Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 09.04.2017

Статья просмотрена: 618 раз

Библиографическое описание:

Пустовитова К. Г. Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 547-548. — URL https://moluch.ru/archive/148/41896/ (дата обращения: 25.04.2018).



В данной статье рассматривается вопрос о соотношении правового статуса государственных и муниципальных служащих, общие и особенные характеристики их статуса.

Ключевые слова: правовой статус, государственный служащий, муниципальный служащий

Актуальность вопроса о соотношении правового регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих возникла после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году, провозгласившей в статье 12 принцип независимости органов государственной и муниципальной власти.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [1].

Следствием конституционного нововведения стало принятие федеральных законов, регулирующих государственную и муниципальную службу и различных по сфере действия (субъекту регулирования), но сходных по содержанию деятельности регулируемых отношений.

В настоящее время в законодательстве и теории публичной службы используются термины «государственная гражданская служба», «государственный гражданский служащий», «муниципальная служба», «муниципальный служащий». Устанавливаются организационно-правовые формы, в которых осуществляется государственная и муниципальная служба. Для государственной службы такой формой выступает органы государственной власти, а для муниципальной службы — органы муниципальной власти. Таким образом, общим сущностным признаком, объединяющим правовое положение государственных и муниципальных служащих, является форма публичной власти, обеспечивающая единство властных полномочий соответствующих органов публичной власти. При этом, сам термин «публичная служба» в законодательстве не применяется, в научной литературе указанный термин объединяет не только службу в органах государственной и муниципальной власти, но и профессиональную деятельность, например, в публичных юридических лицах.

На законодательном уровне впервые провозглашен принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Этот принцип обусловлен единством правовой природы данных видов служебной деятельности, направленных на обеспечение реализации полномочий органов публичной власти. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с изменениями от 30.12.2015 [2] и статьей 5 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» с изменениями от 15.02.2016 [3] взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством: единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Государственная и муниципальная служба, следовательно, и правовой статус государственных и муниципальных служащих, базируются на общих принципах, отраженных в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в Федеральном Законе «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из единства принципов вытекает сходство элементов правового статуса этих служащих: права, обязанности, ограничения и запреты, ответственность, гарантии. Однородный состав нормативных элементов правового статуса служащих объясняется сущностью возложенных на них функций, которые связаны с осуществлением определенного вида управления: государственного и муниципального. Общность публично-правовой природы проявляется в том, что государственная и муниципальная службы призваны обеспечить функционирование государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, а также реализацию юридически властных полномочий должностных лиц [4].

Отличия же правового статуса государственных и муниципальных служащих исходят не только из территориального масштаба их деятельности, но и из самой сферы властно-управленческой деятельности, особенностей компетенции и полномочий данных органов.

Особенность правового статуса государственных служащих состоит в том, что осуществляемые ими полномочия — федеральные, определены статьями 71, 72 Конституции Российской Федерации [1]. Особенностью правового статуса муниципальных служащих является предметная характеристика осуществляемых ими полномочиями — их задачей является обеспечение решения вопросов местного значения. Дополнительно, в соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Таким образом, можем сделать ряд выводов, позволяющих характеризовать правовое положение государственных и муниципальных служащих:

‒ единство принципов, определяющих правовое положение государственных и муниципальных служащих;

‒ совпадение по составу и содержанию элементов правового статуса государственных и муниципальных служащих;

‒ близость социально-правовых характеристик государственных и муниципальных служащих, отражающая особенности этих видов служб;

‒ различия в полномочиях и компетенции государственных служащих, выражающие специфику их деятельности и исходящие из конституционного закрепления независимости местного самоуправления.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от12.12.1993 с поправками от 21.07.2014 г. — http://pravo.gov.ru/.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с изменениями от 03.07.2016 г. — http://pravo.gov.ru/.
  3. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» с изменениями от 30.06. 2016г — http://pravo.gov.ru/.
  4. Козбаненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право, 2003 [№ 1, С. 13].
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальных служащих, муниципальной службы, правового статуса, правового статуса государственных, Российской Федерации, Российской Федерации», гражданской службы, «О муниципальной службе, муниципальной власти, Конституции Российской Федерации, гражданской службе Российской, службе Российской Федерации», элементов правового статуса, государственной гражданской службе, стажа муниципальной службы, «О государственной гражданской, государственных служащих, 25-ФЗ «О муниципальной, статуса муниципальных служащих, правового статуса служащих.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос