Современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из главных является отсутствие мотивации учащихся. Это связано с неблагополучной социально-экономической обстановкой в стране, с проблемами в семьях учащихся, а также с их глобальным непониманием того, для чего нужно учиться.
В условиях перехода к новым стандартам в сфере образования подразумевается, что дети сами заинтересованы в своем обучении и развитии, соответственно. Однако реальность такова, что ученики думают об обучении едва ли не в последнюю очередь. Поэтому на плечи педагога ложится дополнительная задача стимулирования мотивации детей.
Целью нашей статьи являются рекомендации, которые мы сможем дать после обобщения и исследования причин отсутствия мотивации учащихся.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт подразумевает акцент на самостоятельной работе учащихся, которая напрямую зависит от их мотивации. Важно упомянуть, что мотивация традиционно делится на внешнюю и внутреннюю. В идеале у учеников должна преобладать внутренняя мотивация, но в реальности это некий почти недостижимая мечта. Поэтому педагогу приходится действовать в основном в рамках внешней мотивации, чтобы превратить ее во внутреннюю, и этот переход является весьма проблематичным из-за множества разнородных и сугубо индивидуальных проблем. В связи с этим возникает специфическая психологическая сложность: педагоги ищут мотивацию для каждого урока. С одной стороны, это безусловно полезно и хорошо. С другой стороны, глядя на ситуацию глазами обыкновенного ученика, получается ситуация, когда на каждом уроке им придают некий импульс мотивации извне, тогда как уроков много. Ученик закономерно устает к концу дня, поэтому с течением времени все эти «толчки и импульсы» теряют силу, а с ней и пользу. Внешняя мотивация таким образом утрачивает актуальность. Остается рассчитывать только на переход ко внутренней мотивации.
Существует четкая классификация мотивов, которую мы приводим здесь [3, 27].
1) Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникать у учащихся за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данному предмету;
2) Перспективно побуждающие мотивы. Познавательная активность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой учебной деятельности. Например, у детей формируется мотив к обучению, поскольку им необходимо закончить четверть хорошо;
3) Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний, истины. Они появляются при применении активных методов обучения и, возникнув, превращаются в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения [1, 96].
Именно последняя группа мотивов является той, которая должна присутствовать у учащихся, на ее достижение должна быть направлена работа учителя. Только тогда удастся «научить ребенка учиться», как того требует ФГОС.
Рассмотрим основные препятствия к мотивации и дадим рекомендации по их преодолению.
- Возраст. Подростковый возраст в первую очередь ставит акцент на том, что главной задачей подростка является общение и самоутверждение всеми возможными способами. Учеба отходит на второй план. При решении данной проблемы педагог может сделать упор на мотивацию оценками, что чаще всего срабатывает. Применительно к урокам иностранного языка, мы можем дать следующую рекомендацию: можно вступить в один из международных проектов, где предполагается общение и переписка с ровесниками из других стран. Таким образом, у учащихся возрастет мотивация, а также разовьется коммуникативная компетенция [3, 35].
- Неспособность к концентрации внимания. К сожалению, в настоящее время резко возрос процент детей с СДВГ, а также детей с не такими серьезными нарушениями внимания, у которых нет официального диагноза, но тем не менее проблема остается достаточно острой. В таком случае может помочь частая смена деятельности в ходе урока, а также предельно краткая формулировка заданий. Для решения указанной проблемы на уроках иностранного языка педагог может максимально широко применять чередование упражнений на виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение). Применение подвижных игр, групповой работы, особенно на младшем этапе, когда это в высшей степени актуально, вызовет интерес детей и, следовательно, желание работать лучше на уроках иностранного языка.
- С предыдущим пунктом тесно связана проблема с обучением детей с ОВЗ. Лучше всего ее характеризует пословица «не до жиру, быть бы живу». Дети, которые имеют серьезные проблемы со здоровьем, зачастую не имеют ни сил, ни возможности усердно заниматься. Разумеется, к ним нужен совершенно особый подход. Необходимо четко понимать, что некоторые категории детей физически не в состоянии овладеть некоторыми видами речевой деятельности. Например, невозможно слушать и понимать иноязычный текст, будучи тугоухим. Или же невозможно следовать программе, имея некоторую степень задержки умственного развития. Поэтому в каждом таком случае нужно давать посильное задание, подобранное индивидуально. Дать общую рекомендацию в данном случае весьма затруднительно, но главными критериями должны быть ситуация успеха и посильность выполнения.
- Интернет-зависимость. Этот термин стоило бы истолковать более широко: зависимость от гаджетов. Многие дети попадают в серьезную зависимость от компьютерных ресурсов и социальных сетей. Если дома они могут неограниченно проводить свободное время за перечисленными выше занятиями, то в учебном заведении они этого лишены, поэтому ощущают дискомфорт. Но гаджеты могут не только отвлекать их, но и помогать. Например, ученики могут использовать электронные учебники, загружая их в планшеты и телефоны, выходить на предоставленные учителем ресурсы, используя личный доступ в Интернет. Но если эти методы более применимы на старшем этапе обучения, то на среднем и младшем можно увлечь учащихся тем, что большинство компьютерных игр имеют англоязычный интерфейс, поэтому нужно учить английский, чтобы лучше играть с полным пониманием. Исходя из нашего опыта работы, можем подтвердить, что этот способ действительно работает.
- Непонимание целей обучения. В любые времена находился процент учащихся, которые не видели никакого смысла в обучении. Обычно это дети из неблагополучных семей, которые не видят перед собой достойного примера. Но с ними также возможно наладить контакт и повысить их мотивацию. Возможно, проще всего это сделать именно средствами уроков иностранного языка. Можно привести в пример биографии богатых бизнесменов, которые добились успехов именно благодаря знанию иностранных языков. Примерами могут послужить биографии таких известных состоятельных людей, как Джек Ма, который с детства самостоятельно учил английский язык, общаясь с туристами, Моэд Альтрад, который смог превратиться из пастуха во французского предпринимателя благодаря изучению французского языка, Роберт Максвелл, знавший семь языков, благодаря чему сумевший создать одну из крупнейших бизнес-империй своего времени, Герман Греф, одинаково владеющий русским и немецким языками, Павел Дуров, создатель популярной социальной сети, имеющий диплом переводчика английского языка, а также многие другие. Ученики заинтересуются этими биографиями, и у них будет достойный пример для подражания, тем более, что они могут ощутить душевное родство с этими людьми, которые тоже выбирались из неблагоприятных жизненных условий [3, 36].
- Страх перед публикой. Иногда этот страх порождает проблемы при пересказе, который является основой для многих уроков иностранного языка. Пересказ или чтение вслух зачастую требуют самообладания и артистизма. Не все могут похвастать наличием этих качеств, отсюда происходит закономерное падение мотивации. Решить проблему возможно при комплексном подходе: участвовать должен и психолог, и учитель-предметник, и родители ребенка. Работа с детьми, боящимися выступлений, должна включать в себя упор на письменные задания, чтобы избежать травмирующей ситуации. Нужно также создавать для таких детей ситуацию успеха, когда их поощряют за чтение, пересказ, и т. д. Ситуация исправится, но процесс займет довольно долгое время [1, 83].
- Личная значимость предмета. Этот мотив является одним из самых труднодостижимых и вместе с тем значимых. Здесь многое зависит от педагога, от его манеры вести урок и общаться, от его личных качеств. Личная значимость предмета не всегда понятна окружающим, поэтому причины ее падения или подъема также остаются незамеченными и непонятыми. На младшем этапе большое влияние оказывает личность педагога, и многие дети неосознанно хотят быть похожими или просто тянутся к преподаваемой дисциплине. На среднем этапе дело обстоит сложнее: привычная мотивация теряется, а новой еще нет. Наблюдается провал, который постепенно сглаживается к старшему этапу. Ученики в это время уже четко понимают, для чего им тот или иной предмет, соизмеряют объем затраченных усилий на тот или иной предмет, сообразуясь со своими целями и ожиданиями. Может показаться, что воздействовать на личную значимость предмета практически невозможно, но, как ни парадоксально, это легче всего сделать именно учителю иностранных языков. Работая с амбициозными и способными детьми, особенно на старшем этапе обучения, можно сделать упор на их перспективы в работе в международных учреждениях, возможность эмиграции за границу. При работе с неблагополучными или маломотивированными детьми было бы логично увлечь их страноведческими материалами, как более простыми и понятными [3, 37].
- Ситуация неуспеха. К сожалению, не всегда уроки завершаются на позитивной ноте. Не всегда бывает понята тема, не всегда отработана до конца. Ученик теряется, испытывает дискомфорт, от этого страдает и его мотивация. Есть и другая сторона проблемы: ситуация неуспеха чаще всего возникает по вине самого ученика. Он мог отвлекаться, не учить лексику, не делать домашнее задание, чем вогнал себя в ситуацию неуспеха. На наш взгляд, бывает важно показать, что без систематической работы не будет неуспеха, поэтому некоторая доля ситуаций неуспеха все же должна существовать, чтобы продемонстрировать, к чему ведет пренебрежение постоянной работой [2, 96].
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что мы разобрали самые острые проблемы, с которыми сталкиваются учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС. Безусловно, существуют и другие проблемы мотивации школьников, но они находятся скорее в компетенции не учителей-предметников, а психологов, логопедов и родителей детей, которые также обязаны принимать участие в образовании своих детей в свете новых стандартов.
Решать проблемы мотивации к изучению иностранного языка необходимо в свете мировой глобализации, развития научно-технического прогресса и межкультурной коммуникации, поэтому задача учителя во многом облегчается. У учеников есть масса возможностей для изучения языков и не только, остается только сделать так, чтобы подтолкнуть их к этому.
Работать над повышением мотивации детей не могут лишь одни предметники, как минимум в силу разности своих предметов. Работать должен комплекс специалистов, включающий в себя и предметников, и психологов, и врачей в некоторых случаях, и обязательно родителей ребенка.
Литература:
- Днепров Э. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., 1999. — С. 83.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. С. 96.
- Давер М. В. Оценочная мотивация при обучении французскому языку как второму иностранному. Иностранные языки в школе. — 2003. — 5. — С. 35–37
- Соловейчик С. Учение с увлечением. — М.: «Детская литература», 1979. — С. 27.