Формирование у первоклассников умения рассуждать в обучении математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Бастина, И. А. Формирование у первоклассников умения рассуждать в обучении математики / И. А. Бастина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41593/ (дата обращения: 02.07.2020).



В статье раскрывается смысл формирования умения рассуждать в обучении математики на примере первоклассников, предлагаются примеры заданий на рассуждение.

Ключевые слова: рассуждение, умозаключение, виды умозаключения

Уделяя большое внимание формированию у обучающихся осознанных навыков вычисления, программа также предполагает и доступное обучающимся обобщение учебного материала, понимание общих законов и принципов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, и осознание таких связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. А данную работу нельзя проводить, не формируя у обучающихся умения рассуждать. [7]

Рассуждение — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме [3, с. 48]. По мнению Саранцева Г. И., рассуждение — умозаключение и способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося [4, с. 75]. В обоих определениях употребляется такое понятие, как умозаключение. Умозаключение — это вывод, основанный на рассуждении, размышлении [2, с. 69]. Сравнив определения «умозаключение» и «рассуждение», мы пришли к выводу, что данные понятия синонимичны.

Гетманова А. Д. выделяет три вида умозаключения [1, c. 93]:

1) дедуктивное (умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым);

2) индуктивное (умозаключение, в котором переход от частного знания к общему осуществляется с большей или меньшей степенью вероятности);

3) умозаключение по аналогии (на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.)

В процессе школьного обучения развивается способность обучающихся проводить умозаключения и формулировать рассуждения. Рассуждения обучающихся, по мере овладения знаниями, развиваются от простых форм к сложным постепенно. [5]. Обучающийся первого класса, в основном, судит о том или ином факте односторонне, в большинстве случаев лишь опираясь на свой ограниченный опыт или единичный внешний признак. [6]

Его суждения, как правило, выражаются в категорической утвердительной форме. Обучающийся еще не может высказывать предположения, рассуждать о возможности наличия того или иного признака, той или иной причины. Именно поэтому необходимо формировать умения рассуждать у обучающихся с начальной школы, а именно, с первого класса, но, рассмотрев обе части учебника по математике за первый класс (авторы: В. Н. Рудницкая, Е.Э Кочурова, О. А. Рыдзе; по системе «Начальная школа XXI века»), мы выяснили, что задания, на формирование такого умения, практически отсутствуют. Учебник, в основном, составляют задания, требующие конкретного ответа (75 %), и лишь 25 % заданий направлены на умение рассуждать.

Нами был выделен операционный состав рассуждения:

анализ и синтезсравнениеобобщение, абстрагированиеклассификация систематизация.

На основании данной структуры, предлагаются следующие задания.

1) По какому признаку собраны вещи в столбцах и строках?

C:\Users\Packerd Bell\Desktop\img11.jpg

2) По какому признаку распределены предметы на группы?

C:\Users\Packerd Bell\Desktop\img3.jpg

3) Чем похожи и чем отличаются записи?

3+1= 3+2= 3+3=

3+4= 3+5= 3+6=

4) Продолжи высказывания.

Если блузка дороже юбки, то юбка… (дешевле блузки);

Если по росту Рома ниже Феди, то Федя… (выше Ромы);

Если дорога шире тропинки, то тропинка… (уже дороги);

Если у мышки хвост короче, чем у кошки, то у кошки… (хвост длиннее, чем у мышки);

Если шкаф выше серванта, то сервант… (ниже шкафа).

5) Найди ошибку в рассуждениях.

C:\Users\Packerd Bell\Desktop\1-m1-r-84-638.jpg

Яблок на 3 больше, чем груш, и на 3 меньше, чем слив.

Яблок на 3 меньше, чем слив, и на 3 больше, чем груш.

Слив на 5 больше, чем груш, и на 3 больше, чем яблок.

Литература:

  1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. — М, 2000. – 93.
  2. Лехова В. П. Дедуктивные рассуждения в курсе математики в начальных классах. — Начальная школа, 1988. – 69.
  3. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. — М., 1975. – 48.
  4. Саранцев Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе. -М., «Просвещение», 2000. – 75.
  5. Лысогорова Л. В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007.
  6. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Причины вычислительных ошибок младших школьников и пути их предупреждения. Педагогика городского пространства: теория, методология, практика. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Т. А. Чичканова (ответственный редактор). Самара, 2015. С. 284–288.
  7. Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70.
Основные термины (генерируются автоматически): умозаключение, вид умозаключения, задание, какой признак, обучающийся, рассуждение.


Ключевые слова

умозаключение, рассуждение, виды умозаключения

Похожие статьи

Текст-рассуждение как форма обучения студентов...

Значит, в основе рассуждения лежит умозаключение, например

Однако, умозаключение редко встречается в речи в чистом виде, чаще в форме рассуждения.

Слово бег — имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.

Обобщенный способ рассуждения при решении математической...

В каждом из типов также можно выделить разные виды задач.

При рассуждении об укладывании может возникнуть соблазн подмены обобщения. Может проговариваться или уясняться из подобранных заданий тот общий внешний признак, что величина, которая...

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

К этим элементам относятся понятие и его характеристики, суждение и умозаключения. Все это реализуется в неявном виде, через задания физического содержания.

Формирование у младших школьников умений писать...

...два вида рассуждений: рассуждение с доказательством и рассуждение с объяснением.

нами — повествование; если раскрытие признаков предмета — определительные отношения

их с точки зрения соотнесенности с логической формой, выделяя посылки и умозаключение.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Сложной формой мышления является- умозаключение. На основе суждений и умозаключений выделяется ряд умственных мыслительных процессов:  Анализ — мыслительное расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

Рассуждения, как наиболее сложная форма монолога — это логическое изложение материала в виде доказательства.

3 — признаки; 4 — гипотеза; 5 — объединение признаков; 6 — вывод). ‒ модель, отражающая структуру рассуждений при дедуктивном способе отгадывания...

Формирование метапредметных умений при обучении...

В систему упражнений целесообразно включить задания, которые формируют умение строить цепочки логических рассуждений.

Такой вид деятельности на уроке позволяет сформировать у обучающихся навык

. Укажите, по какому признаку вы разбивали данные выражения.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Третьей частью сочинения — рассуждения является вывод. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности. Работы подобного вида, на мой взгляд, помогают достигнуть наибольшей...

Развитие логического мышления обучающихся средней школы на...

Эта способность к логическому рассуждению не заложена в нас природой.

Систематическое применение задач такого вида способствует развитию мыслительных

В качестве домашнего задания, детям можно предложить попробовать составить свою задачу, похожую на классную.

Похожие статьи

Текст-рассуждение как форма обучения студентов...

Значит, в основе рассуждения лежит умозаключение, например

Однако, умозаключение редко встречается в речи в чистом виде, чаще в форме рассуждения.

Слово бег — имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.

Обобщенный способ рассуждения при решении математической...

В каждом из типов также можно выделить разные виды задач.

При рассуждении об укладывании может возникнуть соблазн подмены обобщения. Может проговариваться или уясняться из подобранных заданий тот общий внешний признак, что величина, которая...

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

К этим элементам относятся понятие и его характеристики, суждение и умозаключения. Все это реализуется в неявном виде, через задания физического содержания.

Формирование у младших школьников умений писать...

...два вида рассуждений: рассуждение с доказательством и рассуждение с объяснением.

нами — повествование; если раскрытие признаков предмета — определительные отношения

их с точки зрения соотнесенности с логической формой, выделяя посылки и умозаключение.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Сложной формой мышления является- умозаключение. На основе суждений и умозаключений выделяется ряд умственных мыслительных процессов:  Анализ — мыслительное расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

Рассуждения, как наиболее сложная форма монолога — это логическое изложение материала в виде доказательства.

3 — признаки; 4 — гипотеза; 5 — объединение признаков; 6 — вывод). ‒ модель, отражающая структуру рассуждений при дедуктивном способе отгадывания...

Формирование метапредметных умений при обучении...

В систему упражнений целесообразно включить задания, которые формируют умение строить цепочки логических рассуждений.

Такой вид деятельности на уроке позволяет сформировать у обучающихся навык

. Укажите, по какому признаку вы разбивали данные выражения.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Третьей частью сочинения — рассуждения является вывод. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности. Работы подобного вида, на мой взгляд, помогают достигнуть наибольшей...

Развитие логического мышления обучающихся средней школы на...

Эта способность к логическому рассуждению не заложена в нас природой.

Систематическое применение задач такого вида способствует развитию мыслительных

В качестве домашнего задания, детям можно предложить попробовать составить свою задачу, похожую на классную.

Задать вопрос