Организация творческой деятельности в математическом образовании старших дошкольников
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Организация творческой деятельности в математическом образовании старших дошкольников

В данной статье раскрывается сущность творческой деятельности, ее характерные особенности; обосновывается необходимость использования творческих заданий в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста; приведены примеры творческих заданий математического содержания для старших дошкольников (на основе классификации А. Н. Ждан).
Поделиться в социальных сетях
828 просмотров
Библиографическое описание

Ососова, Е. Г. Организация творческой деятельности в математическом образовании старших дошкольников / Е. Г. Ососова, Т. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41658/ (дата обращения: 02.08.2021).



В данной статье раскрывается сущность творческой деятельности, ее характерные особенности; обосновывается необходимость использования творческих заданий в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста; приведены примеры творческих заданий математического содержания для старших дошкольников (на основе классификации А. Н. Ждан).

Ключевые слова: творческая деятельность, познавательное развитие, организация творческой деятельности, творческие задания, конвергентные и дивергентные задания математического содержания, старшие дошкольники

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, одной из важных составляющих полноценного и гармоничного развития личности ребенка, является ее способность к творчеству, умение самостоятельно и оригинально решать сложные проблемы. В связи с этим возникает потребность в организации творческой деятельности детей. Каким образом вовлечь детей в творческую деятельность, какие формы работы и задания выбрать для этой цели вообще и при формировании математических представлений дошкольников, в частности, — те вопросы, которые стоят перед педагогами дошкольного образования.

В психолого-педагогической литературе приводятся различные определения понятия «творческая деятельность». Например, под творческой деятельностью понимается такая деятельность, при которой предполагается выход из репродуктивного мышления в преобразующее (творческое) [1]. По мнению В. Н. Дружинина, это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [6, с. 238]. А. К. Артемов считал, что творческая деятельность характеризуется поиском, отсутствием ориентировочной основы действий, которую нужно найти. Постоянное вовлечение детей в творческую деятельность является критерием развивающего обучения [2].

В сущностной характеристике особенностей творческой деятельности Д. К. Комский выделил два ведущих признака. Первый признак — это новизна результатов деятельности, в чем и проявляется ее отличие от репродуктивной деятельности; вторая — развитие личности индивида, т. к. в процессе творчества раскрываются способности личности [7, с. 21].

Важно, чтобы педагог целенаправленно и систематически вовлекал детей в творческую деятельность, формируя умение подчинять весь творческий процесс решению конкретной задачи [4, с. 57]. Для этой цели необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы.

Формировать творческую деятельность — значит формировать такие ее качества и приемы выполнения, которые ей присущи. Управление творческой деятельностью осуществляется через постановку соответствующих заданий, активизирующих проявление составляющих ее приемов выполнения [2].

Эффективным средством вовлечения старших дошкольников в творческую деятельность служат творческие задания. Творческое задание — это такая форма организации информации, где, наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта [3].

На основе анализа литературы (А. М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям: открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия); соответствие условия выбранным методам творчества; возможность выбора разных способов решения; учет уровня развития и возрастных особенностей детей.

В творческом процессе, по мнению ученых, присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющая. Конвергентные задания предполагают существование лишь одного — «единственно верного» ответа, который может быть найден посредством строгих логических рассуждений, на основе использования соответствующих законов, правил, алгоритмов. Дивергентные задания характеризуются многовариантностью решений, т. е. допускают множество правильных ответов [5]. В процессе решения дивергентных заданий развивается беглость, гибкость и оригинальность мышления.

При выборе творческих заданий педагогу дошкольного образования целесообразно опираться на классификацию А. Н. Ждан (табл. 1).

Таблица 1

Классификация творческих заданий

Типы творческих заданий

Виды творческих заданий

По функциям

По дидактическим целям

Конвергентного характера

1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями

кроссворды, ребусы, игры

2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков

нахождение закономерностей, узнавание объекта

Дивергентного характера

3-го уровня по развитию логического мышления

составление логических цепочек, задач

4-го уровня по развитию творческого мышления

выполнение задач на моделирование и проектирование

Приведем примеры творческих заданий математического содержания, с помощью которых можно вовлекать старших дошкольников в творческую деятельность в ходе организации НОД.

Конвергентные задания.

− Разгадайте математические ребусы

Рис. 1.

− Выберите из предложенных фигур нужную фигуру

Рис. 2.

− Из 6 палочек составьте дом, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

− Запишите вместо точек

День/Солнце

Ночь/...

Шестиугольник/Квадрат

6/…

− Если первый квадрат повернуть на три оборота по часовой стрелке, где окажется звездочка? Выберите правильный ответ:

Рис. 3.

− Имеются карандаши желтого и зеленого цветов. Сколько карандашей нужно взять, не глядя, чтобы хотя бы два из них были одного цвета?

Дивергентные задания

− На свете нет похожих двух,

Но каждая — как лёгкий пух.

Зимой всё в них, — поля, тропинки…

Что это, милый друг? Летят… (снежинки).

Сложите снежинку из палочек.

− Закончите рисунки, превратив каждую линию в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог.

http://pandia.ru/text/79/084/images/image003_9.jpg

Рис. 4.

− Составьте силуэты жителей подводного мира из частей фигур (геометрические игры-головоломки «Вьетнамская игра», «Танграм», «Колумбово яйцо»)

Рис. 5.

− Дополните рисунок так, чтобы получилась картинка

Рис. 6.

Каково значение творческих заданий в процессе образовательной деятельности детей? Во-первых, такие задания дают возможность преобразовывать образы окружающего мира. Во-вторых, стимулируют познавательную активность ребенка. В-третьих, приучают его быть наблюдательным, любознательным, смелым в познании окружающего мира, предлагать нестандартные решения [8].

Считаем, что приведенные творческие задания и, подобные им, являются эффективным средством организации творческой деятельности в математическом образовании старших дошкольников.

Литература:

  1. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анциферова // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. / Под ред. Куликова Л. В. — 2 -е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 464 с.
  2. Артемов А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах: Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения. Самара: СГПУ, 1995. — 119 с.
  3. Башлыкова А. В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс] / А. В. Башлыкова, Н. В. Залесова. — URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–2-29.pdf.
  4. Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. — М.: ИПЛ, 2008. — 136 с.
  5. Гашаров Н. Г., Махмудов М. Х. Дивергентные задачи как средство развития креативности мышления // Начальная школа. – 2014. – № 2. — 68 с.
  6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 2011. — 402 с.
  7. Комский Д. М. Основы теории творчества — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1993. — 77 с.
  8. Творческое развитие детей в дошкольном учреждении [Электронный ресурс]: Мир дошкольников: Методические материалы и практики для воспитателей. — М., 2012–2016. — URL: http://mirdoshkolnikov.ru/o-detyach/razvitie-doshkolnikov/item/59 (дата обращения: 14.08.2014).

основные термины

генерируются автоматически
творческая деятельность, познавательное развитие, организация творческой деятельности, творческие задания, конвергентные и дивергентные задания математического содержания, старшие дошкольники
Похожие статьи
Зебзеева Валентина Алексеевна
Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования
Педагогические науки
2012
Аксенова Татьяна Анатольевна
Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Спецвыпуск
2016
Трандина Ольга Павловна
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности
Педагогические науки
2016
Рощупкина Наталия Алексеевна
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС
Педагогика
2017
Аблитарова Алиде Рефиковна
Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании
Педагогические науки
2016
Ганеева Алина Сибагатулловна
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Организация игровой деятельности
2016
Гаврилова Ольга Владимировна
Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)
Спецвыпуск
2017
Пригодская Диана Николаевна
Организация продуктивной деятельности первоклассников
Спецвыпуск
2017
Кашкарева Любовь Михайловна
Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)
Педагогические науки
2016
дата публикации
апрель 2017 г.
рубрика
Спецвыпуск
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Зебзеева Валентина Алексеевна
Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования
Педагогические науки
2012
Аксенова Татьяна Анатольевна
Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Спецвыпуск
2016
Трандина Ольга Павловна
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности
Педагогические науки
2016
Рощупкина Наталия Алексеевна
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС
Педагогика
2017
Аблитарова Алиде Рефиковна
Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании
Педагогические науки
2016
Ганеева Алина Сибагатулловна
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Организация игровой деятельности
2016
Гаврилова Ольга Владимировна
Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)
Спецвыпуск
2017
Пригодская Диана Николаевна
Организация продуктивной деятельности первоклассников
Спецвыпуск
2017
Кашкарева Любовь Михайловна
Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)
Педагогические науки
2016