Ярмарка как форма организации деятельности в формировании инициативности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никонова, А. В. Ярмарка как форма организации деятельности в формировании инициативности у детей дошкольного возраста / А. В. Никонова, Е. Е. Павлова, И. Ф. Чумаченко, А. М. Алимбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41652/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье особое место уделяется вопросам формирования предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей дошкольного возраста через ознакомление с праздничной культурой и традициями народов Поволжья.

Ключевые слова: интеллектуальная инициатива, поисковая деятельность, социально-коммуникативная компетентность

Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

Придерживаясь данной концепции, педагоги МБДОУ «Детский сад № 466» г. о. Самара реализовали образовательный проект «Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы дошкольников через ознакомление с праздничной культурой и традициями народов Поволжья», с целью приобщения детей дошкольного возраста к истокам традиционной культуры народов Поволжья, истории родного края.

Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, позволяют узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности, учат бережному, трепетному отношению к природе, предкам, истории.

Задачи образовательного проекта:

− развитие эмоционально-познавательного интереса к культурному наследию России;

− воспитание уважительного отношения к традициям своего народа;

развитие коммуникативных качеств, инициативы, способности к импровизации;

− освоение историко-культурного наследия России через праздничные даты народного календаря;

− знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.

В составлении программы предполагаемого праздника участие принимают не только педагоги учреждения, но и обязательно воспитанники старшего дошкольного возраста.

Стараясь дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи своего народа.

Работа по формированию нравственно — духовных качеств, предпосылок интеллектуальной инициативы, поисковой деятельности, дошкольников через приобщение к праздничной культуре народов Поволжья построено на основе праздничного календаря: фольклорный праздник «Осенины», ярмарка «Кузьминки», неделя праздничной культуры народов Поволжья: «Венок дружбы», святочные посиделки «Пришла Коляда — отворяй ворота», развлечение «Широка наша Масленица».

Фольклорный народный праздник «Кузьминки» был организован в форме ярмарки способствующей организации детской деятельности в формировании инициативы.

В процессе подготовки к празднику проводилась комплексная работа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, знакомство с профессиями ремесленников, покровителями которых были святые братья Кузьма и Демьян, способствовало ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Участие в ярмарке дало возможность на практике прикоснуться к рыночным отношениям, подкрепить теоретические экономические знания практическим включением в деятельность.

Реализацию проекта начали с познавательной беседы о том, что ярмарка на Руси была местом для торговли, игр, забав и развлечений. Обязательно торговцы закликают и приглашают к себе, чтобы чем-то удивить или предложить свой товар. Но, чтобы купить себе понравившийся товар, нужно было иметь деньги.

Таким образом, перед детьми возникла проблемная ситуация: изготовить условные денежные знаки. Было предложено: нарисовать деньги, использовать счётные палочки, вырезать жетоны из цветной бумаги, взять настоящие деньги. Обсудив все варианты, дети выбрали жетоны и вырезали их сами из цветной бумаги.

Жетоны готовы, и отсюда сразу возникает вторая проблема: в чём мы их будем хранить? Здесь тоже было предложено много разных вариантов: стаканчики, конверты, настоящие кошельки и т. д. Каждая группа выбрала наиболее удобный для себя вариант: у детей коррекционной группы были стаканчики, которые дети украсили определённым орнаментом по своему выбору. Дети средней и старшей группы сконструировали из бумаги конверты и оформили их своими рисунками.

Следующий шаг подготовки к ярмарке — это зарабатывание жетонов и изготовление товара на продажу. Обсуждая вопрос: «Ребята, а где родители берут деньги?», пришли к выводу: «Деньги нигде и никому не дают просто так, их нужно заработать».

Посовещавшись с детьми, решили, что способов зарабатывания жетонов очень много: можно выступить в роли ремесленников, актёров, рукодельниц, художников, а также рассказать пословицу, поговорку, стихотворение.

И вот тут началась увлекательная продуктивная деятельность, в которой проявились самостоятельность и креативность воспитанников. Один из ребят принес из дома соленое тесто, которое приготовил вместе со старшей сестрой и предложил из него сделать птичек. Все погрузились в работу, и в итоге у ребят получились прекрасные птички. После просушки ребята с удовольствием раскрашивали свои поделки яркими красками.

Ребята принесли из дома стаканчики разного размера, крупу, макароны, горох, ракушки, пуговицы и принялись мастерить красивую утварь. Каждый ребенок проявил свой талант мастера. И вот готовые изделия радуют глаз самих детей и окружающих.

Девочки принесли из дома бусины, бисер, пуговицы, резинки, ленточки и принялись собирать бусы, плести браслеты. Их фантазии не было предела. Девочки проявили себя как настоящие рукодельницы.

У художников получились отличные рубахи, которые украсили выставку для родителей.

Не остались в стороне и родители. Они вместе с детьми напекли блины, пироги, курники, пряники; изготовили и связали кукол, одежду для них; готовили атрибуты к сказкам, сшили народные костюмы для своих детей.

Осталось оценить изделия. Стоимость товара для младших дошкольников была обозначена на ценнике в виде кружков, а для старших детей — цифрами. Максимальная стоимость товара пять жетонов. Дети прикрепили ценники к изделию.

Украсили зал, нарядились в народные костюмы. К празднику все готовы.

Ярмарка прошла в ноябре. Весь честной народ на празднике развлекала Хозяюшка, то шуткой-прибауткой, то загадкой.

Кто такие Кузьма и Демьян, и почему в их честь назван праздник — Кузьминки поведали ребята из младшей группы. Также воспитанники презентовали пышные курники и домашние пироги, т. к. Кузьма и Демьян являются не только покровителями ремесла, но и покровителями семейного очага и кур.

Своё умение в рукоделии показали ребята из подготовительной группы, они оказались самыми проворными, вот кто с клубком и прялицей справляется ловко.

Инсценировку «Как рубашка в поле выросла» показали дети группы с задержкой психического развития. Ребята из средней группы в стороне от дел не стояли, своё мастерство всему народу показали. В их исполнении прозвучала песня «Во кузнице».

И снова — сюрпризный момент. Внимание присутствующих сосредоточено ещё на одних гостях праздника — скоморохах. Это воспитанники старшей группы показали представление кукольного театра «Балаган».

Заглянули на праздник к ребятам, услышав весёлый смех, Коробейники. На память всем участникам раздали сладкий приз: леденцы — петушки, как символ благополучия и достатка.

И вот настал кульминационный момент ярмарки. Тут развернулась настоящая торговля. Ребята «продавцы» прошли за торговые ряды и стали закличками зазывать к себе покупателей. А «покупатели» выбирали себе понравившийся товар и расплачивались жетонами. У кого заканчивались жетоны, их можно было заработать чтением стихотворения, пословицы или поговорки, а также загадыванием загадки.

Таким образом, каждый ребёнок по своей инициативе, пользуясь правом выбора, самостоятельно обменивал свои жетоны на товар. Ярмарка закончилась, дети остались довольны.

В ходе реализации образовательного проекта «Формирование социально-коммуникативных ценностей у детей дошкольного возраста через народную праздничную культуру» была проведена хлебная ярмарка «Край-каравай».

Литература:

  1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы — игры: уч.-метод. Пособие — СПб.: РЖ «Музыкальная Палитра», 2008.
  2. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. М..1996.
  3. Праздники в детском саду. М., 2007.
  4. Замураева И. А., Леонова И. А. «Венок русской песни» статья из журнала «Музыкальный руководитель» ВЫП.4, 2010.
  5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997.
  6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. — Управление ДОУ. 2005 № 1.
  7. Соломенникова О. А. Радость творчества. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, поисковая деятельность, дошкольный возраст, интеллектуальная инициатива, образовательный проект, ребята, праздничная культура, родной край, старшая группа, цветная бумага.


Ключевые слова

поисковая деятельность, интеллектуальная инициатива, социально-коммуникативная компетентность

Похожие статьи

Тенденции познавательного развития детей старшего...

родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей, познавательное развитие, природа, ознакомление, этап, народный календарь, малая родина.

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного...

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста обытовой культуре русского. Уровни. Старшая дошкольная группа.

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, бытовая культура, балл, ребенок, старший дошкольный возраст, предмет быта...

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников...

ребенок, дошкольный возраст, русский народ, святой Серафим, родной край, чувство, поисковое поведение, историческое наследие, дошкольник, детский сад. Похожие статьи. Формирование патриотических чувств у старших...

Инициативность старших дошкольников в различных видах...

Поэтому одним из требований к условиям реализации образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста является поддержка индивидуальности и инициативы детей. При этом является необходимым...

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста

Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края.

‒ использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

Но если в результате педагогической работы дети старшего дошкольного возраста будет располагать знаниями о названии страны

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством.

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, творческая работа, изобразительная деятельность, занятие, творческая работа детей

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Основные термины (генерируются автоматически): тундра, вечная мерзлота, ребенок, ребята, контейнер, земля, Архангельская область, загадка тундры, родной край

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданственности через ознакомление с родным городом.

Похожие статьи

Тенденции познавательного развития детей старшего...

родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей, познавательное развитие, природа, ознакомление, этап, народный календарь, малая родина.

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного...

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста обытовой культуре русского. Уровни. Старшая дошкольная группа.

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, бытовая культура, балл, ребенок, старший дошкольный возраст, предмет быта...

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников...

ребенок, дошкольный возраст, русский народ, святой Серафим, родной край, чувство, поисковое поведение, историческое наследие, дошкольник, детский сад. Похожие статьи. Формирование патриотических чувств у старших...

Инициативность старших дошкольников в различных видах...

Поэтому одним из требований к условиям реализации образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста является поддержка индивидуальности и инициативы детей. При этом является необходимым...

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста

Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края.

‒ использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

Но если в результате педагогической работы дети старшего дошкольного возраста будет располагать знаниями о названии страны

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством.

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, творческая работа, изобразительная деятельность, занятие, творческая работа детей

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Основные термины (генерируются автоматически): тундра, вечная мерзлота, ребенок, ребята, контейнер, земля, Архангельская область, загадка тундры, родной край

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданственности через ознакомление с родным городом.

Задать вопрос