Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 2712 раз

Библиографическое описание:

Салдаева Е. Н., Федорова Т. В. Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 170-172. — URL https://moluch.ru/archive/149/41704/ (дата обращения: 21.09.2018).



Один из современных способов организации познавательной деятельности дошкольников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организации образовательной ситуации «открытия» нового знания в старшей группе общеразвивающей направленности СП «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Подбельск.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», технология «Ситуация», образовательная ситуация «Открытия» нового знания, дошкольники

Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п. 1.6 ФГОС ДО).

Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. В этих условиях целям образования отвечает системно-деятельностный подход, который пробуждает инициативу ребенка, мотивирует его к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

В настоящее время наибольшее распространение получила «Технология деятельностного метода обучения» (технология «Ситуация»), разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. Представим опыт работы по организации образовательных ситуаций в старшей группе общеразвивающей направленности СП «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Подбельск.

Технология «Ситуация» используется педагогами нашей образовательной организации на занятиях познавательного и речевого развития. Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций: образовательная ситуация «открытия» нового знания, образовательная ситуация тренировочного типа, образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая). В настоящей статье рассмотрим подробнее организацию образовательной ситуации «открытия» нового знания.

Задачами образовательной ситуации «открытия» нового знания являются:

− расширение системы знаний ребенка путем включения в нее нового знания,

− формирование способности ребенка к освоению нового способа действия.

Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты: введение в ситуацию; актуализация знаний и умений; затруднение в ситуации; открытие «нового» знания; включение «нового» знания в систему знаний; осмысление. Рассмотрим подробнее, каким образом реализуются перечисленные структурные моменты ситуации «открытия» нового знания в практике образовательной деятельности дошкольников.

Введение в ситуацию. На данном этапе с помощью личностно-значимой беседы, связанной с жизненным опытом детей, мы создаем условия для возникновения у дошкольников внутренней потребности включения в деятельность. Далее происходит плавный переход к сюжету занятия и постановка «детской цели», которая не имеет ничего общего с программными задачами. Эта цель может быть связана с сиюминутными желаниями детей — поиграть, а так же, и важная для других — помочь кому-либо. В конце этапа вопросами «Хотите?», «Сможете?» формируем уверенность детей в собственных силах.

Приведем примеры.

1) Вид деятельности: коммуникативная (Развитие речи). Тема: такие разные слова.

− Ребята, а вы любите играть? А во что вы любите играть больше всего? А как вы думаете, можно ли играть со словами? Хотите поиграть со словами? А сможете?

2) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов.

− Ребята, вы любите гулять в осеннем лесу? Что можно там делать? Вы когда-нибудь собирали гербарий? У меня есть один знакомый мальчик, Ваня, он учится в первом классе. Ему задали собрать гербарий, но он боится, что сам не справится и просит нас помочь ему. Хотите помочь Ване? А сможете?

3) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: На лугу, в лесу, в саду.

− Ребята, вы любите получать подарки? Что бы вам хотелось получить в подарок? А что лучше всего подарить маме? Конечно, лучший подарок для любой женщины, цветы. А какие цветы любят ваши мамы? Ребята, а где можно взять цветы? (В цветочном магазине). В наш цветочный магазин привезли так много цветов, что продавцы не успевают составить букеты, боятся что цветы завянут и просят нас с вами помочь. Хотите помочь продавцам? А сможете?

Актуализация знаний и умений. На данном этапе мы осуществляем организацию деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт дошкольников, необходимые им для «открытия» нового знания, развиваются мыслительные операции. При этом дети воспринимают происходящее как игру и не догадываются о том, что педагог ведет их к «новым» открытиям.

Приведем примеры.

1) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: обитатели живого уголка. Цель: актуализировать знания о домашних питомцах.

− Ребята, Сережа помогал своей тете в зоомагазине, он чистил клетки. На клетках висели фотографии домашних питомцев, и он снял их, чтобы не испачкать. Но его младшая сестренка Оленька случайно порвала эти фотографии. И Сережа просит нас собрать вместе части фотографий, чтобы он мог их склеить. (Дети собирают разрезные картинки с изображением домашних питомцев и проговаривают, чью фотографию они собрали).

2) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: сравнение групп предметов. Знак ≠ («не равно»). Цель: актуализировать знания о сравнении равных групп предметов.

− Ребята, у доктора Айболита 2 палаты. В одной лежат животные холодных стран, а в другой — животные жарких стран. Нужно расставить стаканы с лечебным соком на 2 подноса так, чтобы на подносах получились равные группы стаканов. (Дети раскладывают прямоугольники на 2 «подноса», сравнивая их по цвету и размеру).

− Покажите доктору, что группы стаканов на подносах равны. (Дети с помощью счетных палочек выкладывают между подносами знак =).

Затруднение в ситуации. На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Для достижения своей «детской» цели, ребенку необходимо выполнить некое действие, связанное напрямую с «новым» знанием, понятием или способом действия, которое ему предстоит «открыть», и которое у него пока еще отсутствует. С помощью вопроса «Смогли…?» мы помогаем осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить требуемое действие. Далее формируем у детей опыт целеполагания с помощью вопросов «Значит, что нам нужно узнать? Чему нам нужно научиться?» Приведем примеры.

1) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов и символы.

Перед каждым ребенком лежит рисунок, на котором изображены три полки с товарами: на одной — товары желтого и красного цвета, на другой — круглые и квадратные, а на третьей — большие и маленькие. Воспитатель просит детей-продавцов написать значком (условным знаком), какой товар находится на полке. Дети в затруднении.

− Смогли записать?

− Не смогли.

− Почему не смогли?

− Не знаем значка, который обозначает цвет, форму и размер. (Перед этим дети вспоминали, что они знают знак, обозначающий количество — цифру).

− Значит, что нам нужно узнать?

− Значки, которыми обозначают цвет, форму и размер.

2) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: на лугу, в лесу, в саду.

Дети помогли продавцу расставить цветы, которые они знают, по вазам: в одну — садовые, в другую — луговые, в третью — лесные. Воспитатель сообщает детям, что в магазин завезли еще несколько цветов, их нужно тоже поставить в вазу, в зависимости от места произрастания. Дети в затруднении.

− Смогли помочь продавцу?

− Не смогли.

− Почему не смогли?

− Не знаем, где растут эти цветы.

− Значит, что нам нужно узнать?

− Где растут эти цветы.

Открытие «нового» знания. С помощью вопросов «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения — спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому. В конце этапа «новое» знание обязательно фиксируется детьми в речи или с помощью знаков. Приведем примеры.

1) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов и символы. Дети предлагают способ открытия нового знания — придумать самому. Воспитатель выслушивает все предложения и тактично подводит к тому, что цвет будем обозначать цветным пятнышком, форму — незакрашеной геометрической фигурой, а размер — большим и маленьким деревом.

После того как дети обозначат значками товары на полках, воспитатель предлагает проверить себя с помощью образца в рабочей тетради, где расположена таблица свойств предметов. Дети понимают, что они «придумали» правильно, возникает ситуация успеха. По таблице еще раз проговаривается способ обозначения свойств предметов.

2) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: на лугу, в лесу, в саду. Дети предлагают способы получения нового знания и приходят к выводу, что лучше всего посмотреть в информационном источнике. Педагог подводит их к плакату с изображениями лесных, луговых и садовых цветов. Дети отыскивают изображение своего неизвестного цветка, воспитатель называет цветок, дети проговаривают: «Георгин — садовый цветок» и ставят его в вазу с другими садовыми цветами и т. д. Все справились, возникает ситуация успеха.

Включение «нового» знания в систему знаний. На данном этапе мы предлагаем детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание, понятие или способ действия используется в измененных условиях (вариативно — воспроизводящей деятельности). Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность, педагог направляет детей, используя вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др. Часто организуем самопроверку по образцу или взаимопроверку. Используем различные формы работы — в группах, в парах и индивидуально.

Осмысление. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания, умения, личностные качества вам помогли?» подводим детей к тому, что «детской» цели они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя.

− Вам удалось помочь доктору Айболиту, потому что вы узнали как сравнивать группы предметов и знак «не равно».

− Почему сумели помочь Сереже?

− Потому что мы узнали о домашних питомцах и способы ухода за ними.

Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.

Литература:

  1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. (Методические рекомендации, часть 3), М: Ювента, 2011, 208 с.
  2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000» // Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2007, 124 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Вид деятельности, мир природы, цвет, ситуация, Сереж, свойство предметов, знание, деятельность, цветок.


Ключевые слова

дошкольное образование, дошкольники, образовательные области «Познавательное развитие», «Рече-вое развитие», технология «Ситуация», образовательная ситуация «Открытия» нового знания

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем.

Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Это свойство И. П. Павлов...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности.

Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

- Совместной деятельности с детьми; - Самостоятельной деятельности детей

Прежде учили детей различать цвет предметов, не связывая представления о цвете с его названием.

Дети стали вкладывать в творчество все свои знания и наблюдения.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками...

Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать...

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете...

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию

С самого раннего детства ребенок начинает обращать внимание на цвет предмета.

Числовое конструирование как вид продуктивной деятельности младших школьников.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

По мере усвоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится более

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

— содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром...

Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире, получить представления о разных

Познание окружающей действительности в целом невозможно без познания природы.

Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним.

Эмоциональное восприятие как составляющая экологического...

Воспринимая объекты природы через эмоции, ребенок понимает окружающий мир.

Эмоциональное восприятия мира, толкает ребенка к искательской деятельности, формирует созидательные возможности, заложенные в ребенке, формирование ручное искусство.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем.

Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Это свойство И. П. Павлов...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности.

Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

- Совместной деятельности с детьми; - Самостоятельной деятельности детей

Прежде учили детей различать цвет предметов, не связывая представления о цвете с его названием.

Дети стали вкладывать в творчество все свои знания и наблюдения.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками...

Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать...

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете...

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию

С самого раннего детства ребенок начинает обращать внимание на цвет предмета.

Числовое конструирование как вид продуктивной деятельности младших школьников.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

По мере усвоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится более

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

— содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром...

Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире, получить представления о разных

Познание окружающей действительности в целом невозможно без познания природы.

Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним.

Эмоциональное восприятие как составляющая экологического...

Воспринимая объекты природы через эмоции, ребенок понимает окружающий мир.

Эмоциональное восприятия мира, толкает ребенка к искательской деятельности, формирует созидательные возможности, заложенные в ребенке, формирование ручное искусство.

Задать вопрос