Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1740 раз

Библиографическое описание:

Пахтелева, Ю. В. Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации / Ю. В. Пахтелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41659/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: речевое развитие, цели, задачи, условия для речевого развития, предметно-пространственная среда, методы, приемы, формы, диагностика, сотрудничество с родителями, мелкая моторика, оригами, мнемотаблицы, озвучивание мультфильмов, театр

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения, а значит и передо мной лично, встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей в группе. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в свой годовой план включаю задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель одна: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателя, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для полноценного развития речи детей стараюсь в своей группе создать условия:

− развивающую предметно-пространственную среду (речевой уголок, уголок художественной литературы);

− целенаправленно работаю над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

− повышаю свою компетенцию в вопросах речевого развития дошкольников (изучаю литературу по данному вопросу, посещаю вебинары);

− провожу мониторинг состояния устной речи детей;

− Провожу консультации для родителей по речевому воспитанию детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит» — заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, забочусь в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. В моей группе имеется, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе оформлен речевой уголок. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На всех занятиях большое внимание уделяю развитию словаря, провожу словарную работу по изучению новых слов. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях совместно с музыкальным руководителем работаем над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики о отражается в моих календарных планах.

Использую разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию, придумывание рассказов, рассказывание о личных впечатлениях, беседы по прочитанному и др. С целью повышения собственной компетентности в вопросах речевого развития детей участвую в мероприятиях:

− Педсоветы, мастер-классы.

− Знакомлюсь с современными методиками и технологиями по развитию речи В. В. Гербова, О. С. Ушаковой по формированию связной речи и мелкой моторики рук; о возрастных закономерностях речевого развития; о профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

− Участвую в конкурсах.

− Педагогических проектах.

Для изучения состояния устной речи дошкольников, провожу диагностику речевого развития детей. В своей работе использую диагностический материал Ю. В. Карповой «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–7 лет. Методическое пособие».

Работа по речевому развитию не возможна без сотрудничества с родителями.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляю через:

− Оформление информационного стенда для родителей…

− Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.

− Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей.

− Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: логопеда, детского психоневролога, направление на ПМПК).

− Практические советы родителям — показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

− Показ открытых занятий по развитию речи.

− Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.

− Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, поэтому в своей работе большое внимание уделяю развитию мелкой моторики: провожу занятия по оригами, пальчиковые гимнастики, лепку из соленого теста и т. д.

Развивать активную речь ребенка можно тренируя мелкую моторику. Установлено, что развитие мелкой моторики пальцев положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.

Оригами — искусство близкое и знакомое ребенку. Простота обработки бумаги и интересный быстрый результат привлекают детей: сложил, прогладил и вот она готовая игрушка. С ее помощью можно придумывать сказки, участвовать в приключениях. В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т. д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны, вершины, диагонали и т. д.). Складывание бумаги сопровождается комментариями ребенка, он радуется или огорчается. Выполняя работу, дети выражают свое отношение к предмету деятельности. Проговаривают, что уже сделали и что еще предстоит. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

В ходе изучения искусства оригами происходит работа по развитию речи, дети знакомятся такими понятиями, как «базовая форма» и др. и математическими терминами («диагональ», «угол», «треугольник» и т. д.). Оригами воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, а, следовательно, и на развитие интеллект в целом. У детей не только активизируются мыслительные операции, развивается память, мышление, воображение, но и углубляются знания по окружающему миру, по безопасному поведению, развивается моторика, закрепляются навыки художественной деятельности, активизируется словарь ребенка.

Складывание фигурок живого мира сопровождается рассказом о них. В процессе работы по оригами педагог ведет познавательный рассказ разной направленности, знакомя детей с миром животных и растений, с различными предметами и их назначением, дает информацию экологического содержания, информацию по безопасному поведению в природе. Если дети складывают фигурку животного, то воспитатель учит детей заботливому, но и осторожному отношению. Рассказывает об их повадках, среде обитания. Создав фигурку, дети обязательно обыгрывают, придуманную ими игровую ситуацию. Тем самым происходит развитие связной речи ребенка, развитие воображения.

В своей работе использую эффективный метод- мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, использую прием мнемотехники.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.

В своей работе использую игровой прием, который не оставляет равнодушным ни одного ребёнка, это озвучивание мультфильмов. В процессе озвучивания мультфильмов идёт развитие коммуникативных навыков и совершенствование умения взаимодействовать с партнёром. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Использую все виды театра: настольный театр, театр на руке, плоскостной театр, мягкие игрушки, кукольный театр, пальчиковый театр. Вместе с детьми делаем фигурки для пальчикового театра. Делая фигурку, ребенок комментирует свои действия, а сделав, придумывает много сказочных историй. Происходит развитие речи ребенка.

Конечно, это лишь несколько игр и приёмов, которые я использую для развития речи детей. Нам педагогам нужно помнить, что выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно, должен основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольной организации, от опыта и творческого подхода педагога.

Литература:

  1. Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду / О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А. Н. Терехова — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 192 с.
  2. Карпова Ю. В., Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–7 лет. Методическое пособие — Вентана-Граф, 2015.
  3. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6.
  4. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2010, № 4, с. 102–115.
  5. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольников. – М.: Сфера, 2010. – 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, мелкая моторика, развитие речи, речевое развитие детей, связная речь, работа, развитие, речевое развитие дошкольников, родитель.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников. Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан

Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук.

Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников.

Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. С. Лаврик, Т. А. Ладыженской, Т. Б. Филичевой и др. В. П. Глухов, М. В. Ильяшенко, Е. А. Смирнова, О. С. Ушакова и другие полагают, что речевое развитие и подготовка детей к...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников. Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан

Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук.

Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников.

Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. С. Лаврик, Т. А. Ладыженской, Т. Б. Филичевой и др. В. П. Глухов, М. В. Ильяшенко, Е. А. Смирнова, О. С. Ушакова и другие полагают, что речевое развитие и подготовка детей к...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен.

Задать вопрос