Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Тершукова, Е. И. Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения / Е. И. Тершукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 189-190. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41719/ (дата обращения: 10.10.2024).



Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование познавательных компетенций младших школьников.

Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

− разрыв между знаниями учащихся начальной школы и умением применять эти знания на практике;

− преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;

− необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

Познавательные компетенции — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Для учащихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетентностей во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий (УУД). Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках литературного чтения.

Тема урока «В. Ф. Одоевский. Мороз Иванович», УМК «Школа России», 3 класс.

  1. Упражнения общеучебного характера.

Вспомни, как найти нужную книгу вбиблиотеке:

Спросить у библиотекаря;

Посмотреть на выставке книг;

Посмотреть на полках;

Найти в каталоге;

Рассмотри обложку книги.

− Кто её автор?

− Всегда ли можно найти фамилию автора на обложке? Почему?

Как ты узнаешь очем книга? Выбери ответ:

− Прочитаю;

− Посмотрю оглавление;

− Подумаю над названием;

− Рассмотрю обложку;

− Рассмотрю иллюстрации;

  1. Упражнения логического характера

1) Определите жанр произведения:

2) Рассказ; стихотворение; русская народная сказка; литературная авторская сказка. Докажи.

3) Перечислите известные вам авторские сказки. Сравните: автора; героев; характеристику героев; события; конец сказки; язык сказки.

4) Как вы думаете, чем они отличаются от народных?

5) Есть ли у вас любимая сказка? Она авторская или народная? Объясните, почему именно она вам нравится больше других?

6) Опиши исравни Рукодельницу и Ленивицу, использую слова: трудолюбивая, капризная, добрая, ласковая, грубая, заботливая, скромная, самонадеянная, отзывчивая, невнимательная, неблагодарная. Докажи примерами из текста.

7) Как автор относится кРукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди примерами из текста.

8) Работа впарах: Составь сдругом диалог на тему «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»…

9) Предположи: Что произойдет, если… исчезнут все сказки?

  1. Упражнения на сферу применения
  1. Создание «Книжки — малышки» на уроках технологии;
  2. Создание «Памятки» о том, как написать отзыв о прочитанном произведении.
  1. Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации.
  1. Реши кроссворд (на заданную тему).
  2. Напиши отзыв о книге по схеме:

− Автор;

− Название произведения;

− Жанр (сказка, рассказ, стихотворение);

− Главные герои (описание характера; оценка поступков, речи);

− Тема и основная мысль;

− Запомнившийся эпизод, впечатление о произведении.

Успешное обучение вначальной школе невозможно без формирования умладших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Литература:

  1. Асмолов, Бурменская, Володарская — Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий Издательство: М.: Просвещение, 2011.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  3. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение 3 класс: учебник в 2 ч, М, Просвещение, 2012.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М: Просвещение, 2011г.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, действие, начальное общее образование, образовательное пространство, упражнение.


Похожие статьи

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир»

Описание педагогического опыта по формированию навыков выразительности чтения у младших школьников посредством упражнений развивающего характера

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Рефлексия развития познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Похожие статьи

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир»

Описание педагогического опыта по формированию навыков выразительности чтения у младших школьников посредством упражнений развивающего характера

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Рефлексия развития познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Задать вопрос