Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Чичикалова З. И. Особенности воспитательного процесса в продуктивной художественной деятельности старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 201-202. — URL https://moluch.ru/archive/149/41754/ (дата обращения: 26.04.2018).



Воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) строится в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и согласно возрастным особенностям детей. Последние уточняют отношение к продуктивной деятельности дошкольников: она является обязательным элементом воспитательного и образовательного процесса в этом возрастном периоде, обладает интегрирующими свойствами, совмещает в себе характеристики и преимущества ведущего вида деятельности — игровой. В рамках художественного процесса указанные особенности проявляются наиболее рельефно.

Продуктивная художественная деятельность старших дошкольников под руководством воспитателя направлена на создание конкретного результата. Она, «моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении» [6, с. 115–117].

Художественное творчество — естественный для ребенка-дошкольника способ познания окружающего мира. Организовывая этот процесс, создавая ситуации свободного выбора, направляя усилия ребенка на получение результата, обладающего конкретными характеристиками (символическое отражение определенных нравственных принципов, эстетических оценок и представлений), воспитатель осуществляет воспитание через деятельность, что повышает результативность процесса [3, с. 292–293].

Декоративно-прикладное творчество традиционно занимает одно из ведущих мест среди средств воспитания детей дошкольного возраста за счет своих особенностей: соединение эмоционального (эстетического) начала с практическим (прагматическим, функциональным) значением; воздействие через цветовое решение и структурные особенности изделий мастеров, через характер заложенных в них художественных образов, индивидуальность их воплощения [2, с. 427].

В процессе восприятия художественного произведения осуществляется диалог между его автором и реципиентом (ребенком), затем диалог находит продолжение в художественном образе, создаваемом ребенком в результате переосмысления, «присвоения», эмоциональной реакции [4, с. 309–313]. Диалог становится полилогом, усиливая воспитательное воздействие на ребенка.

Для обеспечения эффективности воспитательного процесса в ДОО создаются соответствующие условия. Так, развивающая образовательная среда, требования к которой подробно представлены в ФГОС ДО, предусматривает «пространство воспитания», составляющими которого являются предметное окружение, программное (методическое и содержательное) наполнение, личностные отношения между участниками (субъектами) воспитательного процесса [5].

Сложная структура такого пространства требует системного подхода, обеспечивающего не только распределение функционала между элементами и участниками, но и четкое структурирование, взаимодействие во времени и диагностику результата (текущую, итоговую) [1]. Основной составляющей процесса становится ситуация выражения отношения, т. е. эстетической оценки, которая основывается на усвоенных ребенком художественных ценностях.

Литература:

  1. Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Возможности системного подхода в образовании. Вопросы менеджмента // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — № 1. — С. 42–50.
  2. Сапунова В. С. Формирование у дошкольников чувства принадлежности к малой родине художественными средствами [Текст] / В. С. Сапунова, Л. С. Лазарева, Т. А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т. А. Чичканова (отв. ред.), Н. С. Искрин, О. Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 419–432.
  3. Чичикалова З. И. Загадка — средство познания окружающего мира [Текст] / З. И. Чичикалова, В. В. Юдина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 292–293.
  4. Чичканов Е. С. Интерактивность как средство художественной выразительности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2009. — Т. 15. Основной выпуск. — № 4, октябрь. — С. 309–313.
  5. Чичканова Т. А., Макарова Н. П. Образовательная среда в детском музее // Интеграция образования. — 2002. — № 1. — С. 84–88.
  6. Шурухина А. И., Морозова П. В. Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 115–117.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательного процесса, продуктивной художественной деятельности, окружающего мира, познания окружающего мира, старших дошкольников, продуктивной деятельности дошкольников, Чичикалова З, Чичканова Т, деятельности старших дошкольников, Молодой ученый, системного подхода, деятельность старших дошкольников, Особенности воспитательного процесса, художественного процесса указанные, младших дошкольников представлений, дошкольников чувства принадлежности, эффективности воспитательного процесса, обязательным элементом воспитательного, способ познания окружающего, создание конкретного результата.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос