Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тагиева, Э. М. Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов / Э. М. Тагиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42023/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возрастов. В результате анализа и проведенного нами эксперимента выявлена высокая эффективность данной терапии. Образование в современном обществе должно развиваться по модели, уделяющей внимание здоровому взаимодействию детей и животных. Главное достоинство такой образовательной системы заключается в дополнительных благоприятных условиях для социального и психологического развития детей.

Ключевые слова: анималотерапия, животные, дети, адаптационный период, психокоррекция.

Актуальность данной темы обусловлена растущим числом детей с проблемным поведением и поисками дополнительных средств и методик, способных корректировать их. Цель работы заключается в проведении частного эксперимента и выявлении эффективности применения анималотерапии, как инструмента помощи в адаптационный период детей младшего дошкольного возраста, и коррекции поведения детей школьного возраста.

Сквозь тысячелетия легенды и мифы доносят до нас подтверждение того, что люди издревле догадывались о положительном влиянии животных на человека. Возведенные в ранг божественных созданий, кошки Древнего Египта считались обладателями сверхъестественных сил и целителями любых недугов. Аспектий, в Древнегреческой Мифологии Бог медицины и врачевания исцелял своих больных, принимая облик собаки и вылизывая их раны. Неизменными спутниками и целителями христианских святых тоже были никто иные, как собаки. Выдающийся психолог и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд утверждал, что его любимица — собака породы Чау-Чау по имени Жо-Фи — помогала ему определять оптимальное время окончания терапевтической сессии и понимать душевное состояние его пациентов. Пройдя путь в сотни тысяч лет, от мифов и догадок до версий и теорий, анималотерапия наконец-то стала официально признанным методом лечения в середине 20 века.

Анималотерапия (от лат. Anima — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для получения психотерапевтического эффекта. Иными словами, это воздействие посредством общения с животными. Анималотерапия бывает ненаправленной — это контакт с животными в домашних условиях без понимания их терапевтического значения и психокоррекционной работы; и направленной — это специальные терапевтические и психокоррекционные программы с использованием животных и (или) их образов. Видов анималотерапии существует почти столько же, сколько существует видов животных на нашей планете. Выделяется, однако, несколько направлений, которые в настоящее время наиболее изучены и широко практикуются по всему миру: канистерапия или терапия собаками, фелинотерапия или терапия кошками, дельфинотерапия, иппотерапия — терапия лошадьми. Из частной практики психологического консультирования взрослых и детей, в ходе наблюдений за результатами использования как направленной, так и ненаправленной анималотерапии, отмечаем высокую эффективность и благотворное влияние в работе с обширным диапазоном социальных и психологических проблем. Это помощь и поддержка клиентам, переживающим кризис в стрессовых ситуациях; стимуляция к общению и социальному взаимодействию для людей с проблемами в коммуникативной сфере; мотивация, продиктованная необходимостью проявлять заботу о животных, быть активным и внимательным для клиентов с проблемами в эмоциональной сфере; помощь в нормализации гиперактивного поведения путем расслабления, снижения агрессии и возбуждения. А также помощь страдающим от чувства одиночества.

Следует отметить, что многие современные исследователи ученые, такие как: Л. В. Смолова [5] А. Н. Липов, Л. Дебора, Уэллс [3], Бугаева Е. И. [1] занимались исследованием данной проблемы, определяя цели, задачи данной терапии, важность ее в работе с инвалидами, пожилыми, больными людьми. Уход за животными дарует пациентам новый социальный опыт и поведение, которые в последующем можно перенести и в другие области жизни;

Можно отметить большую роль анималотерапии в социальной адаптации детей с дефектами развития и отклонениями в поведении, которая дает хорошие результаты при работе с клиентами, больными ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, шизофренией и т. д. [6].

Как известно дети раннего возраста часто сталкиваются с трудностями адаптации к дошкольному и школьному образовательным учреждениям. По мнению врачей, эти трудности могут послужить причиной ухудшения самочувствия детей. С возникновением необходимости поступления ребенка в детский сад, меняется его привычный образ жизни, его окружение и распорядок дня. Ребенок вынужден переносить отрыв от родителей. Это безусловно отражается на эмоциональном состоянии ребенка. Малыш может испытывать весь спектр негативных эмоций: нарушение сна, агрессию, снижение аппетита, злость, страх. Общеизвестно, что адаптационный период детей проходит слезно и болезненно. Повышается уровень тревожности малыша, истощается его нервная система. Для вывода ребенка из стрессовой ситуации, регулирования его психосоматического состояния, а также для предотвращения и максимального уменьшения неблагоприятной адаптации и применяется анималотерапия.

Доказано, что взаимодействие с животными способствует успешному слиянию ребенка с социумом, формирует его компетентность; нормализует нервную систему; избавляет от страхов и агрессии; снимает тревожность и стресс; стимулирует межличностные отношения. Благодаря проявлению заботы о более слабом существе, ребенок чувствует, что становится значимым, что благополучно отражается на его самооценке. А доверие, которым награждает его животное делает малыша ответственным.

С целью проведения анималотерапии и облегчения процесса адаптации в детском саду был организован живой уголок, в котором группа детей (по желанию и с согласия их родителей) могли наблюдать и ухаживать за «социализированными» (то есть прирученными) животными — морскими свинками, котенком, кроликом и двумя попугаями. На начальном этапе адаптационного периода, однако, в виду того, что дети могут испугаться животного, роль живого объекта исполняли мягкие игрушки, картинки и куклы. Известно, что анималотерапевтические сцены, игры и упражнения с использованием ролей, мягких игрушек животных и исценирование сказок о животных благотворно влияют на эмоционально-волевую и двигательные сферы ребенка, развивают мышление и воображение, стимулируют познавательный интерес к повадкам и к поведению в целом как животных, так и людей.

Поэтому нами было использовано множество упражнений по данной тематике на эмоционально-личностное развитие. Приведем в пример несколько из них: «теремок, зверинец, осьминог» — упражнения на развитие способности слаженной, совместной работы в коллективе; «крокодил» — упражнение на развитие наблюдательности и снятия страха; «улитка» — развитие самоконтроля; «кенгуру» — на ловкость.

После проведения такого рода занятий детям позволялось посещать непосредственно живой уголок и входить в контакт с настоящими (социализированными/прирученными) животными. Общение с обитателями живого уголка вызывало у детей чувство восторга и счастья, стабилизировало их эмоциональный фон и облегчало процесс адаптации. Нами было отмечено, что простое созерцание животных поднимало настроение детям, и вызывало массу положительных эмоций. Уменьшался стресс характерный для адаптационного периода, снижалось чувство тревоги, культивировалось терпеливость и заботливое отношение, улучшались навыки общения; развивалось доверие и уверенность, как с самим себе, так и к окружающим. Животные не умеют разговаривать, поэтому все общение с ними происходит не вербально. Это способствовало распознаванию детьми эмоций без применения слов и объяснений.

По окончанию курса анималотерапии и после проведения диагностики эмоционального состояния детей, было замечено, что процент успешной адаптации детей в младшей группе прошел более успешно, чем в группах, где данный метод не использовался. Среди малышей наблюдалось развитие таких личностных качеств, как: контактность, коммуникабельность, активность и гармоничность в общении, инициативность и успешная социализация.

Животные помогали детям вступать в общение с воспитателями и сверстниками, иными словами облегчали процесс слияния с новым социальным окружением. «Умение ребенка общаться подразумевает: осознание того, что каждый (ребенок и взрослый) имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника; понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей; ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств; понимание двухканальности процесса общения: роли говорения и слушания других». [1 с.432].

Благодаря приобретенному в ходе анималотерапии чувству сопереживания и эмпатии, дети успешно включались в групповые психические процессы, что было бы невозможно без общности «переживания» этого процесса.

В качестве еще одного эксперимента применения анималотерапии была выделена добровольная группа Бакинских (теперь уже) школьников, состоявшая из 15 детей возрастом от 10 до 14 лет. По результатам диагностики (с использованием теста Вагнера «Рука Вагнера» для диагностики агрессивности и межличностных отношений; теста Дембо-Рубинштейн для определения самооценки, методики изучения тревожности как свойства личности Спилбергера-Ханина) среди этой группы учащихся были выявлены дети с агрессивным поведением, дети с заниженной самооценкой и повышенной тревожностью. Занятия проходили в местном приюте для бездомных животных B. A. R.S. один раз в неделю. В процессе занятий дети ухаживали за собаками, кормили их, выгуливали, вступали в дружественный контакт. Дети получали похвалы за свою волонтерскую деятельность в присутствие других детей и взрослых, что повышало их самооценку. Игра, пробежки и дрессировка с собаками способствовали снятию мышечного и эмоционального напряжения. Данные аспекты были особенно значимы в работе с тревожными детьми. Дети с агрессивным поведением учились таким качествам как эмпатия и доверие через общение с собаками приюта. После окончания каждого занятия, было замечено, что дети пребывали в хорошем расположении духа. Понижалась тревога и уровень агрессии. Дети изъявляли желание организовать дополнительную деятельность с целью помочь приюту. В результате чего были проведены благотворительные ярмарки с участием и детей и их родителей, по завершению которых проводились опросы и было выявлено, что совместная деятельность родителей и детей благотворно повлияла на их взаимоотношения. Результаты повторной диагностики и наблюдение показали, что анималотерапевтический метод психокоррекционной работы с данной группой школьников качественно снизил эмоциональную напряженность и агрессивность, расширил сенсорный опыт детей, развил целостность восприятия, стимулировал вербальную и невербальную активность и уменьшил чувство тревоги.

В заключении хочется подчеркнуть, что животные, их образы и звуки, которые они издают, способны оказать эффективную социально-психологическую помощь, как взрослому, так и ребенку, в широчайшем спектре проблем. Дети, растущие в любви к животным и способные понять тех, кто не может говорить, имеют большие шансы вырасти в социально активных людей и психологически здоровые личности.

Литература:

  1. Бугаева Е. И. Использование пет-терапии в работе с людьми периода ранней взрослости. Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: ч. 3. Минск: БГУ, 2011. — С. 10–12.
  2. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психология ребёнка. М.: Владос. 2000. — 144с.
  3. Липов А. Н. Дебора Л. Уэллс Домашние собаки и здоровье человека: обзор. Британский журнал психологии здоровья 2007. № 12. С. 145–156 Гуманитарные научные исследования. 2014.
  4. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под. ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009, 432с.
  5. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе. Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной работы.2008, Вып. 1, Т. 9. С. 45–50/
  6. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии /Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010, 768 с.
  7. Шаронова Е. Г. Социальная реабилитация школьников при взаимодействии с природой. Педагогика. 2005. № 6. С. 55–59.

1

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, животное, адаптационный период, живой уголок, психокоррекционная работа, агрессивное поведение, высокая эффективность, детский сад, нервная система, школьный возраст.


Похожие статьи

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Обозначены основные задачи и методы психокоррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Возраст 5,5–7 и 9–10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая.

– Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т. д.)

– Особенности высшей нервной системы, её типа...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины...»

− покажите ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям

Задачи психокоррекционной работы сагрессивными детьми

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения...

агрессивное поведение, агрессивное поведение детей, старший дошкольный возраст, ребенок, семейное воспитание, условие профилактики, дошкольный возраст, прием работы, детский коллектив, процесс воспитания.

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, ребенок, агрессия, агрессивность, детский сад, педагогический коллектив, профилактическая деятельность, свойство личности.

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по...

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Аст-пресс, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, агрессивное поведение, социальный педагог, детский сад, ребенок, контрольная группа...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного

Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных

В этот период дети 2-х – 3-х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина, В.С...

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного...

Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

Ребенка, вписавшегося в систему школьных требований, норм и

Период адаптации детей к общеобразовательной школе связывается с изменениями в окружении

Психокоррекционная работа с младшими школьниками отличается рядом специфических особенностей.

Похожие статьи

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Обозначены основные задачи и методы психокоррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Возраст 5,5–7 и 9–10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая.

– Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т. д.)

– Особенности высшей нервной системы, её типа...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины...»

− покажите ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям

Задачи психокоррекционной работы сагрессивными детьми

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения...

агрессивное поведение, агрессивное поведение детей, старший дошкольный возраст, ребенок, семейное воспитание, условие профилактики, дошкольный возраст, прием работы, детский коллектив, процесс воспитания.

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, ребенок, агрессия, агрессивность, детский сад, педагогический коллектив, профилактическая деятельность, свойство личности.

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по...

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Аст-пресс, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, агрессивное поведение, социальный педагог, детский сад, ребенок, контрольная группа...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного

Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных

В этот период дети 2-х – 3-х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина, В.С...

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного...

Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

Ребенка, вписавшегося в систему школьных требований, норм и

Период адаптации детей к общеобразовательной школе связывается с изменениями в окружении

Психокоррекционная работа с младшими школьниками отличается рядом специфических особенностей.

Задать вопрос