Использование информационных технологий на уроках окружающего мира (на материале 4 класса «Мы — дети родной земли») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Тарабарина Е. Ю., Иванова Н. А. Использование информационных технологий на уроках окружающего мира (на материале 4 класса «Мы — дети родной земли») // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 186-189. — URL https://moluch.ru/archive/149/41718/ (дата обращения: 24.05.2018).



Статья отражает достоинства применения информационных технологий на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: информационные технологии, урок окружающего мира

Современному ребенку несомненно повезло, он живет в веке высоких компьютерных технологий. Каждый из нас хорошо понимает, что информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. На просторах интернета можно узнать практически обо всем, стоит лишь кликнуть мышкой и вам доступна любая информация: видеоролики и аудиозаписи, картины и текстовая информация. Итак, меняются дети, должны меняться и взрослые, в большей степени учителя. Современный учитель должен быть информационно подкован. Он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. К наиболее часто используемым ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, интерактивные доски, образовательные ресурсы Интернета, видео и аудиотехника и др. Актуальность использования ИКТ на уроках окружающего мира бесспорна. Особенно, если дело касается 4 класса. Темы, представленные авторами учебников обширные, сложные для восприятия, но в тоже время очень интересные. Порой, учитель, открывая учебник, приходит в недоразумение: как всю информацию вместить в один урок? Так было и со мной, когда на практике в школе мне досталась тема «Мы — дети родной земли» (4 класс «Окружающий мир» Плешаков А. А., Новицкая М.Ю). Когда я увидела содержание текста учебника, у меня просто упало настроение: как рассказать детям о народах России? Как сделать так, чтобы урок не превратился в лекцию? Как активизировать интерес к данной теме? — вот такие вопросы встали передо мной. На помощь пришел интернет.

Сначала я проанализировала теоретическую часть, затем составила краткий конспект, а затем внесла туда информативные ролики, которые нашла на сайте https://www.youtube.com/user/multirussia и в итоге получился хороший интересный урок.

«Мульти-Россия» (второе официальное название «Мы живем в России») — цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России. Страна производства — Россия. Короткометражные мультфильмы в интересной и увлекательной форме помогли мне провести урок, сделать его интересным и запоминающимся. Также я разработала мультимедийные презентации по теме, дополнительный материал для самостоятельной работы учеников — все это помогло мне и моим ученикам справиться с заданием, которое, на первый взгляд, казалось невыполнимым.

Ниже предлагаю фрагмент моего конспекта урока.

Этап урока

Содержание

Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

− Ребята, в начале нашего урока я хочу показать вам видеоролик. «Россия — многонациональное государство». https://www.youtube.com/watch?v=5_24EzQZhXg

− Как вы поняли о чем он?

− Какие чувства вы испытывали, когда смотрели данное видео?

− Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

− Откройте учебник на странице 102. Прочитайте тему урока. (Мы — дети родной земли).

Да, вы правы, сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми народами России.

Работа по теме урока. Рассказ учителя сопровождается презентацией. Республика Карелия.

− Первый народ с которым мы с вами познакомимся это карелы, которые проживают в республике Карелия. В европейской части нашей страны.

− «Кору ела» от этого словосочетания, по одной из версий, пошло название республики Карелия. Земли в этих краях скудные и каменистые, пшеницы не вырастишь, поэтому в древности, когда пекли хлеб, вместо пшеницы добавляли тёртую кору. Вот оттуда и пошло название.

− Карелию называют страной тысячи озер. Их насчитывают 63000, так же очень много рек и болот. Самые крупные из них это Ладожское и Онежское.

− Еще одной достопримечательностью этой республики является музей деревянного зодчества Кижи. Кижи — остров на онежском озере, но известно это имя не островом, а расположенном на нем памятником деревянного зодчества России. Музей Кижи состоит не только из нескольких церквей, это самый настоящий ансамбль древних деревянных построек (мельницы, дома, святилища). Многие из построек отлично сохранились до нашего времени и это еще больше добавляет изумления, как такие деревянные конструкции до их пор так хорошо выглядят.

− Заповедник Кивач. Старейший заповедник Карелии. Заповедник является высшей формой природоохранной территории. Здесь запрещено собирать грибы и ягоды, разводить костер и, тем более, рубить лес, охотиться и ловить рыбу. Кивач является старейшим заповедником Карелии. Он основан в 1931 году. Территория его занимает около ста квадратных километров. В основном она покрыта смешанным лесом, в котором преобладают ель и сосна. Главной достопримечательностью заповедника является, конечно же, водопад. Высота которого составляет почти одиннадцать метров.

− Вдоль лесных озёр карелы и строили свои дома. Дома у них особенные: большие, высокие. (на слайде)

− Был у карел старинный обычай — при заселении в новый дом хозяйка, переступив порог, подбрасывала петуха. Считалось, что это сулит долгую и благополучную жизнь.

− Любимым блюдом карел была и остается уха — каларуока. Уху обычно готовят из нескольких видов рыбы. К ней добавляют много разных компонентов: картошку, перловую крупу, иногда даже мох и березовые почки. Гостей карелы обязательно угощают калитками. Это открытые пирожки, чаще с начинкой из картофеля, пшённой или манной каши.

− Более 50 % — леса. Так как Карелия находится в лесной зоне. Четверть российской бумаги производят здесь.

− Так как Карелии много озер и лесов, то основными занятиями у них являются, конечно же, рыболовство, так же добывание руды из которой плавили железо и бортничество (собирали мёд).

− Наше путешествие по Карелии закончилось. Итак, проверим, что вы запомнили. Какая столица республики Карелия?

− Ответьте на вопросы:

− От какого словосочетания произошло название республики?

− Как по-другому называют Карелию?

− Назовите самые крупные.

− Какие достопримечательности есть в этой республике?

− Молоды! Хорошо запомнили!

Рассказ учителя сопровождается презентацией. Республика Коми.

− Теперь мы с вами отправляемся в другую республику, не менее интересную — республику Коми. (повесить на доску народный костюм).

− Её площадь = 415 тыс.км2, что сравнимо с территорией Франции и в два раза больше Великобритании. Столица — Сыктывкар. Реки: Печора — одна из длинных и чистых рек Европы, Мезень – самая чистая в Европе.

− Визитная карточка республики — столбы Мань-Пупу-Нер. В 2008 году признан одним из самых интересных объектов страны и вошел в список 7 чудес России.

− 73 % занято лесами. Не зря Республику Коми называют — «Лёгкие Европейского Севера». Здесь находятся девственные леса. (видеоролик). Традиционной пищей коми были продукты, которые человек мог добыть, собрать или взрастить.

− А сейчас посмотрите видеоролик. «Мульти-Россия — Республика Коми» https://www.youtube.com/watch?v=hGCJIAVqChw

− Вот мы с вами познакомились со второй республикой. Напомните ее название?

− Какие реки там есть?

− Какие достопримечательности запомнили?

Рассказ учителя сопровождается презентацией.

Республика Удмуртия.

http://www.izhevskmaps.ru/images/stories/images5/udmurtia31.jpg

− А теперь отправляемся с вами в республику — Удмуртию.

− «Человек с Вятки» — так переводится слово «удмурт». Вот уже несколько веков удмурты живут в междуречье рек Камы и Вятки. Здесь и находится республика Удмуртия.

− Столица — город Ижевск.

− Неофициальное название Удмуртии — «Родниковый край». Их там огромное количество.

− А теперь посмотрите видеоролик о этой чудесной республике. «Удмуртская республика» https://www.youtube.com/watch?v=JtkxIiu711U

− Что узнали из ролика?

− Какие известные люди были родом оттуда?

− Назовите столицу Удмуртии?

− Вот мы с вами и познакомились с тремя республиками, которые входят в состав нашей России.

Литература:

  1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 4 класс. Ч. 1. — М., Просвещение, 2013.
  2. www.youtube.com
Основные термины (генерируются автоматически): уроках окружающего мира, дети родной, дети родной земли», Рассказ учителя, республики Карелия, название республики, название республики Карелия, «Окружающий мир», деревянного зодчества, столица республики Карелия, деревянного зодчества Кижи, деревянного зодчества России, информационных технологий, старейшим заповедником Карелии, Старейший заповедник Карелии, хороший интересный урок, Визитная карточка республики, официальное название «Мы, Неофициальное название Удмуртии, большей степени учителя.


Ключевые слова

информационные технологии, урок окружающего мира

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос