Средства этнопедагогики в воспитании юного патриота в условиях детского сада (из опыта преподавания дисциплины «Этнопедагогика» на факультете начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Бурдина Г. Ю. Средства этнопедагогики в воспитании юного патриота в условиях детского сада (из опыта преподавания дисциплины «Этнопедагогика» на факультете начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета) // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/archive/149/41598/ (дата обращения: 17.08.2018).



В статье анализируется педагогический потенциал этнопедагогики в организации и содержании образовательного процесса в детском саду, указывается на необходимость воспитания патриотизма у дошкольников с опорой на базовые национальные ценности РФ.

Ключевые слова: базовые национальные ценности, гражданственность, гражданская идентичность, патриотизм, дети дошкольного возраста, этнопедагогика, факторы и средства народного воспитания, детский фольклор, этноэтикет

В документе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ», 2009 г. (далее — Концепция) были провозглашены десять так называемых «базовых национальных ценностей» (далее — БНЦ): патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература, природа; человечество [1, c. 18–19]. Возникает вопрос: как соотносится данный «заказ» государства с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО)? Содержание образовательной Программы включает пять направлений развития и образования детей [2, c. 78–79]. И в каждой из них можно делать смысловые акценты на тех или иных БНЦ. Этот вопрос требует к себе самого серьезного внимания, как при решении его конкретных задач, так и в комплексе [3, c. 13–14].

Если рассматривать более конкретный вопрос: о воспитании «юного патриота» в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) средствами этнопедагогики, то, на наш взгляд, в первую очередь, необходимо обратить внимание на такие БНЦ, как «патриотизм» и «гражданственность». Гражданственность определяется в Концепции как «служение Отечеству» [1, c. 18]. Как качество личности оно формируется через понятие «гражданская идентичность». Это есть представление о единстве граждан национального государства, объединяющее представителей разных народов» [4, c. 216]. Патриотизм в документе определяется как «любовь к России, к своему народу, к малой родине, служение Отечеству» [1, c. 18]. Это актуализирует решение такой задачи в ДОО как «формирование первичных представлений … о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках (см. подр.: содержание образовательной области «познавательное развитие» детей в ФГОС ДО) [2, c. 78].

Но проблема заключается в том, что не всегда педагоги ДОО осознают глубину этой комплексной задачи, в том числе, смыслообразующее содержание термина «патриотизм», так как не учитывается его внутренняя структура (личностный, местный, национальный и государственный виды патриотизма) (по А. П. Садохину) [5, c. 144]. Так, решая задачу знакомства дошкольников с государственной символикой (флагом, гимном, гербом), воспитатель должен сам осознавать, что в данном случае речь идет о формировании основ гражданской идентичности (на уровне «государственного» вида патриотизма). Исследователь Б. Л. Вульфсон относит к «национально-государственной» (как синоним «гражданской» — Б.Г.) идентичности и такой неотъемлемый атрибут, как национальные праздники [6, c. 47].

Рассматривая, например, «национальный» вид патриотизма, безусловно, речь нужно вести о национальных традициях, в том числе, и о традициях народного воспитания. Этнопедагогика (или народная педагогика) как наука изучает эмпирический опыт народного воспитания (далее — НВ) и образования детей [4, c. 224]. Основатель отечественной этнопедагогики Г. Н. Волков выделял факторы НВ: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал и такие средства народной педагогики, как народные песни, сказки, пословицы, загадки [7, c. 63–153]. В новейшей литературе к средствам НВ относится и фольклор (Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов) [4, c. 192]. При этом педагогам ДОО следует, в первую очередь, опираться на средства детского фольклора. Еще один важный компонент народной педагогики — этноэтикет [8, c. 215]. Под ним понимается «национальный этикет того или иного народа, который состоит из правил поведения в его повседневной бытовой культуре… в том числе — на основе народной педагогики» [9, c. 4].

Таким образом, в решении рассматриваемой воспитательной задачи можно и нужно использовать интегрированный подход [3, c. 14]. Необходимо формировать у детей основы толерантности (через уважение к сверстникам, к представителям других народов). С этой целью при изучении этнопедагогики акцент делается на развитии качеств толерантной личности бакалавра, что поможет определить его выбор в направлении приоритетного мирного сосуществования и взаимопонимания между разными этносами в своей будущей профессиональной деятельности [10, c. 50–51]. Опираясь на знания о базовых национальных ценностях и на арсенал этнопедагогических средств, будущие педагоги смогут эффективнее решать задачу воспитания патриота-дошкольника.

Литература:

  1. Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с.
  2. Нормативная база современного дошкольного образования: закон об образовании, ФГОС ДО. — М.: Просвещение, 2014. — 112 с.
  3. Бурдина Г. Ю. Представления о национальных ценностях в содержании и организации дошкольного образования // Молодой ученый. Международный научный журнал. — 2016. — № 13.3. (117.3). — С. 13–15.
  4. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. учрежд. высш. проф. образ. / Л. Н. Набокова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — 3-е изд. — М.: Академия, 2013. — 240 с.
  5. Бурдина Г. Ю. Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе детского фольклора в дошкольной образовательной организации // Детство как антропологический, культурологический и психолого-педагогический феномен: Материалы II Международной научной конференции. Самара, 25–26 марта 2016 года. В рамках проекта «А. З. Б.У. К. А. детства». Часть I. — Самара: СПГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2016. — С. 143–151.
  6. Вульфсон Б. Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур: учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во МПСИ, 2009. — 80 с.
  7. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  8. Логунова Е. П., Лазарева Л. С., Бурдина Г. Ю. Традиции народной педагогики в учебном процессе дошкольной образовательной организации // Международный научный журнал «Символ науки» — 2016. — № 12–2. — С. 215.
  9. Бурдина Г. Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. № 2 (21) [Электронный ресурс]. — М.: Науковедение, 2014. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/ 70PVN214.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
  10. Бурдина Г. Ю., Галочкина М. В. Совершенствование современного образовательного процесса посредством развития толерантности // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара). / Ред.: Кочетова Н. Г., Лысогорова Л. В., Чичканова Т. А. (отв. ред.). — Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. — С. 43–51.
Основные термины (генерируются автоматически): народная педагогика, народное воспитание, гражданская идентичность, детский фольклор, малая родина, образование детей, средство.


Ключевые слова

патриотизм, этнопедагогика, дети дошкольного возраста, гражданственность, гражданская идентичность, базовые национальные ценности, факторы и средства народного воспитания, детский фольклор, этноэтикет

Похожие статьи

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня педагогика считает возможным и...

Народный фольклорсредство развития личности ребёнка

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, воспитание детей, время игры, эмоциональный контакт.

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

- личностно-ориентированного обучения и воспитания (диалог с ребенком, диалог с

Классный час «Наши земляки в борьбе за Родину»)

Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

- Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.)

- Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ

Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки...

Устное народное творчество как средство воспитания...

Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают...

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины.

Возможности региональной системы дополнительного...

Формирование гражданской (российской) идентичности личности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей представляется возможным средствами музейной педагогики.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

Народное образование и педагогика за рубежом.

Лучшим выражением народности являются родной язык, народное творчество, родная история, география Родины — все это в совокупности обеспечивает народность воспитания.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Народная педагогика- это педагогика национального спасения, это педагогика всеобщей мудрости воспитания, педагогика всеобщей любви.

Основные термины (генерируются автоматически): фольклор, ребенок, песнь, народная педагогика, традиция, песня...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня педагогика считает возможным и...

Народный фольклорсредство развития личности ребёнка

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, воспитание детей, время игры, эмоциональный контакт.

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

- личностно-ориентированного обучения и воспитания (диалог с ребенком, диалог с

Классный час «Наши земляки в борьбе за Родину»)

Формирование экологической культуры и гражданской идентичности средствами технологии проектного обучения.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

- Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.)

- Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ

Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки...

Устное народное творчество как средство воспитания...

Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают...

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины.

Возможности региональной системы дополнительного...

Формирование гражданской (российской) идентичности личности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей представляется возможным средствами музейной педагогики.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

Народное образование и педагогика за рубежом.

Лучшим выражением народности являются родной язык, народное творчество, родная история, география Родины — все это в совокупности обеспечивает народность воспитания.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Народная педагогика- это педагогика национального спасения, это педагогика всеобщей мудрости воспитания, педагогика всеобщей любви.

Основные термины (генерируются автоматически): фольклор, ребенок, песнь, народная педагогика, традиция, песня...

Задать вопрос