Особенности и принципы фикха и суннитских мазхабов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 3320 раз

Библиографическое описание:

Зайнолдина, А. А. Особенности и принципы фикха и суннитских мазхабов / А. А. Зайнолдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 743-745. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41911/ (дата обращения: 17.12.2024).



Советская власть хотела «избавить» общество от его нравственных ценностей, в том числе и от религии. Атеистическая политика оставила следы и после распада СССР, и религиозное сознание народов нынешнего СНГ пошатнулось. Конечно же, получив независимость, почти все страны начали упорядочивать сферу религии в стране, но отсутствие опыта в религиозной политике дало о себе знать. Чтобы нормализировать релгиозную ситуацию в Казахстане потребовалось много лет, также оно требовало много усилий. В 1992 году в Казахстане приняли закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», но связи с его недоработанностью в 2011 году был принят новый закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Но нельзя сказать, что законами решились все проблемы, мы не можем отрицать проблем в религиозной сфере на сегодняшний день. На терриртории Казахстана и многих других стран вышла новая угроза как экстремизм, салафизм, радикализм и т. д., и в борьбе с этими угрозами очень важно повышение религиозного сознания среди населения. Так как в Казахстане преобладают мусульманы ханафитского толка и православные христиане, по закону «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» власти признают историческую роль этих религий в развитии культуры и духовной жизни народа. Но наряду с представителями данных идеологий в стране проживают приверженцы и других мазхабов.

И так, что такое фикх, что такое мазхаб, какого значимость мазхабов для государства и общества, чем отличаются суннитские мазхабы друг от друга, попытаемся ответить на эти вопросы.

Исследователи мусульманского права всегда обращают внимание на тесную связь фикха с религиозной нравственностью, но наряду с этим фикх включает себя и социальные взаимоотношения, традиции разных народов, и правила совершения религиозных обрядов, одним словом все аспекты общественной жизни. Фикх — концепция о правилах поведения, комплекс общественных норм, в широком смысле мусульманское право. Главными источниками фикха являются Коран и сунна, и этот факт принимается абсолютно всеми мусульманами. Считается, что в Коране есть все правила о поведении людей, если его правильно интерпретировать. После смерти Мухаммада арабская империя расширилась, заняла обширную территорию, в связи с этим обращение в ислам тоже распространилось. В средневековом обществе все чаще появлялись проблемы, для решения которых недостаточно было указании Корана и сунны. У всех народов, которые только приняли ислам были свои традиции, воззрения, свои законы и судебная система. Перед мусульманскими правоведами встал вопрос об адаптации исламского права к новым условиям. Так начало развиваться исламская юриспруденция — фикх. На территорий Арабского халифата появились несколько правовых школ, которые отличаются друг от друга по правовым методам фикха. В целом, мусульманское право тесно связано с религиозными и моральными нормами. Только к середине Х века мусульманское право стало отделятся от теологии, и это проявлялось в деятельности правовых школ. К суннитским школам фикха относятя: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы, названные по именам их основателей [1].

Ханафитский мазхаб. Самым распространенным их этих четырех школ является ханафитский мазхаб. Основатель мазхаба мусульманский ученый правовед Нугман ибн Сабит Абу Ханифа. Он родился и провел большую часть своей жизни в Куфе, который являлся эпицентром возрождения многих наук. Этот факт сильно повлиял на формирование его научного сознания. Абу Ханифа обучил Абу Юсуфа, Мухаммада аш-Шайбани, Зуфара ибн аль-Хузайл и других выдающихся мусульманских теологов и правоведов, которые записывали все его высказывания и решения разных проблем. Учение Абу Ханифы значительно повлиял на правовое мировоззрение и на понятие ижтихад (деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса) в исламе [2, с. 92]. Его метод отличался использованием техники рая (собственное независимое суждение законоведа — факиха), и он за это был многократно критикован. Ханафитский мазхаб господствовал в Османской и моголской империи, ханифитами были ханы Золотой Орды. Ныне этого мазхаба придерживаются в Египте, Сирии, Ираке, Авганистане, Пакистане, а также в большинстве стран СНГ, в том числе и в Казахстане.

При вынесении правовых предписаний ханафиты основываются на следующих источниках:

  1. Коран. Коран — сященная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме «пророческих откровений» является для всех правовых школ источником права.
  2. Сунна. В Коране некоторые установления имеют неопределенный вид и могут приобретать скрытый смысл, их интерпретацию как раз можно найти в сунне — в разказах о суждениях и поступках Мухаммада. В сунне истолковываются тексты Корана, и она является вторым по значимости важным источником для всех мазхабов.
  3. Мнения сподвижников Пророка. Так как сподвжники напрямую знали и обучались у Мухаммада, считается что они больше всех знают не только о принципах и положении ислама.
  4. Иджма. Единодушное мнение ученых мудждахидов (исламские законоведы) в решении какого-либо вопроса, «общее согласие мусульманской общины».
  5. Кияс. Суждение по аналогии.
  6. Истихсан. Предпочтение одного доказательства другому в силу того что первое видится более предпочитаемым.
  7. Урф. Местные обычаи, которые не противоречили принципам ислама тоже считались источником права. Ханафитский мазхаб допускает широкое применение обычного права как вспомогательного, но независимого источника права, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в деловые и бытовые контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту [2].

Если был выбор между киясом и истихсаном, ханифиты отдавали приоритет истихсану, в случае выбора из имеющихся предписаний, выбирали наиболее убедительное.

Маликитский мазхаб. Основатель школы Малик ибн Анас, он особенно изучал хадисы и фетвы сподвижников. Главным источником правовых норм для последователей этой школы являются Коран и сунна. Хадисы, восходящие к сподвижникам Мухаммада признаюся полностью и не подлежать интерпретации. «Деяние мединцев» тоже считается достоверным источником, если не было найдено доказательств в первых двух источниках. Фетвы сподвижников принимаются как источник, если они не противоречат «деяниям мединцев». Маликиты также выносили решения по киясу и истислаху (независимое суждение ради пользы), но при выборе между киясом и истислахом, прибегали к последнему. Еще одним принципом маликитского мазхаба был Садду аз-Зарайи, то есть любое действие или вещь, которое с большой долей вероятности может привести к греху или может нанести какой-либо вред считается запрещенным. Согласно Малику ибн Анасу, то, что может привести к греху, то греховно и запретно, а то, что может привести к добру, то поощряемо. Маликитский мазхаб распространен в Марокко, алжире, Тунисе, Ливии, и среди африканских мусульман.

Шафиитский мазхаб. Основатель мазхаба теолог аш-Шафии, который в своем учении стремился объединить принципы своих предшественников, хотя правовых тположений шафииты придерживаются более жестких толкований, нежели ханафиты. Шафиитский мазхаб больше распространен в Сирии, восточной Африке, Индии, Пакистане, а также Индонезии. Сегодня по численности последователей, шафиитский мазхаб занимает второе место после ханафитского. Мазхаб распространен в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании,Египте, Малайзии, Индонезии, а также на Кавказе и среди мусульман других стран.

Методы и источники фикха в шафиитском мазхабе:

  1. Коран и Сунна рассматриваются совместно как единое Откровение. Хадисы, передаваемые мединцами, принимаются безоговорочно.
  2. Иджма рассматривается как дополнение к Корану и Сунне. Берутся во внимание только те вопросы, которые рассматривались муджахидами-мединцами.
  3. Кияс можно использовать только для выбора доказательств из предыдущих источников.
  4. Из маликитского мазхаба заимствован принцип истислаха, по другим данным он отвергается.

С начала ІХ века шафиитский мазхаб приобрел популярность в Египте, в Иране, несмотря на то, что официальной идеологией последней считается шиизм. Мазхаб распространился в Ираке и Мавераннахре наряду с ханафизмом. Сегодня последователи данного мазхаба доминируют в Сирии, Пакистане, Индии и Индонезии, а также в восточной Африке.

Ханбалитский мазхаб. Основатель мазхаба теолог Ахмед ибн Ханбал. Ханбалиты не принимают любые рационалистические толкования Корана, сунна считается основным и единственным правильным толкованием священного текста. Отличительной черта ханбалитов является нетерпимость и консерватизм. Ханбалиты признают следующие источники при вынесениии правовых решений:

  1. Коран и сунна, если есть доказательства в этих двух источниках, нельзя ссылаться на другие.
  2. Фетвы — правовые предписание сподвижников.
  3. Мнение сподвижников, преимущественно выбирались те мнения, которые наиболее близки прямым указаниям Корана и сунны.
  4. Хадисы-мурсал и хадисы-заиф. Абн Ханбаль опирался на хадисы-мурсал, то есть на хадисы, в иснаде которых есть сподвижники, и на хадисы-заиф, на слабые хадисы, относительно которых нет никаких доказательств подложности.
  5. Кияс. Если проблему нельзя было решить предыдущими методами, использовался кияс.
  6. Иджма.
  7. Истисхаб. Действие любой фетвы сохраняется до тех пор, пока не будет найдено другое доказательство.

Ханбалитский мазхаб возник как религиозно-политическое движение, со временем только переоформился в правовую школу. Ханбалиты отрицали любые нововведения в области права и вероучения, они выражали мнения консервативных мусульман, которые опасались рационалистических идей калама. Ханбалитский мазхаб является наименее распространенным толком среди мусульман, и тому есть несколько причин:

  1. Данный мазхаб сформировалься позже всех остальных школ.
  2. До правления Саудитов ни одна страна не признавала ханбализм на государственном уровне.
  3. Ханбалитские богословы и правоведы не стрремились к государственной службе, и сторонились политики.
  4. Принципы ханбалитского мазхаба очень консервативны, иногда принимают радикальные формы [3].

Все эти мазхабы являются мазхабами «ахлюс-сунна-ас-джамаа», то есть составляют одно целое — суннитский ислам, и их роль в обществе, и в росте религиозного сознания мусульман очень важна. По описанием всех мазхабов можно заметить, что различия особого между ними нет, только во второстепенных вопросах. На сегодняшний день, в положении мусульманского права произошли существенные изменения, в некоторых мусульманских странах принципы разных мазхабов являются источником законадательств, а в другие страны приняли принцип светскости, но общественные проблемы регулируются законами религии. Сегодня фикх для мусульман является не только комплексом общественных норм, но и идеологическим фактором.

Литература:

  1. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практикиИздательство «Наука» Редакция Восточной литературы Москва 1986
  2. Милославский Г. В., Петросян Ю. А., Пиотровский М. Б., Прозоров С. М. под ред. Негря Л. В. Ислам: Энциклопедический словарь.—Москва; Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 315 с.
  3. Қазіргі Қазақстандағы дәстүрлі діндер. Байтенова Н. Ж., Курманалиева А. Д., Рысбекова Ш. С., Бейсенов Б.К [және т. б.]; құраст. және жауапты ред. ф.ғ.д., профессор Байтенова Н. Ж. — Алматы: Қазақ университеті, 2014. — 228 б.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, источник, Сирия, сунна, Египет, Индонезия, коран, Пакистан, восточная Африка, религиозная деятельность.


Задать вопрос