Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Тершукова, Е. И. Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения / Е. И. Тершукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 189-190. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41719/ (дата обращения: 20.04.2024).



Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование познавательных компетенций младших школьников.

Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

− разрыв между знаниями учащихся начальной школы и умением применять эти знания на практике;

− преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;

− необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

Познавательные компетенции — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Для учащихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетентностей во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий (УУД). Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках литературного чтения.

Тема урока «В. Ф. Одоевский. Мороз Иванович», УМК «Школа России», 3 класс.

  1. Упражнения общеучебного характера.

Вспомни, как найти нужную книгу вбиблиотеке:

Спросить у библиотекаря;

Посмотреть на выставке книг;

Посмотреть на полках;

Найти в каталоге;

Рассмотри обложку книги.

− Кто её автор?

− Всегда ли можно найти фамилию автора на обложке? Почему?

Как ты узнаешь очем книга? Выбери ответ:

− Прочитаю;

− Посмотрю оглавление;

− Подумаю над названием;

− Рассмотрю обложку;

− Рассмотрю иллюстрации;

  1. Упражнения логического характера

1) Определите жанр произведения:

2) Рассказ; стихотворение; русская народная сказка; литературная авторская сказка. Докажи.

3) Перечислите известные вам авторские сказки. Сравните: автора; героев; характеристику героев; события; конец сказки; язык сказки.

4) Как вы думаете, чем они отличаются от народных?

5) Есть ли у вас любимая сказка? Она авторская или народная? Объясните, почему именно она вам нравится больше других?

6) Опиши исравни Рукодельницу и Ленивицу, использую слова: трудолюбивая, капризная, добрая, ласковая, грубая, заботливая, скромная, самонадеянная, отзывчивая, невнимательная, неблагодарная. Докажи примерами из текста.

7) Как автор относится кРукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди примерами из текста.

8) Работа впарах: Составь сдругом диалог на тему «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»…

9) Предположи: Что произойдет, если… исчезнут все сказки?

  1. Упражнения на сферу применения
  1. Создание «Книжки — малышки» на уроках технологии;
  2. Создание «Памятки» о том, как написать отзыв о прочитанном произведении.
  1. Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации.
  1. Реши кроссворд (на заданную тему).
  2. Напиши отзыв о книге по схеме:

− Автор;

− Название произведения;

− Жанр (сказка, рассказ, стихотворение);

− Главные герои (описание характера; оценка поступков, речи);

− Тема и основная мысль;

− Запомнившийся эпизод, впечатление о произведении.

Успешное обучение вначальной школе невозможно без формирования умладших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Литература:

  1. Асмолов, Бурменская, Володарская — Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий Издательство: М.: Просвещение, 2011.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  3. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение 3 класс: учебник в 2 ч, М, Просвещение, 2012.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М: Просвещение, 2011г.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, действие, начальное общее образование, образовательное пространство, упражнение.


Похожие статьи

Современные подходы к организации совместных действий...

детский сад, начальная школа, школа, дошкольное учреждение, дошкольное образование, образовательный процесс, формирование предпосылок, система работы, начальное общее образование, действие.

Построение образовательной среды современной школы

Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью

Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом

4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве...

Преемственность между дошкольным уровнем и уровнем...

Примерная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Ориентировка в пространстве.

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения...

Виды физкультминуток. Упражнения для снятия общего или локального утомления.

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с...

Проблема преемственности ФГОС начального и общего...

Литература: 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

2. Планируемые результаты начального общего образования/Л.

4. Начальная школа: переход в среднее звено: тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы / авт.-сост.

Формирование универсальных учебных действий на уроках...

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.

Преемственность использования технологий обучения при...

- перенос в образовательное пространство начальной школы и средней школы педагогических технологий, форм, методов обучения

Преемственность геометрического образования в начальной и основной школе.

Основные результаты освоения обучающимися основной...

действие, начальное общее образование, основная образовательная программа, умение, учебный процесс, начальная школа, образовательный процесс, современная школа, современное общество, социальный опыт.

Преемственность геометрического образования в начальной...

Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы.

Поликультурное пространство как основа построения содержания образования в начальной школе.

Похожие статьи

Современные подходы к организации совместных действий...

детский сад, начальная школа, школа, дошкольное учреждение, дошкольное образование, образовательный процесс, формирование предпосылок, система работы, начальное общее образование, действие.

Построение образовательной среды современной школы

Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью

Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом

4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве...

Преемственность между дошкольным уровнем и уровнем...

Примерная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Ориентировка в пространстве.

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения...

Виды физкультминуток. Упражнения для снятия общего или локального утомления.

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с...

Проблема преемственности ФГОС начального и общего...

Литература: 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

2. Планируемые результаты начального общего образования/Л.

4. Начальная школа: переход в среднее звено: тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы / авт.-сост.

Формирование универсальных учебных действий на уроках...

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.

Преемственность использования технологий обучения при...

- перенос в образовательное пространство начальной школы и средней школы педагогических технологий, форм, методов обучения

Преемственность геометрического образования в начальной и основной школе.

Основные результаты освоения обучающимися основной...

действие, начальное общее образование, основная образовательная программа, умение, учебный процесс, начальная школа, образовательный процесс, современная школа, современное общество, социальный опыт.

Преемственность геометрического образования в начальной...

Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы.

Поликультурное пространство как основа построения содержания образования в начальной школе.

Задать вопрос