Инновации в области мнемических способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 09.04.2017

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Малинкина, А. В. Инновации в области мнемических способностей / А. В. Малинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 633-634. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41862/ (дата обращения: 19.04.2024).



В настоящее время утверждения о том, что мозг человека используется для интеллектуальной деятельности человека всего лишь на 10%, а память с возрастом имеет тенденцию к ухудшению, стали рассматриваться как общепринятые представления прошлого. Конечно же, прямых доказательств того, что мнемические способности безграничны, на данный момент нет, хотя, однако, достаточное большое количество неверных идей практически полностью могут быть опровергнуты на практике. Это является ярким примером прогрессивных инноваций в области мнемических способностей человека.

Ключевые слова: мнемические способности человека, мозг, интеллектуальная деятельность, психологические особенности, нейрофизиология, материальные структуры мозга, образное кодирование, тренировка памяти, инновации

Мнемические способности человека, определение которых было предложено А. А. Смирновым, в контексте психологической науки рассматривается как структурный компонент общих и специальных способностей, проявляющихся в определенных видах и процессах памяти человека и характеризующиеся скоростью, продуктивностью данных процессов, быстроте, прочности и точности запоминания и воспроизведения информации.

Инновации, которые в области мнемических способностей чаще всего рассматривают с точки зрения операций с числами, текстовыми объемами, иноязычными лексическими и грамматическими конструкциями, в последнее десятилетие связывают с феноменом Д. Таммета, положившего начало исследованию потенциала психических и психофизиологических особенностей, связанных с процессами памяти [2].

Позднее, в 2011 году тенденции в исследовании потенциала мнемических способностей стали активно обогащаться методологическими научными основаниями и разработкой практических способов развития мнемических способностей, опровергая устоявшиеся постулаты о ресурсах человеческого мозга. В этот же период времени психофизиология предложила теорию взаимосвязанной нейронной сети, связи которой обеспечивают процесс запоминания новой информации посредством образования новых межклеточных контактов. Причем, было установлено, что прочность и доступность этой нейронной сети напрямую зависит от эффективности ее использования, т.е. материальные структуры мозга также требовали тренировочной нагрузки, как и мышечные образования [1, 91; 3].

Психологи и физиологи в процессе исследований стали выделять причины проблем, оказывающих негативное воздействие на мнемические способности, среди которых выявили скорее психологические и характерологические особенности личности: неверие в собственный потенциал и свои силы, недостаточная мотивация, отсутствие компонента тренировки памяти, отсутствие практического применения усвоенной информации (Б. Конрад, Институт психиатрии М. Планка, 2011) [2].

Методология развития мнемических способностей обогатилась следующими инновационными изысканиями: функционирование информации в памяти по правилу 3R (Registration, Retention, Recall) посредством кодирования и шифрования данных; контроль эмоций как фактор возможности блокировки воспроизведения; теория ассоциаций в основе кодирования информации в материальных структурах мозга; феномен Дж. Миллера о рабочей памяти; преобразование информации в образы как прием усвоения, размещение и хранение образов; разработка и апробация метода маршрутизации и локации; обоснование буквенно-цифрового кода как эффективного способа кодирования входящей информации [2; 4; 5].

Помимо вышеуказанного С. Матвеев (2015) привнес в инновационную практику развития мнемических способностей понятие «фейк-техники», основанного на индивидуальных особенностях личности.

В настоящее время существуют обоснованные предпосылки использования развития мнемических способностей человека в борьбе с распространением болезни Альцгеймера (Н. Деллис, 2016).

Мнемические способности человека являются широким полем для исследований возможностей человека, постижения его психологического потенциала, а также предотвращения признаков старения, связанных с гипотезой ухудшения процессов памяти как генетически и фенотипически обоснованных.

Литература:

  1. Савельев А. Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования / А. Е. Савельев // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2012. – № 2(16). – С. 88-92.
  2. Матвеев С. Феноменальная память / С. Матвеев. – Москва: Альпина Паблишер. – 2015. – 151 с.
  3. Российская Академия Наук. Исследователи сделали важное открытие в области памяти человека [Электронный ресурс] / Официальный сайт РАН. – Режим доступа: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=4224dd39-d6a0-4527-be64-0cb9ff78ec8b
  4. Школа ментальной арифметики [Электронный ресурс] / Уникальный Казахстан. – 2017. – Режим доступа: http://www.unikaz.asia/ru/content/genii-ustnogo-scheta
  5. Шукова Г. В. Современные исследовательские тенденции в области психологии восприятия [Электронный ресурс] / Г. В. Шукова. – Психологические исследования. – 2016. – Том 9. - № 50. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n50/1352-shukova50.html
Основные термины (генерируются автоматически): способность человека, материальная структура мозга, способность.


Ключевые слова

инновации, нейрофизиология, психологические особенности, мозг, интеллектуальная деятельность, мнемические способности человека, материальные структуры мозга, образное кодирование, тренировка памяти

Похожие статьи

Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших...

Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга.

Лев Семенович Выготский обосновал решающую роль обучения и воспитания в развитии и становлении важнейших психологических структур и функций, в формировании личности.

Феноменология сущности содержания понятия «социальные...»

Потенциально способности представлены организацией морфологических структур

Наиболее общая способность человека — чувствительность. В специальном смысле под

Таким образом, если психика по определению является свойством мозга, то психические...

Механизмы познавательных способностей по В. Д. Шадрикову

Раскрывается структура способностей, приводится описание способностей индивида

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных

«…Операционные механизмы не содержатся в самом мозге — субстрате сознания, они...

Мотивация как компонент развития способностей

В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации как компонента развития способностей человека.

В. Д. Шадриков отмечает, что при определении психики обычно отмечается три её стороны: свойства высокоорганизованной материи мозга отражать...

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

Рис. 2. Структура сознания по А. В. Иванову. Сектор (I) является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их

и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга и в системе...

Дефиниции социальных способностей: проблемное поле

Сами способности как свойства объекта определяются структурой этого объекта и свойствами ее элементов.

и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их...

Когнитивная (познавательная) функция мозга | Статья в сборнике...

Человек обладает способностью к познавательной функции с рождения, т. е. способен к изучению или

Кофе и чай улучшают когнитивную функцию мозга. Шпинат, содержащий витамины С и Е, улучшает познавательные способности и стимулирует мозговую функцию.

От биологических процессов мозга к нейровычислителям

Основу человеческого мозга составляют нервные клетки — нейроны.

Основным отличием в мышлении «машин» и людей является способность человека принимать решения в

Рис. 2. Структура искусственного нейрона. На вход подается некоторое количество сигналов, после...

Природа и качественные особенности психики человека

С древних времен природа души, психики человеческого сознания были связаны со способностью человека легко

Результирующие параметры индивидуальной психики каждого человека находятся в зависимости от того, как организованы нейропиля коры головного мозга.

Похожие статьи

Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших...

Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга.

Лев Семенович Выготский обосновал решающую роль обучения и воспитания в развитии и становлении важнейших психологических структур и функций, в формировании личности.

Феноменология сущности содержания понятия «социальные...»

Потенциально способности представлены организацией морфологических структур

Наиболее общая способность человека — чувствительность. В специальном смысле под

Таким образом, если психика по определению является свойством мозга, то психические...

Механизмы познавательных способностей по В. Д. Шадрикову

Раскрывается структура способностей, приводится описание способностей индивида

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных

«…Операционные механизмы не содержатся в самом мозге — субстрате сознания, они...

Мотивация как компонент развития способностей

В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации как компонента развития способностей человека.

В. Д. Шадриков отмечает, что при определении психики обычно отмечается три её стороны: свойства высокоорганизованной материи мозга отражать...

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

Рис. 2. Структура сознания по А. В. Иванову. Сектор (I) является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их

и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга и в системе...

Дефиниции социальных способностей: проблемное поле

Сами способности как свойства объекта определяются структурой этого объекта и свойствами ее элементов.

и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их...

Когнитивная (познавательная) функция мозга | Статья в сборнике...

Человек обладает способностью к познавательной функции с рождения, т. е. способен к изучению или

Кофе и чай улучшают когнитивную функцию мозга. Шпинат, содержащий витамины С и Е, улучшает познавательные способности и стимулирует мозговую функцию.

От биологических процессов мозга к нейровычислителям

Основу человеческого мозга составляют нервные клетки — нейроны.

Основным отличием в мышлении «машин» и людей является способность человека принимать решения в

Рис. 2. Структура искусственного нейрона. На вход подается некоторое количество сигналов, после...

Природа и качественные особенности психики человека

С древних времен природа души, психики человеческого сознания были связаны со способностью человека легко

Результирующие параметры индивидуальной психики каждого человека находятся в зависимости от того, как организованы нейропиля коры головного мозга.

Задать вопрос