Роль элективного курса «Правописание и культура речи» в мультипрофильном обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Рыбакова, О. В. Роль элективного курса «Правописание и культура речи» в мультипрофильном обучении / О. В. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41687/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность. В настоящее время уже можно говорить о формировании методической системы коммуникативного обучения русскому языку. Появляются исследования, обосновывающие принципы, категории, понятия, новые для методики преподавания русского языка, создаются новые поколения учебников и учебных пособий, реализующих данный подход.

Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации.

В настоящее время выделяются различные типы компетенций: языковая или лингвистическая, коммуникативная, речевая, лингвострановедческая или этнокультуроведческая, правописная. Формирование этих компетенций — одинаково важные задачи преподавания родного языка.

Особенность коммуникативно ориентированного преподавания русского языка состоит не только в том, что на первый план выдвигается практическая цель — формирование навыков общения. Путь к этой цели — практическое пользование языком. Таким образом, практическая речевая направленность — это не только цель, но и средство. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению, общаясь, — вот основная характеристика коммуникативности.

Утверждение принципа коммуникативной направленности связано с поисками путей организации учебного материала в разделе «Развитие речи». В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно, о чём свидетельствуют результаты ЕГЭ по русскому языку. Восполнить это в старших классах помогает элективный курс «Правописание и культура речи». Прежде всего данный элективный курс предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка. Очевидно, что владение культурой речи связывают с владением языковой нормой, это требование современной жизни. Поэтому в программе данного курса центральную часть представляют разделы об орфоэпических, грамматических, синтаксических нормах современного русского языка. Также программа содержит краткое разъяснение общественного значения правильной речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено «Концепцией модернизации образования».

Основные задачи курса:

− систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5–9-х классах;

− обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;

− обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;

− способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;

Элективный курс «Правописание и культура речи» в основном поддерживает изучение русского языка в углублённом и профильном направлении, но может быть использован и на базовом уровне.

Изучение материала строится следующим образом: рассматривая определённую часть речи, сначала разбираем орфоэпические нормы, связанные с ней, затем обращаемся к грамматическим, потом рассматриваем синтаксическое употребление. Сначала идут теоретические занятия, затем практические: нахождение как правильных, так и ошибочных норм, связанных с определённой частью речи, нахождение ошибок внутри текста, редактирование, создание собственных образцов.

Например, учащимся предлагаются задания:

  1. Определите, из-за ошибки в какой форме глагола стихотворение становится объектом пародии?

Мольба.

Приедь! Это просто и близко…

Приедь! Это нужно теперь…

(Р. Заславский)

Приедь, умоляю, приехай!

А то — самолетом прилеть,

Чтоб нам не являлась помехой какая-нибудь гололедь.

Иль запросто, без церемоний,

Ты вещи поклад-ь в саквояж

И в поезде, в спальном вагоне,

На полку мечтательно ляжь.

А то плывь ко мне пароходом,

Причалу рукой помахай.

А нету доверия к водам –

Сюда на Пегасе скакай.

Приедь, ты не станешь обузой!

Приедь, я зальюсь, как щегол!

Приедь, долгожданная муза,

Уж стынет мой жгучий глагол…

(Н. Палин)

− Все ли формы повелительного наклонения в пародии образованы неправильно?

− Выделите глаголы, в которых повелительное наклонение образовано правильно.

  1. Найдите ошибку в данном четверостишии:

А стрелок: «Это что за награда!

Ты мне выкати портвейна бадью,

А принцессу мне даром не надо –

Чуду-Юду я и так победю!»

(В. Высоцкий)

− Что вносит ошибка в характеристику героя?

− Поставьте глагол в форму 1-го лица единственного числа.

− Образуйте глагол будущего времени, настоящего времени, возвратный глагол.

  1. У какого из этих глаголов есть и другая форма настоящего времени? В чем их различие?

И вот сентябрь! Замедляя свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

  1. Где суффикс –ся является лишним?
  1. Девочка играется с куклой.
  2. «Анна Сергеевна, мы с мальчишками не хотим играться: они шишками кидаются!»
  3. «Внимание! Разыгрывается главный приз!»
  4. В эту игру играются вдвоем или вчетвером.
  5. Эта пьеса играется впервые.
  1. Определите орфографические и грамматические ошибки.

Он ездет. Он ездиет. Микула пахает землю, Он пашит деревянной сохой. Представте себе эту картину. Ложи сюда! Закончь работу и отреж мне хлеба. Дети смеются, играются, кидаются снежками, валяются в снегу!

(Е. Баратынский)

  1. Проанализируйте, сколько ошибок спародировано? Какие? Классифицируйте их, затем исправьте.

Вспыхает небо, разбужая ветер,

Проснувший гомон птичьих голосов –

Проклинывая все на белом свете,

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навтречу,

Приветливыми лапками маша:

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пиша.

Но, выползя на миг из тины зыбкой,

Болотная, зеленовая тварь

Совает мне с заботливой улыбкой

Большой Орфографический словарь.

(А. Матюшкин-Герке)

  1. Отредактируйте текст, определите, какие ошибки допущены:

Посмотрев вокруг, окрестный ландшафт местности мне понравился. Особенно я обрадовался, увидев вдали водоем. Сбежав вниз, скинув верхнюю одежду, погрузившись в прохладные воды. Заглянув в камышовые заросли тростника, там была обнаружена лодка. Отвязав ее и взяв вместо весла шест, я решил поплавать по мелководью. Ложу в лодку свой рюкзак с продуктами, оттолкнулся от берега и поплыл, упираясь шестом в дно. (Из сочинения ученика)

По итогам такой работы материал систематизируется, составляются опорные схемы, таблицы. В данном случае это может выглядеть так:

ГЛАГОЛ

ОРФОЭПИЯ

ГРАММАТИКА

принцип женского рода

образование форм повелительного наклонения

ударные окончания

недостаточные глаголы

суффиксы — и´рова — ирова´

изобилующие глаголы

употребление –ся

ДЕЕПРИЧАСТИЯ ИДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

не от всех глаголов можно образовать деепричастия

нельзя отрывать причастный оборот от определяемого слова

не смешивать вид глаголов и деепричастий

определяемое слово должно быть внутри причастного оборота

если есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое

деепричастие обозначает действие того же лица или предмета, что и сказуемое

После прохождения элективного курса «Правописание и культура речи» учащиеся должны:

− знать нормы литературной речи;

− уметь активно использовать данные нормы в собственной речи (устной и письменной);

− успешно выполнять такие виды заданий по культуре речи, которые традиционно включаются в ЕГЭ по русскому языку.

Литература:

  1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М., 1984.
  2. Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. — М., Высшая школа, 1998.
  3. Голуб И. Б. Розенталь Д. Э. Книга о хорошей речи. — М., 1997.
  4. Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
  5. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. — М., Просвещение, 1995.
  6. Служевская Т. Л. Уроки русской словесности (практикум по культуре речи). — Санкт-Петербург, 1994.
  7. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. — М., 1995.
  8. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, элективный курс, глагол, коммуникативная направленность, культура речи, норма, повелительное наклонение, причастный оборот, литературная речь, литературный язык.


Похожие статьи

О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения

Об использовании методов и приемов ТРКМЧП при изучении модуля «Выражение субъектно-предикатных отношений» на занятиях по дисциплине «Русский язык»

Концептуальные подходы в педагогическом проектировании метапредметных действий младших школьников (образовательная область «Филология»)

Аксиологический подход к формированию компетенции иноязычного делового общения в нелингвистическом вузе

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Лексикографические исследования в неязыковом вузе: успешный опыт в методике преподавания иностранного языка и формировании исследовательских навыков студентов

Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку

Использование элементов педагогической технологии при преподавании дисциплин «Факультативная терапия» и «Кардиология» для формирования клинического мышления будущих врачей

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах

Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе

Похожие статьи

О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения

Об использовании методов и приемов ТРКМЧП при изучении модуля «Выражение субъектно-предикатных отношений» на занятиях по дисциплине «Русский язык»

Концептуальные подходы в педагогическом проектировании метапредметных действий младших школьников (образовательная область «Филология»)

Аксиологический подход к формированию компетенции иноязычного делового общения в нелингвистическом вузе

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Лексикографические исследования в неязыковом вузе: успешный опыт в методике преподавания иностранного языка и формировании исследовательских навыков студентов

Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку

Использование элементов педагогической технологии при преподавании дисциплин «Факультативная терапия» и «Кардиология» для формирования клинического мышления будущих врачей

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах

Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе

Задать вопрос