Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Шемелова О. Ю., Гурова И. В. Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки) // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 208-210. — URL https://moluch.ru/archive/149/41766/ (дата обращения: 21.07.2018).



В статье рассматривается проблема развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей; характеризуются этапы работы по обучению старших дошкольников сочинению загадок.

Ключевые слова: речевое творчество дошкольников, загадка, сочинение загадок

В настоящее время общество испытывает потребность в активных творческих личностях, способных генерировать и реализовывать новые идеи, предлагать оригинальный продукт. Несомненно, воспитание такой личности должно начинаться уже в дошкольном возрасте, являющимся, по мнению психологов (О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддьяков), сензитивным для развития творческих способностей.

Особое значение в этот важнейший период жизни человека приобретает развитие речевого творчества, что подчеркнуто в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования при характеристике содержания образовательной области «Речевое развитие» [10, с. 78]. Ученые-лингвисты, онтолингвисты, психолингвисты, педагоги (А. Н. Гвоздев, В. А. Левин, А. А Леонтьев, С. Н. Цейтлин, Л. В. Щерба и др.) едины во мнении, что сам процесс овладения речью дошкольниками протекает по законам творчества. Доказательством этому могут служить два факта. Во-первых, наблюдаемое у детей в возрасте от двух до пяти лет активное конструирование новых слов представляет собой нерасторжимое единство подражания (образования по аналогии) и творческого акта. По словам С. Н. Цейтлин, дети, овладевающие русским языком, «отличаются особой лингвокреативностью» [13, с. 168], что связано, как отмечает автор, не со спецификой их психической деятельности, а с особенностями усваиваемого родного языка, который, «в отличие, например, от английского или немецкого, характеризуется сложно организованной системой правил, управляющих словообразовательными и формообразовательными процессами» [13, с. 168].

Во-вторых, по данным исследователей (Л. В. Ворошнина, О. Н. Сомкова, О. С. Ушакова и др.), дошкольники проявляют интерес к сочинительской деятельности, которая удовлетворяет их потребность в выдумке, фантазировании.

Большие возможности для раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста представляет такой жанр устного народного творчества, как загадка. Многочисленные определения загадки позволяют рассматривать ее с разных сторон. Прежде всего, это «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке» [11, с. 166], «поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека» [2, с. 15]. Таким образом, загадка — это логическая задача, в основе которой лежит проблемная ситуация. Следовательно, для отгадывания и сочинения загадки требуются определенные интеллектуальные умения: самостоятельно рассматривать и анализировать предметы, выделяя их существенные (классификационные) признаки; устанавливать причинно-следственные связи (например, между назначением объекта и материалом, из которого он сделан, а также его строением); отбирать достаточные признаки для составления логической задачи; выделять основание для сравнения предметов; находить их общие и различные черты и др.

С другой стороны, загадка — это «метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство» [4, с. 234], назначение которой, по словам В. П. Аникина, состоит в раскрытии человеку глаз на поэтическую красоту и богатство предметно-вещественного мира [2, с. 15]. Поэтому для сочинения загадки необходимо развитие образной речи, образного художественного мышления, умение творческого перекодирования.

Исследования О. Н. Сомковой [1] показали, что при создании необходимых педагогических условий (обеспечение интересного для детей фольклорного и литературного материала; наличие психологически и педагогически обоснованной программы; эффективные методы и приемы работы с детьми) старшим дошкольникам доступно освоение и сознательное использование в речи таких изобразительно-выразительных средств, как образное сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

Проведенный нами в группе детей старшего дошкольного возраста педагогический эксперимент состоял из ряда этапов. На первом этапе эксперимента (рассматривание и сравнение предметов) старшие дошкольники овладевали умениями рассматривать предметы, находить основание для сравнения (цвет, форма, величина, материал, назначение и др.); выделять общие и отличительные признаки предметов. Например, вилка — столовый прибор в виде ручки с несколькими зубьями; ложка — столовый прибор в виде ручки с небольшой чашечкой. Общие признаки: столовый прибор, есть ручка; отличительные признаки: у вилки есть зубья, а у ложки — небольшая чашечка.

На втором этапе (накопление художественного материала) дети знакомились с загадкой как с жанром, учились отгадывать загадки и отличать их от других фольклорных и литературных жанров (пословицы, рассказа-описания, стихотворения).

Старшие дошкольники узнали, что загадка описывает предмет, не называя его; проверяет сообразительность человека. В ходе нашей работы дети получили доступные их возрасту знания о различных видах загадок по их форме и приему создания образа:

  1. Описательные (метафора, сравнение, параллелизм, отрицательное сравнение, без сравнения (без названия предметов)).
  2. Олицетворение.
  3. Диалог.
  4. Речь от первого лица.
  5. Вопрос (вопрос в скрытой форме, вопрос в явном виде).
  6. Омонимия (классификация известного фольклориста В. П. Аникина [3]).

Результатом первого этапа работы стало накопление опыта восприятия и отгадывания загадок; появление у детей устойчивого интереса к этому литературному жанру; возникновение желания самим сочинять загадки.

На третьем этапе (овладение творческим действием) у детей последовательно формировались следующие умения:

1) превращать описание предмета в загадку путем исключения названия предмета;

2) сочинять загадку на основе готовых (предложенных воспитателем) средств выразительности: эпитета, сравнения, метафоры;

3) создавать метафору из образного сравнения (как известно, метафора — это скрытое сравнение);

4) самостоятельно осуществлять метафорический перенос.

На четвертом этапе (собственно процесс детского творчества) старшие дошкольники самостоятельно сочиняли загадки, которые, как показал проведенный нами анализ, в большинстве случаев соответствуют не только по содержанию, но и по форме требованиям жанра. Приведем примеры некоторых из них.

  1. Голубенькие глазки у ручья стоят, голубенькие глазки на нас с тобой глядят (Незабудки).
  2. Полосатые мячи едут в кузове с бахчи (Арбузы).
  3. Полосатый, но не тигр, круглый, но не мяч для игр (Арбуз).
  4. Прилетит самолет в рощу к нам и запоет (Птица).
  5. Два коня у меня, два железных коня, по замерзшей воде они возят меня (Коньки).

Литература:

  1. Акулова О. В., Сомкова О. Н. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. М.: Центр педагогического образования, 2008. 240 с.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Учпедгиз, 1957. 240 с.
  3. Аникин В. П. Русский фольклор. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1987. 364 с.
  4. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь: Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. М.: Эксмо, 2003. 520 с.
  5. Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. Пермь: ПГПИ, 1991. 165 с.
  6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 472 с.
  7. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 128 с.
  8. Левин В. А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. 56 с.
  9. Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Ленанд, 2014. 224 с.
  10. Нормативная база современного дошкольного образования: закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. М.: Просвещение, 2014. 112 с.
  11. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 5300 слов / Под общ. ред. профессора Л. И. Скворцова. М.: Оникс, 2007. 1200 с.
  12. Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: От рождения до шести лет. СПб.: Речь, 2010. 144 с.
  13. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
  14. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Едиториал УРСС, 2004. 432 с.
Основные термины (генерируются автоматически): загадка, ребенок, столовый прибор, старший дошкольный возраст, сочинение загадки, вид ручки, образное сравнение, небольшая чашечка, логическая задача, творческий потенциал детей.


Ключевые слова

речевое творчество дошкольников, загадка, сочинение загадок

Похожие статьи

Использование загадок как средства развития речи...

В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному...

Сочинение загадок с детьми дошкольного возраста

Сочинение загадок с детьми старшего дошкольного возраста. Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию Б. П. Юсова (политхудожественное развитие ребенка) и результаты современных...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Для развития у детей старшего дошкольного возраста способности к сочинению сказок мы, в первую очередь, создаем условия:  оформление уголка ряженья в соответствии со сказочной темой

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

Анализируя особенности организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста, следует учитывать тот факт, что в старшем дошкольном возрасте развиваются абстрактно-логическое и пространственно-образное мышление.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В. Сухомлинский. В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции.

Для овладения навыками описательного рассказа, хорошо использовать наряду с загадками, образцы литературных произведений.

Развитие логического мышления у детей старшего...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Игра «Загадки из сундучка» | Статья в журнале... | Молодой ученый

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей дошкольного возраста. Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки).

Условия развития логического мышления детей старшего...

Преобладающий уровень сформированности логического мышления детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне: в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе 40 % и низком уровне: в экспериментальной группе 50...

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование загадок как средства развития речи...

В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному...

Сочинение загадок с детьми дошкольного возраста

Сочинение загадок с детьми старшего дошкольного возраста. Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию Б. П. Юсова (политхудожественное развитие ребенка) и результаты современных...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Для развития у детей старшего дошкольного возраста способности к сочинению сказок мы, в первую очередь, создаем условия:  оформление уголка ряженья в соответствии со сказочной темой

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

Анализируя особенности организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста, следует учитывать тот факт, что в старшем дошкольном возрасте развиваются абстрактно-логическое и пространственно-образное мышление.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В. Сухомлинский. В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции.

Для овладения навыками описательного рассказа, хорошо использовать наряду с загадками, образцы литературных произведений.

Развитие логического мышления у детей старшего...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Игра «Загадки из сундучка» | Статья в журнале... | Молодой ученый

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей дошкольного возраста. Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки).

Условия развития логического мышления детей старшего...

Преобладающий уровень сформированности логического мышления детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне: в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе 40 % и низком уровне: в экспериментальной группе 50...

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос