Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через методику «Рисунок цветом» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Баженова Е. Л., Коротина М. С. Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через методику «Рисунок цветом» // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/archive/149/41592/ (дата обращения: 20.10.2018).



Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, эмоционального мира. Данная работа написана в соответствии с ФГОС ДО по методике «Рисунок цветом».

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, творческий потенциал, диагностика, «Рисунок цветом» по материалам Р. Штайнера, арт-терапевтические техники

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. В современной психологии формируется ориентация на соединение практик диагностирования, воспитания, психотерапии. Мы прокладываем новые пути развития, где каждый ребенок благополучен и эмоционально и интеллектуально и физически. [1]

Развитый эмоциональный интеллект является таким средством и предполагает овладение ребенком: способностью понимать свои эмоции и эмоции других людей, умением правильно оценивать реакции окружающих, и регулировать собственные эмоции при принятии решений. [5] Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает самостоятельно и отличается непосредственностью и искренностью.

Мы, педагоги, должны помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развить способности. Узнавая что-то новое о себе, ребенок развивается и эмоционально, и интеллектуально. Художественно-творческая деятельность вызывает радостное, приподнятое настроение, положительное эмоциональное состояние у каждого ребенка. Только в творческой деятельности, когда человек чувствует себя защищенным, могут воплощаться чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Сами практики психотерапии начинают подвергаться исследованию, и внутри них ищется место для диагностики. [4]

И первой задачей на этом пути стал подбор диагностического материала для исследования психоэмоционального благополучия детей и взрослых в дошкольном учреждении через цветовые отношения. На этом этапе работы мною была рассмотрена и проанализирована методика «Рисунок цветом» по материалам Р. Штайнера, которая исследует: уровень эмоционального и личностного благополучия в ДОУ. Проходит первичная коррекция эмоционального неблагополучия, как у детей, так и у взрослых.

Внося изменения в поле опыта, через рисунок цветом, происходит дальнейшая коррекция отношений человека с Миром.

Особенности проведения:

− Логопед и психолог рисуют вместе с детьми (создает атмосферу доверия в совместной деятельности).

− время и количество рисунков не ограничено:

а. если ребенок самодостаточен, от 1 до 3 рисунков;

б. если неблагополучен, до 5–9 рисунков.

− первый рисунок-диагностика.

− следующие работы этого цикла — начало коррекционного этапа.

Неблагополучием можно считать:

− прорисовка образов в рисунке цветом — перегрузка информацией.

− появление рамок — запреты.

− появление цветовых полос — завышенные требования. Заорганизованность.

− очагов черного, коричневого и красного цвета — личностный дискомфорт.

− использование одного цвета — недостаточность самовыражения.

− рисование до дыр — тревожность.

− уровень заполнения листа — слабая энергия — мало самостоятельности.

Что положительного.

− обращение к целостному человеку.

− ребенок начинает самостоятельно работать данными средствами.

− дети начинают работать друг с другом, укрепляется дружба.

− общаясь, в ходе работы, с психологом и воспитателем укрепляется доверие к взрослым.

Уже после первого диагностического среза было ясно, что изучив эмоции, дети активно используют полученные знания. Однако, при рассмотрении цветовой гаммы рисунка наблюдается рассогласованность между эмоциональным рядом и цветовым выражением. Спектр рисунка оказался более широким, чем знания детей. Рождается гипотеза: «Знания детей об эмоциях не отражают истинных чувств, которые испытывают дети при рисовании». В рамках полученных результатов была пересмотрена работа с детьми, намечены новые пути по расширению и объединению знаний с чувственно-эмоциональной стороной жизни.

Вторым этапом работы было определение коррекционно-профилактических мероприятий. В русле работы с цветом была разработана коррекционно-профилактическая авторская программа «Работа с цветом или кому поют ангелы».

Цель данной программы:

  1. Изучение изменений психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста.
  2. Осознание чувств, их опосредованное выражение.

Задачи:

  1. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, обучение умению быть в мире с самим собой.
  2. Совершенствование творческих способностей, воображения, речи.
  3. Формирование социального доверия к взрослому человеку, умение понимать эмоциональное состояние другого, развитие доверия к миру вообще.

Объект исследования:

  1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников.
  2. Личностные проблемы, представленные через средства изобразительной деятельности.

Предмет исследования:

Психологическое здоровье, психическое и личностное развитие.

Методы, используемые при проведении последующей программы коррекционной и психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста: арт-терапевтические техники: цветотерапия, сказкотерапия; сочинение рассказов детьми и беседы.

Предполагаемый результат:

  1. Совместная работа с педагогами и психологом развивает доверие к взрослому и миру вообще. Способствует снижению эмоционального напряжения у детей, создает положительный микроклимат, формирует адекватные формы поведения в коллективе.
  2. На работе с водой снимается напряжение, повышается настроение. Ребенок получает опыт работы в технике рисования «мокрым по мокрому».
  3. Понижается тревожность, агрессия за счет проживания и выплеска на листок негативных эмоций в цвете и гармонизации психоэмоционального состояния. Оптимизация развития эмоционально-личностной сферы, преодоление негативных переживаний: снятие страхов, снижение уровня тревожности, повышение самооценки.
  4. Развитие эмпатии и моральных представлений дошкольников.

В целях интеграции с педагогами ДОУ была намечена работа:

  1. Сделать подборку произведений живописи в технике «мокрым по мокрому». Построить ряд бесед на тему: «Какие чувства и эмоции у вас вызывает эта картина?».
  2. Составить картотеку «Эмоции и произведения живописи», которая будет способствовать формированию своего собственного эмоционально-эстетического взгляда детей на произведения живописи.
  3. Разработать блок НОД: «В гостях у матушки Природы», где дети рисуют, делятся своими эмоциями — передавая их по кругу. «В моей работе живет — радость…»

Предполагаемый результат:

− Продуктом совместной деятельности станет книга «Цветная сказка».

− Коррекционно-развивающая психологическая программа «Работа с цветом, или кому поют ангелы».

− У детей и взрослых будет много интересных и волнующих открытий в совместном творчестве. Эмоции обретут цвет и чувственное выражение.

Таким образом, проведение диагностической работы выявило проблемы детей в области эмоциональных состояний таких как: тревожность, агрессивность, проблемы в общении, страхи. А первичная коррекция и психопрофилактика в рисунке цветом через отношение человек — мир помогли дети управлять своим поведением, дети стали более общительные, легче воспринимать и понимать эмоции окружающих людей, стали менее тревожными и агрессивными.

Работа по развитию и обогащению эмоционального мира дошкольников в ДОУ продолжается.

Литература:

  1. Габдереева Г. Ш. Основные аспекты тревожности в психологии. // Тонус. – 2000. – № 5.
  2. Гаррисон Х. Рисунок и живопись: карандаш, акварель, масляные и акриловые краски, пастель: полный курс: материалы, техника, методы / пер. Елены Зайцевой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 74. — 253 с.
  3. Данилина Т. А., Зедгидзе В. Я., Сренина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  4. Копытина А. И., Арт-терапия-новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.
  5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: АРКТИ, 1999.
  6. Найс К. «Акварель для начинающих». Пошаговые примеры и детальные инструкции от А до Я. Техника рисования «мокрым по мокрому» акварелью / ПОПУРРИ 2010 г.
  7. Серов Н. В., Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб.: Речь, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоция, рисунок цветом, работа, дошкольный возраст, первичная коррекция, совместная деятельность, творческий потенциал, эмоциональный интеллект, арт-терапевтические техника.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, диагностика, творческий потенциал, арт-терапевтические техники, «Рисунок цветом» по материалам Р. Штайнера

Похожие статьи

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

эмоциональный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, волк, эмоция, белок, эмоциональный интеллект детей, положительная адаптация, художественная литература, действие сверстника.

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми...

Использование арт-терапевтических техник вработе сдетьми дошкольного возраста. Георгиевская Дарина Андреевна, студент; Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор.

Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе...

В статьепредставлен обзор арт-терапевтических и арт-педагогических техник, используемых специалистами в психокоррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: арт-терапия, арт-педагогика, дошкольное...

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

Арт-терапевтическая изобразительная работа подразумевает большой выбор...

Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» — Москва 2005г.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст — Москва 2007г.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей...

Ключевые слова: арт-терапия, песочная терапия, школьное обучение, дошкольное образование, педагог-психолог, психологическая коррекция и профилактика, тревожность, стресс.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых...

Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших...

Арт-терапия, является эффективным средством коррекции и профилактики эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

Арт-терапевтические техники, в первую очередь направлены на достижение желаемых изменений в психологическом аспекте, и на...

Применение арт-терапии в старших группах детского сада

Только лишь положительные эмоции вызывает у детей арт-терапия.

Изо-терапия (рисование) — одна из основополагающих техник арт-терапии.

Арт-терапия положительно сказываются так же и в совместной работе с логопедом.

Использование элементов арт-терапии в развитии...

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис 7 лет.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

эмоциональный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, волк, эмоция, белок, эмоциональный интеллект детей, положительная адаптация, художественная литература, действие сверстника.

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми...

Использование арт-терапевтических техник вработе сдетьми дошкольного возраста. Георгиевская Дарина Андреевна, студент; Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор.

Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе...

В статьепредставлен обзор арт-терапевтических и арт-педагогических техник, используемых специалистами в психокоррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: арт-терапия, арт-педагогика, дошкольное...

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

Арт-терапевтическая изобразительная работа подразумевает большой выбор...

Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» — Москва 2005г.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст — Москва 2007г.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей...

Ключевые слова: арт-терапия, песочная терапия, школьное обучение, дошкольное образование, педагог-психолог, психологическая коррекция и профилактика, тревожность, стресс.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых...

Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших...

Арт-терапия, является эффективным средством коррекции и профилактики эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

Арт-терапевтические техники, в первую очередь направлены на достижение желаемых изменений в психологическом аспекте, и на...

Применение арт-терапии в старших группах детского сада

Только лишь положительные эмоции вызывает у детей арт-терапия.

Изо-терапия (рисование) — одна из основополагающих техник арт-терапии.

Арт-терапия положительно сказываются так же и в совместной работе с логопедом.

Использование элементов арт-терапии в развитии...

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис 7 лет.

Задать вопрос