Советская власть хотела «избавить» общество от его нравственных ценностей, в том числе и от религии. Атеистическая политика оставила следы и после распада СССР, и религиозное сознание народов нынешнего СНГ пошатнулось. Конечно же, получив независимость, почти все страны начали упорядочивать сферу религии в стране, но отсутствие опыта в религиозной политике дало о себе знать. Чтобы нормализировать релгиозную ситуацию в Казахстане потребовалось много лет, также оно требовало много усилий. В 1992 году в Казахстане приняли закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», но связи с его недоработанностью в 2011 году был принят новый закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Но нельзя сказать, что законами решились все проблемы, мы не можем отрицать проблем в религиозной сфере на сегодняшний день. На терриртории Казахстана и многих других стран вышла новая угроза как экстремизм, салафизм, радикализм и т. д., и в борьбе с этими угрозами очень важно повышение религиозного сознания среди населения. Так как в Казахстане преобладают мусульманы ханафитского толка и православные христиане, по закону «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» власти признают историческую роль этих религий в развитии культуры и духовной жизни народа. Но наряду с представителями данных идеологий в стране проживают приверженцы и других мазхабов.
И так, что такое фикх, что такое мазхаб, какого значимость мазхабов для государства и общества, чем отличаются суннитские мазхабы друг от друга, попытаемся ответить на эти вопросы.
Исследователи мусульманского права всегда обращают внимание на тесную связь фикха с религиозной нравственностью, но наряду с этим фикх включает себя и социальные взаимоотношения, традиции разных народов, и правила совершения религиозных обрядов, одним словом все аспекты общественной жизни. Фикх — концепция о правилах поведения, комплекс общественных норм, в широком смысле мусульманское право. Главными источниками фикха являются Коран и сунна, и этот факт принимается абсолютно всеми мусульманами. Считается, что в Коране есть все правила о поведении людей, если его правильно интерпретировать. После смерти Мухаммада арабская империя расширилась, заняла обширную территорию, в связи с этим обращение в ислам тоже распространилось. В средневековом обществе все чаще появлялись проблемы, для решения которых недостаточно было указании Корана и сунны. У всех народов, которые только приняли ислам были свои традиции, воззрения, свои законы и судебная система. Перед мусульманскими правоведами встал вопрос об адаптации исламского права к новым условиям. Так начало развиваться исламская юриспруденция — фикх. На территорий Арабского халифата появились несколько правовых школ, которые отличаются друг от друга по правовым методам фикха. В целом, мусульманское право тесно связано с религиозными и моральными нормами. Только к середине Х века мусульманское право стало отделятся от теологии, и это проявлялось в деятельности правовых школ. К суннитским школам фикха относятя: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы, названные по именам их основателей [1].
Ханафитский мазхаб. Самым распространенным их этих четырех школ является ханафитский мазхаб. Основатель мазхаба мусульманский ученый правовед Нугман ибн Сабит Абу Ханифа. Он родился и провел большую часть своей жизни в Куфе, который являлся эпицентром возрождения многих наук. Этот факт сильно повлиял на формирование его научного сознания. Абу Ханифа обучил Абу Юсуфа, Мухаммада аш-Шайбани, Зуфара ибн аль-Хузайл и других выдающихся мусульманских теологов и правоведов, которые записывали все его высказывания и решения разных проблем. Учение Абу Ханифы значительно повлиял на правовое мировоззрение и на понятие ижтихад (деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса) в исламе [2, с. 92]. Его метод отличался использованием техники рая (собственное независимое суждение законоведа — факиха), и он за это был многократно критикован. Ханафитский мазхаб господствовал в Османской и моголской империи, ханифитами были ханы Золотой Орды. Ныне этого мазхаба придерживаются в Египте, Сирии, Ираке, Авганистане, Пакистане, а также в большинстве стран СНГ, в том числе и в Казахстане.
При вынесении правовых предписаний ханафиты основываются на следующих источниках:
- Коран. Коран — сященная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме «пророческих откровений» является для всех правовых школ источником права.
- Сунна. В Коране некоторые установления имеют неопределенный вид и могут приобретать скрытый смысл, их интерпретацию как раз можно найти в сунне — в разказах о суждениях и поступках Мухаммада. В сунне истолковываются тексты Корана, и она является вторым по значимости важным источником для всех мазхабов.
- Мнения сподвижников Пророка. Так как сподвжники напрямую знали и обучались у Мухаммада, считается что они больше всех знают не только о принципах и положении ислама.
- Иджма. Единодушное мнение ученых мудждахидов (исламские законоведы) в решении какого-либо вопроса, «общее согласие мусульманской общины».
- Кияс. Суждение по аналогии.
- Истихсан. Предпочтение одного доказательства другому в силу того что первое видится более предпочитаемым.
- Урф. Местные обычаи, которые не противоречили принципам ислама тоже считались источником права. Ханафитский мазхаб допускает широкое применение обычного права как вспомогательного, но независимого источника права, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в деловые и бытовые контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту [2].
Если был выбор между киясом и истихсаном, ханифиты отдавали приоритет истихсану, в случае выбора из имеющихся предписаний, выбирали наиболее убедительное.
Маликитский мазхаб. Основатель школы Малик ибн Анас, он особенно изучал хадисы и фетвы сподвижников. Главным источником правовых норм для последователей этой школы являются Коран и сунна. Хадисы, восходящие к сподвижникам Мухаммада признаюся полностью и не подлежать интерпретации. «Деяние мединцев» тоже считается достоверным источником, если не было найдено доказательств в первых двух источниках. Фетвы сподвижников принимаются как источник, если они не противоречат «деяниям мединцев». Маликиты также выносили решения по киясу и истислаху (независимое суждение ради пользы), но при выборе между киясом и истислахом, прибегали к последнему. Еще одним принципом маликитского мазхаба был Садду аз-Зарайи, то есть любое действие или вещь, которое с большой долей вероятности может привести к греху или может нанести какой-либо вред считается запрещенным. Согласно Малику ибн Анасу, то, что может привести к греху, то греховно и запретно, а то, что может привести к добру, то поощряемо. Маликитский мазхаб распространен в Марокко, алжире, Тунисе, Ливии, и среди африканских мусульман.
Шафиитский мазхаб. Основатель мазхаба теолог аш-Шафии, который в своем учении стремился объединить принципы своих предшественников, хотя правовых тположений шафииты придерживаются более жестких толкований, нежели ханафиты. Шафиитский мазхаб больше распространен в Сирии, восточной Африке, Индии, Пакистане, а также Индонезии. Сегодня по численности последователей, шафиитский мазхаб занимает второе место после ханафитского. Мазхаб распространен в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании,Египте, Малайзии, Индонезии, а также на Кавказе и среди мусульман других стран.
Методы и источники фикха в шафиитском мазхабе:
- Коран и Сунна рассматриваются совместно как единое Откровение. Хадисы, передаваемые мединцами, принимаются безоговорочно.
- Иджма рассматривается как дополнение к Корану и Сунне. Берутся во внимание только те вопросы, которые рассматривались муджахидами-мединцами.
- Кияс можно использовать только для выбора доказательств из предыдущих источников.
- Из маликитского мазхаба заимствован принцип истислаха, по другим данным он отвергается.
С начала ІХ века шафиитский мазхаб приобрел популярность в Египте, в Иране, несмотря на то, что официальной идеологией последней считается шиизм. Мазхаб распространился в Ираке и Мавераннахре наряду с ханафизмом. Сегодня последователи данного мазхаба доминируют в Сирии, Пакистане, Индии и Индонезии, а также в восточной Африке.
Ханбалитский мазхаб. Основатель мазхаба теолог Ахмед ибн Ханбал. Ханбалиты не принимают любые рационалистические толкования Корана, сунна считается основным и единственным правильным толкованием священного текста. Отличительной черта ханбалитов является нетерпимость и консерватизм. Ханбалиты признают следующие источники при вынесениии правовых решений:
- Коран и сунна, если есть доказательства в этих двух источниках, нельзя ссылаться на другие.
- Фетвы — правовые предписание сподвижников.
- Мнение сподвижников, преимущественно выбирались те мнения, которые наиболее близки прямым указаниям Корана и сунны.
- Хадисы-мурсал и хадисы-заиф. Абн Ханбаль опирался на хадисы-мурсал, то есть на хадисы, в иснаде которых есть сподвижники, и на хадисы-заиф, на слабые хадисы, относительно которых нет никаких доказательств подложности.
- Кияс. Если проблему нельзя было решить предыдущими методами, использовался кияс.
- Иджма.
- Истисхаб. Действие любой фетвы сохраняется до тех пор, пока не будет найдено другое доказательство.
Ханбалитский мазхаб возник как религиозно-политическое движение, со временем только переоформился в правовую школу. Ханбалиты отрицали любые нововведения в области права и вероучения, они выражали мнения консервативных мусульман, которые опасались рационалистических идей калама. Ханбалитский мазхаб является наименее распространенным толком среди мусульман, и тому есть несколько причин:
- Данный мазхаб сформировалься позже всех остальных школ.
- До правления Саудитов ни одна страна не признавала ханбализм на государственном уровне.
- Ханбалитские богословы и правоведы не стрремились к государственной службе, и сторонились политики.
- Принципы ханбалитского мазхаба очень консервативны, иногда принимают радикальные формы [3].
Все эти мазхабы являются мазхабами «ахлюс-сунна-ас-джамаа», то есть составляют одно целое — суннитский ислам, и их роль в обществе, и в росте религиозного сознания мусульман очень важна. По описанием всех мазхабов можно заметить, что различия особого между ними нет, только во второстепенных вопросах. На сегодняшний день, в положении мусульманского права произошли существенные изменения, в некоторых мусульманских странах принципы разных мазхабов являются источником законадательств, а в другие страны приняли принцип светскости, но общественные проблемы регулируются законами религии. Сегодня фикх для мусульман является не только комплексом общественных норм, но и идеологическим фактором.
Литература:
- Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практикиИздательство «Наука» Редакция Восточной литературы Москва 1986
- Милославский Г. В., Петросян Ю. А., Пиотровский М. Б., Прозоров С. М. под ред. Негря Л. В. Ислам: Энциклопедический словарь.—Москва; Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 315 с.
- Қазіргі Қазақстандағы дәстүрлі діндер. Байтенова Н. Ж., Курманалиева А. Д., Рысбекова Ш. С., Бейсенов Б.К [және т. б.]; құраст. және жауапты ред. ф.ғ.д., профессор Байтенова Н. Ж. — Алматы: Қазақ университеті, 2014. — 228 б.