять метафорический перенос.

На четвертом этапе (собственно процесс детского творчества) старшие дошкольники самостоятельно сочиняли загадки, которые, как показал проведенный нами анализ, в большинстве случаев соответствуют не только по содержанию, но и по форме требованиям жанра. Приведем примеры некоторых из них.

  1. Голубенькие глазки у ручья стоят, голубенькие глазки на нас с тобой глядят (Незабудки).
  2. Полосатые мячи едут в кузове с бахчи (Арбузы).
  3. Полосатый, но не тигр, круглый, но не мяч для игр (Арбуз).
  4. Прилетит самолет в рощу к нам и запоет (Птица).
  5. Два коня у меня, два железных коня, по замерзшей воде они возят меня (Коньки).

Литература:

  1. Акулова О. В., Сомкова О. Н. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. М.: Центр педагогического образования, 2008. 240 с.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Учпедгиз, 1957. 240 с.
  3. Аникин В. П. Русский фольклор. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1987. 364 с.
  4. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь: Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. М.: Эксмо, 2003. 520 с.
  5. Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. Пермь: ПГПИ, 1991. 165 с.
  6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 472 с.
  7. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 128 с.
  8. Левин В. А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. 56 с.
  9. Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Ленанд, 2014. 224 с.
  10. Нормативная база современного дошкольного образования: закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. М.: Просвещение, 2014. 112 с.
  11. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 5300 слов / Под общ. ред. профессора Л. И. Скворцова. М.: Оникс, 2007. 1200 с.
  12. Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: От рождения до шести лет. СПб.: Речь, 2010. 144 с.
  13. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
  14. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Едиториал УРСС, 2004. 432 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, речевого творчества, детей дошкольного возраста, творческого потенциала детей, столовый прибор, сочинения загадки, дошкольного образования, старших дошкольников, речевого творчества детей, отличительные признаки, творчества старших дошкольников, старшие дошкольники, дошкольного возраста педагогический, дошкольников сочинению загадок, Многочисленные определения загадки, речи детей дошкольного, развитие речевого творчества, рассказыванию детей дошкольного.

Ключевые слова

речевое творчество дошкольников, загадка, сочинение загадок

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос