В статье рассматривается проблема развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей; характеризуются этапы работы по обучению старших дошкольников сочинению загадок.
Ключевые слова: речевое творчество дошкольников, загадка, сочинение загадок
В настоящее время общество испытывает потребность в активных творческих личностях, способных генерировать и реализовывать новые идеи, предлагать оригинальный продукт. Несомненно, воспитание такой личности должно начинаться уже в дошкольном возрасте, являющимся, по мнению психологов (О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддьяков), сензитивным для развития творческих способностей.
Особое значение в этот важнейший период жизни человека приобретает развитие речевого творчества, что подчеркнуто в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования при характеристике содержания образовательной области «Речевое развитие» [10, с. 78]. Ученые-лингвисты, онтолингвисты, психолингвисты, педагоги (А. Н. Гвоздев, В. А. Левин, А. А Леонтьев, С. Н. Цейтлин, Л. В. Щерба и др.) едины во мнении, что сам процесс овладения речью дошкольниками протекает по законам творчества. Доказательством этому могут служить два факта. Во-первых, наблюдаемое у детей в возрасте от двух до пяти лет активное конструирование новых слов представляет собой нерасторжимое единство подражания (образования по аналогии) и творческого акта. По словам С. Н. Цейтлин, дети, овладевающие русским языком, «отличаются особой лингвокреативностью» [13, с. 168], что связано, как отмечает автор, не со спецификой их психической деятельности, а с особенностями усваиваемого родного языка, который, «в отличие, например, от английского или немецкого, характеризуется сложно организованной системой правил, управляющих словообразовательными и формообразовательными процессами» [13, с. 168].
Во-вторых, по данным исследователей (Л. В. Ворошнина, О. Н. Сомкова, О. С. Ушакова и др.), дошкольники проявляют интерес к сочинительской деятельности, которая удовлетворяет их потребность в выдумке, фантазировании.
Большие возможности для раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста представляет такой жанр устного народного творчества, как загадка. Многочисленные определения загадки позволяют рассматривать ее с разных сторон. Прежде всего, это «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке» [11, с. 166], «поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека» [2, с. 15]. Таким образом, загадка — это логическая задача, в основе которой лежит проблемная ситуация. Следовательно, для отгадывания и сочинения загадки требуются определенные интеллектуальные умения: самостоятельно рассматривать и анализировать предметы, выделяя их существенные (классификационные) признаки; устанавливать причинно-следственные связи (например, между назначением объекта и материалом, из которого он сделан, а также его строением); отбирать достаточные признаки для составления логической задачи; выделять основание для сравнения предметов; находить их общие и различные черты и др.
С другой стороны, загадка — это «метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство» [4, с. 234], назначение которой, по словам В. П. Аникина, состоит в раскрытии человеку глаз на поэтическую красоту и богатство предметно-вещественного мира [2, с. 15]. Поэтому для сочинения загадки необходимо развитие образной речи, образного художественного мышления, умение творческого перекодирования.
Исследования О. Н. Сомковой [1] показали, что при создании необходимых педагогических условий (обеспечение интересного для детей фольклорного и литературного материала; наличие психологически и педагогически обоснованной программы; эффективные методы и приемы работы с детьми) старшим дошкольникам доступно освоение и сознательное использование в речи таких изобразительно-выразительных средств, как образное сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.
Проведенный нами в группе детей старшего дошкольного возраста педагогический эксперимент состоял из ряда этапов. На первом этапе эксперимента (рассматривание и сравнение предметов) старшие дошкольники овладевали умениями рассматривать предметы, находить основание для сравнения (цвет, форма, величина, материал, назначение и др.); выделять общие и отличительные признаки предметов. Например, вилка — столовый прибор в виде ручки с несколькими зубьями; ложка — столовый прибор в виде ручки с небольшой чашечкой. Общие признаки: столовый прибор, есть ручка; отличительные признаки: у вилки есть зубья, а у ложки — небольшая чашечка.
На втором этапе (накопление художественного материала) дети знакомились с загадкой как с жанром, учились отгадывать загадки и отличать их от других фольклорных и литературных жанров (пословицы, рассказа-описания, стихотворения).
Старшие дошкольники узнали, что загадка описывает предмет, не называя его; проверяет сообразительность человека. В ходе нашей работы дети получили доступные их возрасту знания о различных видах загадок по их форме и приему создания образа:
- Описательные (метафора, сравнение, параллелизм, отрицательное сравнение, без сравнения (без названия предметов)).
- Олицетворение.
- Диалог.
- Речь от первого лица.
- Вопрос (вопрос в скрытой форме, вопрос в явном виде).
- Омонимия (классификация известного фольклориста В. П. Аникина [3]).
Результатом первого этапа работы стало накопление опыта восприятия и отгадывания загадок; появление у детей устойчивого интереса к этому литературному жанру; возникновение желания самим сочинять загадки.
На третьем этапе (овладение творческим действием) у детей последовательно формировались следующие умения:
1) превращать описание предмета в загадку путем исключения названия предмета;
2) сочинять загадку на основе готовых (предложенных воспитателем) средств выразительности: эпитета, сравнения, метафоры;
3) создавать метафору из образного сравнения (как известно, метафора — это скрытое сравнение);
4) самостоятельно осуществлять метафорический перенос.
На четвертом этапе (собственно процесс детского творчества) старшие дошкольники самостоятельно сочиняли загадки, которые, как показал проведенный нами анализ, в большинстве случаев соответствуют не только по содержанию, но и по форме требованиям жанра. Приведем примеры некоторых из них.
- Голубенькие глазки у ручья стоят, голубенькие глазки на нас с тобой глядят (Незабудки).
- Полосатые мячи едут в кузове с бахчи (Арбузы).
- Полосатый, но не тигр, круглый, но не мяч для игр (Арбуз).
- Прилетит самолет в рощу к нам и запоет (Птица).
- Два коня у меня, два железных коня, по замерзшей воде они возят меня (Коньки).
Литература:
- Акулова О. В., Сомкова О. Н. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. М.: Центр педагогического образования, 2008. 240 с.
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Учпедгиз, 1957. 240 с.
- Аникин В. П. Русский фольклор. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1987. 364 с.
- Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь: Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. М.: Эксмо, 2003. 520 с.
- Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. Пермь: ПГПИ, 1991. 165 с.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 472 с.
- Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 128 с.
- Левин В. А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. 56 с.
- Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Ленанд, 2014. 224 с.
- Нормативная база современного дошкольного образования: закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. М.: Просвещение, 2014. 112 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 5300 слов / Под общ. ред. профессора Л. И. Скворцова. М.: Оникс, 2007. 1200 с.
- Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: От рождения до шести лет. СПб.: Речь, 2010. 144 с.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
- Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Едиториал УРСС, 2004. 432 с.