Отражение темы детства и его репрезентация в романе У. Голдинга «Повелитель Мух» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 11.04.2017

Статья просмотрена: 3627 раз

Библиографическое описание:

Бондарева, П. В. Отражение темы детства и его репрезентация в романе У. Голдинга «Повелитель Мух» / П. В. Бондарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 700-702. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41850/ (дата обращения: 24.04.2024).



Детство — это период времени, когда дети, играя, изучают мир и становятся настоящими членами нашего общества. Время, где присутствует относительная свобода от ежедневных проблем и взрослых раздумий. Однако, история говорит нам о том, что так было не всегда. На сегодняшний день, мы живем в обществе ориентированном на детское благосостояние, однако как отмечает Ллойд де Мос:

«История детства — это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю — тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным». [1]

В действительности, довольно часто этот период являлся самым тяжелым в жизни человека, сейчас трудно представить какие преграды на своем пути взросления преодолевали в прошлом. Тем не менее, широкое распространение тема детства и образ ребенка получили только в XVIII веке. Кажется неизбежным появление «нового литературного ребенка в связи с так называемым «романтическим возрождением». Конечно, это не значит, что проблема ребенка не звучала в творчестве писателей раннего периода. С незапамятных времен образ детства существовал как символ, передающий определенные философские и мировоззренческие идеи.

Так, например, в знаменитой цитате из Нового завета «Правду вам говорю, что до тех пор, пока не изменитесь в сердце своём и не станете подобны детям, вы не войдёте в Царство Небесное». [Мат. 18:3] ребенок считается моделью человека нравственного. Алис Байрнс в своей работе «The Child: an Archetypal Symbol in Literature for Children and Adults» подчеркивает архетипичную роль ребенка-спасителя в народной мысли, иллюстрируя свою идею сюжетом библейского мифа о «Давиде и Голиафе» англо-саксонским мифом «Беовульф». Михаил Бахтин писал о подобной форме «гротескного тела» как представление о детстве и об использовании детских образов в Карнавале как об универсальном символе цикличности жизни. Карл Юнг утверждал, что в фольклоре образ ребенка выражен через персонажей гномов, карликов или эльфов, таким образом, репрезентирует «the sacred forces of Nature» (Священную силу природы). Александр Ф. Чемберлен в своем монументальном «Child and Childhood in Folk-Thought» в народной мысли анализирует мифы разных народов и выделяет среди других ключевых ролей, образ ребенка как актера и изобретателя, как поэта и музыканта, как учителя и умника, как судью, так и оракула-переводчика, как метеоролога как целителя и врача, как героя, как фетиш и божество, и т. д. Однако, только Романтизм показал истинную заинтересованность в детстве как в самостоятельном явлении, которое может служить как важнейший элемент эстетики, в качестве объекта поклонения и идеалом человечества.

Все же с приходом нового времени представление о детстве и, соответственно, его отражение в литературных произведениях, написанных для читательского круга «взрослых» в XX веке претерпевает значительные изменения. Дети изображаются, в основном, с отсутствием иллюзий, примерами могут служить герои романов Дж. Сэлинджера, «Над пропастью во ржи»(1951), Рэя Брэдбери «Вельд» (1950), Вирджинии Эндрюс «Цветы на чердаке»(1979), Сьюзен Хилл «Я король замка» (1978) и Уильяма Голдинга «Повелитель мух»(1954). В свою очередь, это говорит о готовности писателей принять тот факт, что дети бывают намного больше предрасположены к жестокости и злу, чем даже взрослые вокруг них; в данном видении детства и заключается одно из основных отличий восприятия детей и детства писателями XX века в сравнении с их предшественниками.

Совсем не немного сюжетов из классической литературы полагается и уж тем более руководствуется отличием «хорошей» крови от «плохой», природа всегда выигрывает над воспитанием. Хитклиф, романтический антигерой «Грозового Перевала» написанный Эмили Бронте (1847), был цыганским беспризорником, которого подобрали на улицах Ливерпуля; несмотря на добрые попытки господина Ирншоу, воспитать мальчика, как одного из его собственных детей, Хитклиф является примером опустошения и трагедии. Это идея, идентично сохраняется в следующем столетии, когда детский неприрученный характер и способность к злу занимают центральное место в Ричарда Хьюза «Ураган над Ямайкой» (1929). Еще одно блестящее исследование жестокости в ребенке является работа Родди Дойла «Падди Кларк ха ха ха» (1993), в котором молодые мальчики совершают убийства. «Повелитель Мух» остается одним из самых больших романов о детях, но и одним из самых темных притч о человеческой природе в современной литературе.

Один из наиболее известных английских авторов XX века является лауреат Нобелевской премии — Уильям Джералд Голдинг (1911–1993), прошедший свой долгий тернистый путь: от простого школьного учителя до обладателя Нобелевской и Букеровской премий. Он был романистом, чьи произведения заключают в себе огромный смысл и сегодня его работы пользуются популярностью среди читателей и вызывают неоднозначные отзывы литературных критиков.

Когда Уильям Голдинг был награжден Нобелевской премией по литературе в 1983 году, Фонд Нобеля охарактеризовал его романы следующими словами:

«...his novels which, with the perspicuity of realistic narrative art and the diversity and universality of myth, illuminate the human condition in the world of today». [2]

Опыт, полученный Уильямом Голдингом во время Второй Мировой войны, глубоко отразился на его мировоззрении. После войны Голдинг возобновил учительскую деятельность и одновременно приступил к писательству. Таким образом, интерес Уильяма Голдинга к детям можно просмотреть и через временные рамки, к которым он принадлежал. Он верит в существование зла само по себе, как части человеческой натуры и начинает писать «Повелителя Мух» для того, чтобы показать, что темные стороны души есть даже у детей.

Самым популярным из его романов является роман-притча, роман-предупреждение, аллегорический роман или как его еще называют «роман-парабола» — «Повелитель Мух», вышедший в свет в 1954 году, который изначально был написан для его детей.

У. Голдинг отправил свою работу множеству издателей, которые впоследствии отказали ему в печати и только Faber&Faber в Лондоне дали согласие при условии, если он уберет в начале своего романа описание ужасов атомной войны. Поддерживаемый Э. М. Форстером, вскоре его история о мальчиках, оказавшихся на необитаемом острове, становится бестселлером, распространившимся по всему миру.

История мальчишек, которые после крушения решили, во что бы то ни стало выжить на отдаленном острове, не может не завораживать, но автор не рассказывает безоблачную историю о выживании смелых ребят на безлюдном острове. Напротив, он рассказывает читателю историю, в которой дети из-за отсутствия правил и ограничений цивилизованного общества превращаются в дикарей, для которых сила является основным оружием для выживания на острове. Несмотря на это, дети все же предпринимают попытки построить дисциплинированное и организованное общество, но мере того как мальчики разделяются на группы меняется и их поведение. Джек, в конечном счете, устанавливает иерархию между мальчиками, и, в конечном счете, это приводит к ужасным последствиям. Одна группа все еще стремится поддерживать порядок и придерживаться установленного плана действий, другая, в свою очередь, уже стремится к анархии и насилию, что приводит детей к печальным последствиям, в которых погибает Хрюша и получает серьезное ранение Ральф.

Не стоит забывать о значении детства, как о периоде формирования человеческого характера. Дети рождены невинными и формируются под влиянием общества. Дети нуждаются не только в материальных благах, но также и в духовной поддержке всезнающего взрослого наставника. В истории написанной У. Голдингом отмечается практически полное отсутствие взрослых, все мальчики от мала до велика, предоставлены сами себе. По утверждению Исмаиловой Ф. Е.: «Мир романов Голдинга — малонаселенный и, как правило, замкнутый мир; количество его обитателей ограничено; ограничено и пространство, в котором они действуют (это — остров в «Повелителе мух»)». [3. с.376] Так и русский исследователь творчества У. Голдинга, А. Чамеев говорит о том, что: «изображая своих героев, Голдинг не выходит, как правило, за рамки реальной действительности, но мир, который он создает, включает, наряду с реальными, теологические измерения и расколот на две противоположные сферы, воплощающие божественное и сатанинское, вечное и переходящее начала» [4, с. 454].

На острове нет взрослых, которые могли бы помочь советом и направить, так на острове проявляется их общечеловеческая сущность, содержащая в себе больше зла и звериных инстинктов, которых не ожидает обнаружить в себе ни один человек.

«Повелитель Мух» стал культовым произведением среди читательских кругов, так и литературных критиков, которые сравнивали его с работой Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в его влиянии на современную мысль и литературу. И действительно здесь есть сходства, которые невольно приковывают внимание, ведь главные герои большинства произведений Сэлинджера — дети и подростки до 15 лет. Однако его нельзя назвать «детским» писателем. Голдинг, в свою очередь, также с малой долей вероятности может быть определен как «детский писатель», несмотря на возраст своих героев, который варьируется от 6–12, и в силу манеры повествования, которая вызывает споры исследователей его творчества.

Роман «Повелитель Мух» занимает значительное место в творческом наследии У. Голдинга, и вызывает неподдельный интерес не только своим изображением человеческой натуры, но и яркими, правдивыми детскими образами. Несмотря на то что роман, казалось бы, ограничивается микрокосмосом группы мальчишек, он подразумевает множество вопросов, которые являются основными для человечества в течение многих веков и давно уже вышли за пределы маленького острова.

Дуайт Гарнер, обозреватель New York Times, говорит о романе «Повелитель Мух» как о «библии несчастливого детства»:

«…“Lord of the Flies” (1954) supplanted “The Catcher in the Rye” as the bible of tortured adolescence in America.»... [5]

Голдинг написал «Повелителя Мух» как пародию к произведению Роберта Баллантайна «Коралловый остров» (Coral Island), название которого упоминается в романе. Постепенно работа наполнялась философским смыслом, и в результате появилось независимое литературное произведение. Несмотря на это, все же роман сохраняет элемент пародии (имена главных героев романа — Ральф и Джек, являются именами протагонистов романа Роберта Баллантайна). Голдингом отрицаются идеи Баллантайновского романа о том, что образование, как основной фактор определяет поведение молодых людей и гарантирует на необитаемом острове победу цивилизованного общества даже в условиях отсутствия последнего.

Такой яркий контраст между «Коралловым островом» и «Повелителем Мух» (Сингх 1997; Боден 2009) интриговал ученых и одной из причин можно назвать «риторическое и идеологическое утверждение «Повелителя Мух» над «Коралловым островом» является торжеством опыта над невинностью, реализма над романтикой, правды над иллюзией, зрелости над наивностью и трудности над легкостью» [6, с. 25].

Голдинг дает читателю урок нравственности, но уроку не хватает простого и решительного тона пословицы, чем обычно заканчиваются многие басни. Роман актуален в своей тематике и до сих пор вызывает неподдельный интерес у читателей различных кругов и не вызывает сомнения тот факт, что каждый раз перечитывая притчу, написанную У. Голдингом новое поколение будет находить что-то для себя. В конце романа Голдинга, читатель узнает, что зло не ограничивается темнотой, которую олицетворяет Джек; пацифист Ральф участвует в жестоких племенных мероприятиях. Хотя путь спасения был совсем рядом: наука или даже простой здравый смысл могли спасти человечество от самого себя; Хрюша высмеивается во всем, а затем и его убивают. Мистические откровения или провидение, само проникновение в человеческое состояние нас не спасает; о чем и говорит судьба Симона. Писатель подчеркивает одну простую истину: зло живет во всех нас, и нет средства для исправления сложившейся ситуации. Подняв вопрос о сложности, лежащей в основе человеческой природы, история, рассказанная Голдингом, представляет собой сложный нравственный урок и глубокий взгляд на мир детства.

Литература:

  1. DeMause, Lloyd (1975). The New psychohistory. New York: Psychohistory Press. Режим доступа: URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lloid/ — (дата обращения 20.03.2017).
  2. Nobel Prize Laureates: William Golding: Lord of the Flies. Режим доступа: URL http://www.nobelprize.org/educational/literature/golding/ — (дата обращения 22.03.2017).
  3. Исмаилова Ф. Е.ИНОЯЗЫЧНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. 2014. С. 375–381.
  4. Чамеев А. Уильям Голдинг — сочинитель притч // Голдинг У. Избранное: Романы, притча. — М., 1996. — С. 454
  5. D., Garner — A Talent for Writing, and Falling Into Things. NYT. Published: July 6, 2010 — Режим доступа: URL: http://www.nytimes.com/2010/07/07/books/07book.html?_r=0 — (дата обращения. 22.03.2017).
  6. Singh, M. The government of boys: Golding's Lord of the Flies and Ballantyne's Coral Island. Children's literature: annual of the modern language association division on children's literature and the children's literature association [online]. Режим доступа: http://muse.jhu.edu.ezproxy.jyu.fi/journals/childrens_literature/v025/25.singh.html. — (дата обращения. 22.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, роман, образ ребенка, конечный счет, необитаемый остров, неподдельный интерес, Нобелевская премия, цивилизованное общество, человеческая натура, человеческая природа.


Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Как же проявляется познавательный интерес у ребенка? Какова его сущность и закономерности развития? Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые они получают в первые годы жизни.

Игра как философский феномен человеческой деятельности

Проявления человеческой сущности крайне многообразны — это и воля, и разум, и труд, и общение.

Ученый, делающий открытие, испытывает восторг, похожий на восторг и упоение играющего ребенка.

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном...

Таким образом, при данных обстоятельствах, задачей первостепенной важности является изучение духовных потребностей студенческой молодежи, потому что, если изменения по обновлению общества не будут опираться на реальные потребности молодых людей...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

Наиболее сензитивным к подобным влияниям является старший дошкольный возраст, который характеризуется наличием интереса детей к половым различиям, в становлении устойчивого понимания и

Таким образом, в

Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие / И. С. Кон.

Номинативное поле концепта «семья» в русской и английской...

Выбор языкового обеспечения этой сферы человеческих взаимоотношений в качестве

Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери создает безопасность

Таким образом, в результате сопоставления тематических групп номинативного поля концепта...

Современные глобальные проблемы человечества

2. Экологическая проблема — сохранение устойчивости между обществом и природой.

Современный мир немыслим без различия интересов — индивидов, отдельных групп, государств и т. д. Однако история развития человечества убеждает в том, что стремление...

Репрезентация диалога культур в романах «О дивный новый мир»...

Михаил Михайлович Бахтин когда-то сказал: «Жизнь по своей природе диалогична.

Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни…»

В общем, высоко технологичное общество романа «О дивный новый мир» живет...

Формирование интереса к учебной деятельности

Гете В. писал «в человеческих делах, как и в природе, главное внимание обращено на мотивы».

Н. Г. Морозова. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. «Изд-во АПН РСФСР», М., 1961. Л. И. Божович.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Характер поведения взрослого в этих случаях не может быть смоделирован в игре.

В связи с этим утрачивается возможность представленности идеального образа взрослости и совместная жизнь со взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка.

Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Как же проявляется познавательный интерес у ребенка? Какова его сущность и закономерности развития? Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые они получают в первые годы жизни.

Игра как философский феномен человеческой деятельности

Проявления человеческой сущности крайне многообразны — это и воля, и разум, и труд, и общение.

Ученый, делающий открытие, испытывает восторг, похожий на восторг и упоение играющего ребенка.

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном...

Таким образом, при данных обстоятельствах, задачей первостепенной важности является изучение духовных потребностей студенческой молодежи, потому что, если изменения по обновлению общества не будут опираться на реальные потребности молодых людей...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

Наиболее сензитивным к подобным влияниям является старший дошкольный возраст, который характеризуется наличием интереса детей к половым различиям, в становлении устойчивого понимания и

Таким образом, в

Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие / И. С. Кон.

Номинативное поле концепта «семья» в русской и английской...

Выбор языкового обеспечения этой сферы человеческих взаимоотношений в качестве

Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери создает безопасность

Таким образом, в результате сопоставления тематических групп номинативного поля концепта...

Современные глобальные проблемы человечества

2. Экологическая проблема — сохранение устойчивости между обществом и природой.

Современный мир немыслим без различия интересов — индивидов, отдельных групп, государств и т. д. Однако история развития человечества убеждает в том, что стремление...

Репрезентация диалога культур в романах «О дивный новый мир»...

Михаил Михайлович Бахтин когда-то сказал: «Жизнь по своей природе диалогична.

Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни…»

В общем, высоко технологичное общество романа «О дивный новый мир» живет...

Формирование интереса к учебной деятельности

Гете В. писал «в человеческих делах, как и в природе, главное внимание обращено на мотивы».

Н. Г. Морозова. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. «Изд-во АПН РСФСР», М., 1961. Л. И. Божович.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Характер поведения взрослого в этих случаях не может быть смоделирован в игре.

В связи с этим утрачивается возможность представленности идеального образа взрослости и совместная жизнь со взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка.

Задать вопрос