Авторы: , ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Дудалова Е. М., Василенко А. С., Иванова Н. А. Артефакт-педагогика как средство активизации познавательного интереса младших школьников на уроках // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 64-66. — URL https://moluch.ru/archive/149/41612/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье рассказывается об информационной технологии «артефакт-педагогика», приведены примеры использования артефактов на уроках окружающего мира и математики в начальной школе.

Ключевые слова: артефакт, артефакт-педагогика, познавательный интерес

Младший школьный возраст — это благоприятный период для умственного развития учащихся, усвоения ими научных знаний, способов учебной деятельности. Во многом успешное овладение учащимися знаниями зависит от деятельности педагога. Большинство детей идет в школу с интересом. Их привлекает новизна нового статуса — ученик, интересно познакомиться с новыми друзьями, а самое главное, интересно узнать что-то новое. Однако, постепенно этот интерес угасает, учебная деятельность не кажется такой привлекательной, ребенок устает от однотипных уроков и заданий. И виноват в этом, чаще всего, сам педагог, у которого нет в запасе интересных форм и методов преподавания. Порой у учителя вообще отсутствует интерес к преподавательской деятельности: традиционная методика устарела, новых технологий он не знает, да и не хочет узнать. А почему бы самому не попробовать внести что-то новое в свою деятельность, не поинтересоваться у коллег, не почитать литературу по проблеме активизации познавательного интереса младших школьников?

Все это может сделать любой компетентный педагог. Активизация познавательного интереса учащихся — одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение — ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.

В педагогике познавательный интерес трактуется как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г. И. Щукина, Н. А. Рыков, НИ. Гамбург, и др.)

Но как мотивировать обучающихся к познанию окружающего мира? Что может служить «точкой опоры»? Возможно, надо найти такие средства, которые возбудили бы у учащихся любопытство, стремление узнать об этом больше, начать поисковую и исследовательскую деятельность. И такими средствами могут стать — артефакты.

Артефакт (лат. artefactum: arte — «искусственно» + factus — «сделанный») в обычном понимании — это любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности, носитель информации, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. А что стоит за этим артефактом? Конечно, мотив, который будет способствовать повышению эффективности и качества образовательного процесса, включению в активную познавательную деятельность.

Артефактом может быть любой цифровой объект: текст, картинка, короткое видео, схема и т. п. Гипотеза состоит в том, что учитель на основе такого объекта, отталкиваясь от него, может спроектировать и организовать обучение детей, инициировать самостоятельную познавательную деятельность. [2]

Специалисты в области артефакт-педагогики О. Ф. Брыксина и Л. В. Рождественская говорят, что особенностью артефакта являются его неизвестные свойства, которые необходимо сначала исследовать и описать, потом эти свойства объекта дополнительно исследуются, уточняются, в результате выдвигаются другие идеи, которые позволяют обогатить, а, возможно, и полностью изменить первоначальный сценарий и выдвинуть в его рамках более сложные учебные цели. А потом, в ходе дальнейшего исследования и обсуждения, выясняются новые, какие-то другие, более ценные свойства объекта, которые вначале не были замечены, параллельно предлагаются и конкретизируются варианты контекста, в который можно погрузить данный объект.

Итак, мы уже сказали, что артефактом в учебном процессе школьников может быть любой объект, который бы вызывал у учащихся интерес, желание исследовать его, узнать о нём и об области его применения. Учителям применение данной технологии позволяет разрабатывать новые задания, ориентированные на аналитическую, продуктивную, экспериментально-исследовательскую деятельность, развитие критического мышления. Брыксина О. Ф. и Рождественская Л. В. также отмечают, что, рассматривая артефакт как объект учебной деятельности, учитель проектирует учебную ситуацию, ориентированную уже не только на формирование предметных, но и на развитие метапредметных и личностных результатов.

На уроках окружающего мира в начальной школе артефактами могут стать такие объекты как плесень (при изучении темы «Грибы»), гнездо птицы, неизвестное растение, например, хлебное дерево или плод этого дерева. Также это может быть какая-то старинная вещь — прялка, ухват и т. д. Может быть любой природный минерал, например, кристаллы соли, вода или песок. А возможно это будет предмет, сделанный из природных минералов: глиняный горшок, стеклянная ваза, воздушный шарик и т. д. В процессе работы ребенку предоставляется возможность узнать из чего сделан этот предмет, о его свойствах и применении. Например, мало кто из детей знает, что обычное стекло получают из простого песка, подвергая его специальной обработке; что воздух имеет массу, проводит звук и состоит из набора газов. В процессе исследовательской деятельности дети получают информацию, стремятся узнать гораздо больше того, о чем узнали на уроке. Это говорит о том, что познавательный интерес активизировался.

Уроки математики, которые порой кажутся скучными большинству учащихся, станут интересными если принести на урок артефакт: старые счеты, абак, написать формулу, показать способ решения задачи, который дети раньше не знали, рассказать о детстве великих математиков и т. д.

Приведем примеры уроков математики и окружающего мира с использованием артефактов.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «В поисках подземных кладовых».

На этом уроке дети изучают полезные ископаемые, знакомятся с их свойствами, строением, применением. Учащиеся узнают о том, что многие минералы имеют кристаллическое строение, например, соль, алмаз, горный хрусталь, они образовались в особых природных условиях, в течении жизни они могут расти (как живые существа).

Артефактом на этом уроке могут стать принесенные учителем кристаллы и их изображение, драгоценные украшения или кристаллы Swarovski, кристаллы снега.

Демонстрируем детям объект или изображение и задаем вопрос:

− «Как Вы думаете, что это такое?».

Рис. 1.

Далее демонстрируем кристаллы, выращенные собственноручно.

http://uchidoma.ru/wp-content/uploads/2015/05/791-3.jpg

Рис. 2.

Такой опыт можно и проделать на уроке Окружающего мира, чтобы показать, что окружающей мир интересно изучать, и ребенок в состоянии сам проделывать опыты.

На уроке или дома ученик может самостоятельно вырастить кристаллы из соли и сахара.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Артефактом в математике может послужить такое устройство, как «абак». Абак — это (др.-греч. ἄβαξ, ἀβάκιον, лат. abacus — доска) — счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме. С помощью абака можно научить ребятишек складывать числа. Одной из основных и первоначальных задач обучения математики является выработка у ребят навыка хорошего счета.

http://teachers-hall.ru/wp-content/uploads/2015/11/%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BA.jpg

Рис. 3.

Дети могут найти информацию об этом устройстве, потом инструкцию, обучающую счету на нем, сравнить с современными счетными устройствами.

Много трудностей и проблем возникает у второклассников при запоминании таблицы умножения. Для того чтобы сделать этот процесс интересным можно предложить детям интересные факты и способы запоминания. Например: Квадраты чисел. (Владимир Творогов).

Таблица 1

1 × 1 = 1

Один на один — сам себе господин.

2 × 2 = 4

Дважды два — четыре, это всем известно в целом мире.

3 × 3 = 9

Три на три — у телефона девять цифр и много звона.

4 × 4 = 16

Четыре собаки купались в реке, шестнадцать следов на песке.

5 × 5 = 25

Пятью пять — двадцать пять, это надо знать!

6 × 6 = 36

Шестью шесть — полна корзина, и десятков — половина

7 × 7 = 49

Семью семь — сорок девять, не забудь проверить!

8 × 8 = 64

Восемь на восемь — в шахматном мире клеток на поле шестьдесят четыре.

9 × 9 = 81

Единицу от девятки отнеси направо, вот и вся забава!

Таблица 2

Таблица умножения на пальцах

http://img4.minibanda.ru/MiniJournal/5/c/1/cache/5c1aaa10-2013-0716-0901-2355548ffff4-w500-h500.jpg

Положите руки на стол, как показано на картинке;

Мысленно пронумеруйте пальцы:

Пусть мизинцы будут обозначать пятерки, безымянные — шестерки, средние — семерки, указательные — восьмерки, большие пальцы — девятки.

− А теперь умножаем! Например, нам надо умножить 6 на 7. Первый множитель ищем на левой руке — это шестерка, то есть, безымянный палец.

− Второй множитель ищем на правой руке, это семерка, то есть средний палец.

− Соединяем эти пальцы (шестерку и семерку, безымянный палец левой руки и средний палец правой руки), пододвигаем соединенные пальцы к краю стола и располагаем строго на его кромке.

− Смотрим, сколько пальцев свесилось со стола — это мизинец левой руки и мизинец и безымянный палец правой руки-то есть, всего 3 пальца. Они обозначают десятки. Три пальца = три десятка = 30. Запоминаем это число.

− Теперь смотрим, сколько пальцев осталось лежать на столе (вместе с соединенными) — это четыре пальца левой руки и три пальца правой. Перемножаем пальцы одной руки на пальцы другой руки: 4×3 = 12.

− Прибавляем к ранее запомненному числу 30 число 12: 30+12=42. Это и есть произведение 6 и 7.

Таким образом, артефакт-педагогика позволяет активизировать познавательный интерес у учащихся, учителю выйти за привычные рамки учебного процесса через творчество. Необходимо просто подобрать сами артефакты и сформулировать к ним задания.

Литература:

  1. http://pochemu4ka.ru/load/razvivajka/29–1-0–558
  2. Рождественская Л. В., Брыксина О. Ф. http://didaktika.org/2014/p/artefakt-pedagogika-ot-artefakta-k-uchebnoj-situacii/
Основные термины (генерируются автоматически): окружающего мира, познавательный интерес, познавательного интереса, уроках окружающего мира, активизации познавательного интереса, познавательного интереса младших, интереса младших школьников, безымянный палец, левой руки, учащихся интерес, палец правой, средний палец, познавательную деятельность, безымянный палец левой, палец правой руки, безымянный палец правой, познавательного интереса учащихся, учебной деятельности, пальца левой руки, педагогике познавательный интерес.


Ключевые слова

познавательный интерес, артефакт, артефакт-педагогика

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос