В статье анализируется роль музыкальных занятий в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Цель работы – показать роль и значимость музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями и указать на жизненно важный компонент воздействия музыки на организм ребенка.
Ключевые слова: музыкотерапия, коррекция, ограниченные возможности, пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах
«Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», — так утверждали древние мудрецы, но научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX — начала XX — веков. Как самостоятельная отрасль знаний и область научно-практической деятельности, связанной как с психическим, так и с физическим здоровьем организма, музыкотерапия начала формироваться только в ХХ веке.
В России интерес учёных к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в исследовании, проводимых В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым, И. М. Догелем, И. М. Сеченовым, И. Р. Тархановым и другими. И. М. Сеченов отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, на дыхание, кровообращение и говорил: «Те или иные мелодии могут поднимать артериальное давление или понижать его, убыстрять пульс или замедлять».
Русские физиологи И. М. Догель и И. Р. Тарханов в ходе своих исследований подтвердили то, что музыка явно влияет на дыхание, кровообращение и другие физиологические процессы.
Со второй половины XX в. музыкотерапия изучается и используется в лечебных и коррекционных целях в различных направлениях медицины и в психологии, в частности, специальной, научно-технические достижения позволили более глубоко изучать физиологические реакции организма в ответ на воздействие музыки. В то же время этот интерес определяется возможностью применения музыки как лечебно-коррекционного средства, обеспечивающего гармонизацию состояния человека: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, развития эстетических потребностей. [6]
На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии предлагается прослушивать различные музыкальные произведения. При активной музыкотерапии предлагается участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как музыкальные инструменты, так и голос, хлопки, топот, постукивания.
В наше время проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ стоит весьма остро. Музыкальная коррекция в тесной связи с лечебной педагогикой дает возможность создать особые предпосылки для успешного обучения, воспитания и адаптации в социуме каждого ребенка с неврологическими, психическими заболеваниями и умственной отсталостью. Для обеспечения возможностей успешного обучения каждого такого ребенка, для улучшения усвоения знаний, для активизации их самостоятельной познавательной деятельности очень важно использовать те богатые и разнообразные возможности, которые дает нам музыка.
Музыка является не только основным методом влияния на ребенка, но и сопровождает учебно-воспитательную, лечебную и коррекционную деятельность. Влияние музыки не только подготавливает ребенка к учебе, но и улучшает психические процессы и познавательную деятельность. Помогает сформировать нужный эмоциональный настрой, даёт возможность расслабиться и отдохнуть. Музыка даёт возможность ребенку находить свое место в группе детей, выбирать и высказывать свои предпочтения, формирует умение слышать других, сопереживать, общаться, что особенно важно для детей с проблемами в здоровье.
Основная цель музыкального занятия — это коррекция сенсомоторных, эмоционально-волевых, речевых, коммуникативных навыков у детей, путем объединения музыки, слова, движения, наглядного материала, упорядоченных в четкой ритмической последовательности. [4]
Музыкальное занятие осуществляет систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребёнка. Развитие музыкальных способностей детей происходит через такие формы работы как пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах.
Через музыку дети познают окружающий мир, учатся сопереживать, у них появляются общие темы, общие радости, через музыку они так же учатся выражать свои эмоции, проявлять умственные усилия. Хочется отметить отдельно то, что музыка является альтернативным вариантом работы с детьми для которых вербальное выражение мысли невозможно или осложнено. В этих случаях воздействие музыкальными методами дает возможность проникнуть в скрытый мир ребенка, осмыслить его эмоциональные проявления, желания, предпочтения. [2]
Музыкально-коррекционное занятие должно быть неотъемлемой частью комплексной реабилитационной программы обучения, воспитания и коррекции развития детей с сенсорными, моторными, интеллектуальными нарушениями, а так же с проблемами в поведении и коммуникации. Такие занятия дают возможность проводить обучение с учетом психофизиологии ребенка, интенсивно развивают головной мозг, активизируют компенсаторные механизмы, обеспечивают полисенсорную стимуляцию познавательной деятельности ребенка.
Одной из важнейших особенностей индивидуальности человека есть функциональная асимметрия мозга. Она обуславливает особенности восприятия информации, памяти, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. И дети, и взрослые имеют разную доминанту полушарий мозга. В процессе взаимодействия полушарий наблюдается функциональный антагонизм — активация одного полушария мозга сопровождается определенным угнетением другого полушария. Левое полушарие контролирует логическое мышление и речь, а правое — творческую деятельность. При музыкальном воздействии упорядочивается работа обеих полушарий мозга, что позволяет легче воспринимать и запоминать информацию и слаженно работать слуховой, визуальной и кинестетической системам организма. [1]
Музыкальные занятия дают возможность проводить обучение с учетом психофизиологии ребенка, интенсивно развивают головной мозг, активизируют компенсаторные механизмы, обеспечивают полисенсорную стимуляцию познавательной деятельности ребенка. [5]
На занятиях учебного предмета «Музыка» помимо образовательных задач, решаются такие коррекционные задачи, как:
− формирование художественной культуры личности и норм поведения средствами музыки;
− развитие мимических, двигательных, речевых аппаратов;
− обеспечение информационно — познавательных потребностей детей в музыкальном искусстве через участие в художественной деятельности;
− обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их сенсорно — музыкальных способностей, тембрового, ладово-высотного, динамического, ритмического слуха;
− активизация потенциальных возможностей детей, обеспечение развития эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений;
− формирование способности выражения своего Я во всех доступных видах музыкальной деятельности;
− осуществление средствами музыки и движений профилактики и коррекции имеющихся отклонений в развитии психической функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создание условий для социокультурной адаптации ребёнка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.
Музыкальные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности. В связи с этим при их организации и проведении необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических образовательных потребностей, возникающих у детей из-за нарушений. Это форма обучения обеспечивает систематическое и целенаправленное музыкальное развитие ребёнка с ОВЗ в соответствие с задачами и содержанием типовой программы. [3]
Подводя итоги можно сказать о том, что музыка — это не только вид искусства, но это один из древнейших способов лечения. И по сей день проводятся опыты и становиться ясно, что музыка расслабляет, улучшает кровообращение, психическое состояние человека.
Литература:
- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. – 173 с.
- Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии // Б. П. Пузанов. – М.: Аркти, 2005. – 160 с.
- Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. – М.: Композитор,1999. – 227 с.
- Сластенина В. А. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2006. – 280 с.
- Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка,1990. – 175 с.
- Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М.,1998. – 153 с.