Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через методику «Рисунок цветом» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Баженова Е. Л., Коротина М. С. Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через методику «Рисунок цветом» // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/archive/149/41592/ (дата обращения: 27.05.2018).



Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, эмоционального мира. Данная работа написана в соответствии с ФГОС ДО по методике «Рисунок цветом».

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, творческий потенциал, диагностика, «Рисунок цветом» по материалам Р. Штайнера, арт-терапевтические техники

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. В современной психологии формируется ориентация на соединение практик диагностирования, воспитания, психотерапии. Мы прокладываем новые пути развития, где каждый ребенок благополучен и эмоционально и интеллектуально и физически. [1]

Развитый эмоциональный интеллект является таким средством и предполагает овладение ребенком: способностью понимать свои эмоции и эмоции других людей, умением правильно оценивать реакции окружающих, и регулировать собственные эмоции при принятии решений. [5] Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает самостоятельно и отличается непосредственностью и искренностью.

Мы, педагоги, должны помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развить способности. Узнавая что-то новое о себе, ребенок развивается и эмоционально, и интеллектуально. Художественно-творческая деятельность вызывает радостное, приподнятое настроение, положительное эмоциональное состояние у каждого ребенка. Только в творческой деятельности, когда человек чувствует себя защищенным, могут воплощаться чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Сами практики психотерапии начинают подвергаться исследованию, и внутри них ищется место для диагностики. [4]

И первой задачей на этом пути стал подбор диагностического материала для исследования психоэмоционального благополучия детей и взрослых в дошкольном учреждении через цветовые отношения. На этом этапе работы мною была рассмотрена и проанализирована методика «Рисунок цветом» по материалам Р. Штайнера, которая исследует: уровень эмоционального и личностного благополучия в ДОУ. Проходит первичная коррекция эмоционального неблагополучия, как у детей, так и у взрослых.

Внося изменения в поле опыта, через рисунок цветом, происходит дальнейшая коррекция отношений человека с Миром.

Особенности проведения:

− Логопед и психолог рисуют вместе с детьми (создает атмосферу доверия в совместной деятельности).

− время и количество рисунков не ограничено:

а. если ребенок самодостаточен, от 1 до 3 рисунков;

б. если неблагополучен, до 5–9 рисунков.

− первый рисунок-диагностика.

− следующие работы этого цикла — начало коррекционного этапа.

Неблагополучием можно считать:

− прорисовка образов в рисунке цветом — перегрузка информацией.

− появление рамок — запреты.

− появление цветовых полос — завышенные требования. Заорганизованность.

− очагов черного, коричневого и красного цвета — личностный дискомфорт.

− использование одного цвета — недостаточность самовыражения.

− рисование до дыр — тревожность.

− уровень заполнения листа — слабая энергия — мало самостоятельности.

Что положительного.

− обращение к целостному человеку.

− ребенок начинает самостоятельно работать данными средствами.

− дети начинают работать друг с другом, укрепляется дружба.

− общаясь, в ходе работы, с психологом и воспитателем укрепляется доверие к взрослым.

Уже после первого диагностического среза было ясно, что изучив эмоции, дети активно используют полученные знания. Однако, при рассмотрении цветовой гаммы рисунка наблюдается рассогласованность между эмоциональным рядом и цветовым выражением. Спектр рисунка оказался более широким, чем знания детей. Рождается гипотеза: «Знания детей об эмоциях не отражают истинных чувств, которые испытывают дети при рисовании». В рамках полученных результатов была пересмотрена работа с детьми, намечены новые пути по расширению и объединению знаний с чувственно-эмоциональной стороной жизни.

Вторым этапом работы было определение коррекционно-профилактических мероприятий. В русле работы с цветом была разработана коррекционно-профилактическая авторская программа «Работа с цветом или кому поют ангелы».

Цель данной программы:

  1. Изучение изменений психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста.
  2. Осознание чувств, их опосредованное выражение.

Задачи:

  1. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, обучение умению быть в мире с самим собой.
  2. Совершенствование творческих способностей, воображения, речи.
  3. Формирование социального доверия к взрослому человеку, умение понимать эмоциональное состояние другого, развитие доверия к миру вообще.

Объект исследования:

  1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников.
  2. Личностные проблемы, представленные через средства изобразительной деятельности.

Предмет исследования:

Психологическое здоровье, психическое и личностное развитие.

Методы, используемые при проведении последующей программы коррекционной и психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста: арт-терапевтические техники: цветотерапия, сказкотерапия; сочинение рассказов детьми и беседы.

Предполагаемый результат:

  1. Совместная работа с педагогами и психологом развивает доверие к взрослому и миру вообще. Способствует снижению эмоционального напряжения у детей, создает положительный микроклимат, формирует адекватные формы поведения в коллективе.
  2. На работе с водой снимается напряжение, повышается настроение. Ребенок получает опыт работы в технике рисования «мокрым по мокрому».
  3. Понижается тревожность, агрессия за счет проживания и выплеска на листок негативных эмоций в цвете и гармонизации психоэмоционального состояния. Оптимизация развития эмоционально-личностной сферы, преодоление негативных переживаний: снятие страхов, снижение уровня тревожности, повышение самооценки.
  4. Развитие эмпатии и моральных представлений дошкольников.

В целях интеграции с педагогами ДОУ была намечена работа:

  1. Сделать подборку произведений живописи в технике «мокрым по мокрому». Построить ряд бесед на тему: «Какие чувства и эмоции у вас вызывает эта картина?».
  2. Составить картотеку «Эмоции и произведения живописи», которая будет способствовать формированию своего собственного эмоционально-эстетического взгляда детей на произведения живописи.
  3. Разработать блок НОД: «В гостях у матушки Природы», где дети рисуют, делятся своими эмоциями — передавая их по кругу. «В моей работе живет — радость…»

Предполагаемый результат:

− Продуктом совместной деятельности станет книга «Цветная сказка».

− Коррекционно-развивающая психологическая программа «Работа с цветом, или кому поют ангелы».

− У детей и взрослых будет много интересных и волнующих открытий в совместном творчестве. Эмоции обретут цвет и чувственное выражение.

Таким образом, проведение диагностической работы выявило проблемы детей в области эмоциональных состояний таких как: тревожность, агрессивность, проблемы в общении, страхи. А первичная коррекция и психопрофилактика в рисунке цветом через отношение человек — мир помогли дети управлять своим поведением, дети стали более общительные, легче воспринимать и понимать эмоции окружающих людей, стали менее тревожными и агрессивными.

Работа по развитию и обогащению эмоционального мира дошкольников в ДОУ продолжается.

Литература:

  1. Габдереева Г. Ш. Основные аспекты тревожности в психологии. // Тонус. – 2000. – № 5.
  2. Гаррисон Х. Рисунок и живопись: карандаш, акварель, масляные и акриловые краски, пастель: полный курс: материалы, техника, методы / пер. Елены Зайцевой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 74. — 253 с.
  3. Данилина Т. А., Зедгидзе В. Я., Сренина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  4. Копытина А. И., Арт-терапия-новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.
  5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: АРКТИ, 1999.
  6. Найс К. «Акварель для начинающих». Пошаговые примеры и детальные инструкции от А до Я. Техника рисования «мокрым по мокрому» акварелью / ПОПУРРИ 2010 г.
  7. Серов Н. В., Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб.: Речь, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоция, рисунок цветом, работа, дошкольный возраст, первичная коррекция, совместная деятельность, творческий потенциал, эмоциональный интеллект, арт-терапевтические техника.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, диагностика, творческий потенциал, арт-терапевтические техники, «Рисунок цветом» по материалам Р. Штайнера

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос