Применение ТРИЗ-технологий в дошкольных образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 2691 раз

Библиографическое описание:

Горохова, А. А. Применение ТРИЗ-технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А. А. Горохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41610/ (дата обращения: 19.04.2024).



Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить задачу, которую ставят перед дошкольным учреждением. Этому способствует ТРИЗ-теория решения изобретательских задач, а точнее методы и приемы, используемые в дошкольном воспитании.

Ключевые слова: творческое мышление, ТРИЗ, фантазия, технологии, методы фантазирования

Современному обществу нужны люди не только знающие, но и мыслящие творчески, умеющие использовать свои знания в нестандартных ситуациях, способные найти различные пути решения проблем и выбрать среди них результативный.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Мы часто задаемся вопросом, кто самые богатые и известные люди на Земле? Чаще всего это люди, которые не бояться открыто выражать свое мнение, это те, кто нашел применение своим знаниям и умениям. Часто мы встречаемся с тем, что дети боятся ошибиться и сильно расстраиваются по поводу любой неудачи. Привычка делать только так как «положено» не дает прилежным детям проявить себя в полной мере.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. В образовательном процессе детям недостаточно предоставляется возможность проявить свои творческие способности, не всегда удается высказать свое мнение. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одним из способов решения этой проблемы можно считать применение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основоположником, которой является выдающийся российский ученый, изобретатель, писатель и педагог Генрих Саулович Альтшуллер.

Цели ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, научить решать свои маленькие проблемы.

Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:

− способствует развитию аналитических способностей;

− учит рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения;

− помогает преодолеть застенчивость и замкнутость;

− формирует умение постепенно находить выход из сложных ситуаций.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Ситуации могут быть как реальные (скоро новый год, а в доме маленький котенок, как поставить елку в квартире и не убирать домашнего любимца), так и выдуманные, сказочные (как сделать Бабу Ягу доброй). Каждый ребенок предлагает свой выход из ситуации. Если ребенок задал вопрос, не надо давать готовый ответ. Необходимо с помощью размышлений и рассуждений подвести его к собственному ответу. Тем самым ребенок самостоятельно найдет идеальное конечное решение.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста:

Метод фокальных объектов (МФО) — перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод Системный оператор помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Метод ММЧ (моделирование маленькими человечками) — моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное).

Метод Робинзона Крузо (МРК) учит выделять признаки предметов и объектов, подбирать варианты использования объектов не по назначению — использовать ресурсы.

Метод противоречий. Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.

− Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников — изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Эти и другие методики реализуются посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание ребенка, привлекающих его интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и воспитателем.

Литература:

  1. Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду», 2010 г. — 143 с.
  2. Пчелкина Е. Л. «По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения», 2010 г. — 176 с.
  3. Тамберг Ю. Г. «Как научить ребёнка думать», 2007 г. — 445 с.
Основные термины (генерируются автоматически): полная мера, ребенок, дошкольный возраст, ситуация, традиционная форма работы.


Ключевые слова

творческое мышление, технологии, фантазия, ТРИЗ, методы фантазирования

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.

Одна из негативных сторон традиционного обучения — угасание интереса к познанию нового.

На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Толмакова М. А., Родина Я. А., Борохович Л. Ю. Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках

− Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе). Условия успешного формирования выбора уребенка-дошкольника.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

А ведь игра является действенной формой самопомощи ребенка.

Но игра, придуманная ребенком, не в полной мере способствует его гармоничному развитию.

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей...

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, меры предосторожности, опасные ситуации. Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей.

Воспитательные возможности проблемных педагогических...

В свете личностно-ориентированного подхода к организации работы с детьми дошкольного возраста особую актуальность приобретают технологии создания проблемных ситуаций, в которых в полной мере проявились бы активность, избирательность...

Формирование инициативы и самостоятельности у детей...

Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют формированию инициативности, самостоятельности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для дошкольного возраста личностных качеств. Литература

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка

В той или иной форме эти проблемы нашли отражение почти во всех работах, касающихся развития дошкольника и особенностях его воспитания.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов

Положение о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным и традиционным в отечественной психологии.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

Специфика ее предполагает четкое реагирование на изменение социальной ситуации в

Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до...

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.

Одна из негативных сторон традиционного обучения — угасание интереса к познанию нового.

На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Толмакова М. А., Родина Я. А., Борохович Л. Ю. Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках

− Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе). Условия успешного формирования выбора уребенка-дошкольника.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

А ведь игра является действенной формой самопомощи ребенка.

Но игра, придуманная ребенком, не в полной мере способствует его гармоничному развитию.

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей...

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, меры предосторожности, опасные ситуации. Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей.

Воспитательные возможности проблемных педагогических...

В свете личностно-ориентированного подхода к организации работы с детьми дошкольного возраста особую актуальность приобретают технологии создания проблемных ситуаций, в которых в полной мере проявились бы активность, избирательность...

Формирование инициативы и самостоятельности у детей...

Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют формированию инициативности, самостоятельности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для дошкольного возраста личностных качеств. Литература

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка

В той или иной форме эти проблемы нашли отражение почти во всех работах, касающихся развития дошкольника и особенностях его воспитания.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов

Положение о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным и традиционным в отечественной психологии.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

Специфика ее предполагает четкое реагирование на изменение социальной ситуации в

Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до...

Задать вопрос