Управление мотивацией и стимулирование труда и его влияние на эффективность финансовой деятельности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Стукова Ю. Е., Дудник Т. А., Зайцева Т. О. Управление мотивацией и стимулирование труда и его влияние на эффективность финансовой деятельности организации // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 455-457. — URL https://moluch.ru/archive/148/41833/ (дата обращения: 24.05.2018).



В статье рассматриваются такие категории управления персоналом в организации, как «стимулирование» и «мотивация» трудовой деятельности. Также раскрываются основные понятия и концепции, различные механизмы построения мотивации и стимулирования и их значимость в достижении эффективной финансовой и трудовой деятельности.

Ключевые слова: стимулирование, мотивация, финансовая деятельность, работники, трудовая деятельность, руководитель, экономическая эффективность, методы стимулирования

В настоящее время в Российской Федерации достаточно ярко стали проявляться признаки деградации работников в сфере труда. Большинство людей стали трудиться лишь для своего дальнейшего выживания. Такая тенденция в нашей стране продолжает набирать обороты, что негативно сказывается на социальной, экономической, трудовой и других сферах деятельности. Соответственно, нельзя говорить об эффективной и производительной работе организации, повышении квалификации и мотивации у работников.

Именно поэтому, на данный момент, организации в первую очередь думают об управлении мотивацией и стимулировании труда, что является сложнейшей стороной в управлении людьми. В наше время понятие «мотивация» до сих пор имеет множество значений, которые схожи между собой. Но одного обобщённого определения не выявили как теоретики менеджмента, так и менеджеры — практики, несмотря на то, что мотивация как одно из важнейших направлений в теории управления развивалась с давних времён и была подкреплена большим количеством исследований в России и за рубежом.

Для того чтобы организация смогла рационально и эффективно использовать все имеющиеся ресурсы, а также разумно применить имеющиеся у неё кадры, необходимо всеми возможными способами мотивировать работников. Ведь основной целью использования мотивации является максимальная отдача от трудовой и квалифицированной деятельности работников. Это позволит улучшить работу на предприятии, а также увеличить её прибыльность, что благоприятно повлияет на общую деятельность организации.

Итак, понятие «мотивация» с точки зрения менеджмента представляет собой процесс побуждения людей к трудовой деятельности, которая использует мотивы поведения людей для достижения личных целей и целей организации [1]. Также под мотивацией понимается совокупность каких-либо мотивов, определяющихся индивидуальным характером личности, его интересов и ценностей в деятельности [2]. Если говорить о деятельности, то она представляет собой стремление работников удовлетворить свои важнейшие потребности в необходимых благах с помощью труда, который направлен на достижение поставленных целей предприятия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что работники являются неотъемлемым элементов в работе организации.

В данной статье мотивация труда будет рассмотрена как процесс удовлетворения каждым из работников его личных потребностей в выбранной работе, осуществляемой при реализации целей, которые согласуются с целями и задачами предприятия. Также необходимо принятие различных видов мер со стороны менеджеров и руководителей организации для того, чтобы улучшить эффективность работы сотрудников и конечные результаты деятельности.

Опираясь на вышеизложенные рассуждения, можно выделить такие тождественные понятия, как мотивация и стимулирование.

Стимул представляет собой побудительную причину в поведении человека, а также интерес к чему — либо. В организации под стимулированием труда понимают комплекс мер, которые в основном являются способом удовлетворения материальных потребностей работников. То есть можно сказать о том, что мотив — это некий толчок, побуждающий к деятельности для достижения целей, а стимул — это некий объект желания работника.

Особенно высоко в управленческой деятельности персоналом ценятся знания, которые помогают мотивировать и стимулировать работников, то есть, как руководители могут оптимально управлять этими процессами в зависимости от выбора цели.

В настоящее время используются такие основные концепции мотивации, как содержательная и процессуальная.

Содержательные теории изучают потребности, которые являются мотивацией человека к какой — либо деятельности, рассматривают их структуру, а также определяют какие из них являются первичными, а какие вторичными. Они занимаются изучением целей, к которым стремятся люди. Также важно отметить, что данные теории уделяют большое внимание именно самому процессу по достижению целей и удовлетворению потребностей. Заслугой данных теорий можно считать роль потребностей, как фактора мотивации [3].

Основными содержательными теориями мотивации являются:

  1. теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу;
  2. теория Альдерфера;
  3. теория приобретённых потребностей МакКлелланда;
  4. теория двух факторов Герцберга.

Процессуальные теории мотивации занимаются анализом того, как люди распределяют свои усилия в достижении поставленной цели и какой вид поведения ими выбирается. Следовательно, можно сказать, что они в большей степени направлены на процесс достижения целей, а не на её содержания, как в содержательных теориях мотивации [4].

К основным процессуальным теориям мотивации относятся:

  1. теория справедливости Дж. Адамса;
  2. теория ожиданий В. Врума;
  3. теория Х и теория Y МакГрегора;
  4. комплексная теория мотивации Портера — Лоулера.

Рассмотрев содержательные и процессуальные теории мотиваций можно сделать вывод, что в организациях необходимо использовать их в полной мере, так как они помогут изучить потребности работников и понять процесс достижения поставленных целей.

Для правильного построения мотивации и стимулирования руководству необходимо соблюдать ряд правил:

− выдвинуть цель, для осуществления которой необходим конкретный работник;

− сформулировать краткосрочные и долгосрочные планы стимулирования и мотивации, учитывая как внешние, так и внутренние факторы;

− руководитель не должен допускать ошибок в управлении персоналом, а также вести себя достойно и уважительно по отношению к сотрудникам.

Чтобы понять систему мотивации, необходимо знать из каких элементов она состоит. Ведь не зная таких деталей, невозможно понять всего механизма управления персоналом. Итак, к основным элементам относят: мотивы, стимулы и потребности [5].

Теперь рассмотрим основные методы мотивации. К ним относятся: экономические, организационные и морально-психологические.

Экономические методы мотивации ориентированы на то, что человек в результате их использования получает некие выгоды, которые улучшают их уровень жизни.

К организационным методам мотивации относят: мотивацию целями, обогащением содержания работ, а также участием в делах фирмы.

Морально-психологические методы стимулирования представляют собой совокупность условий, при которых работники могли бы испытать именно профессиональную гордость за причастность к работе и личную ответственность за результат.

Для того чтобы промотивировать каждого из работников к достижению, как индивидуальных целей, так и целей организации необходимо вводить не только материальные, но и нематериальные поощрения сотрудников, которые отличились в трудовой деятельности и улучшили состояние организации. К таким поощрениям относятся почетные грамоты, а также фотографии лучших сотрудников для Доски Почета.

Создав правильную организацию управления работников, организация может достичь больших высот на внутреннем и внешнем рынке. Необходимо правильно продумать способы стимулирования и поощрения сотрудников. Помимо материальных и нематериальных вознаграждений в каждой организации должны быть предусмотрены и льготы для работников.

К таким льготам относятся: возможность получения кредитов по низким или беспроцентным ставкам; добровольное медицинское страхование работников; оплата путевок на лечение, отдых, экскурсии; оплаты проезда к месту работы на общественно транспорте и другие [6].

Также за индивидуальные достижения в трудовой деятельности организации могут использовать такую меру персонального поощрения, как бонусы. Например, в некоторых компаниях бонусами считается так называемая тринадцатая заработная плата, которая также стимулирует и мотивирует работников к дальнейшей эффективной деятельности в организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация представляет собой побуждение к действию, которое вызвано внешними и внутренними факторами, а также связано с удовлетворением потребностей человека, которые ему жизненно необходимы. Чем активнее будет проявлять себя человек в трудовой деятельности, тем больше вероятность удовлетворить свои потребности, которые влияют на его благосостояние. Но организациям не следует забывать о поощрениях, премиях и льготах, которые простимулируют работу сотрудников. Ведь сумев выбрать правильные методы мотивации и стимулирования рабочих, организация сможет достичь эффективной финансовой и трудовой деятельности организации.

Литература:

  1. Базаров Т. Ю., Еремина Б. Л. Управление персоналом / Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 554 с.
  2. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2012. — 613 с.
  3. Власова Е. Система мотивации: как привлечь и удержать / Е. Власова, Т. Копачевская // Управление персоналом. — 2011. — № 8. — С. 19–25.
  4. Герчиков В. И. Мотивация и стимулирование труда в современных условиях/ В. И. Герчиков // ЭКО. — 2013. — № 6. — С. 103–112.
  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учеб. Пособие / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2014. 508 с.
  6. Трофимов А. Г. Работа с персоналом на предприятии / А. Г. Трофимов // Управление персоналом. — 2012. — № 3. — С. 15–19.
Основные термины (генерируются автоматически): трудовой деятельности, методы мотивации, трудовой деятельности организации, построения мотивации, Управление персоналом, целей организации, комплексная теория мотивации, механизмы построения мотивации, «мотивация» трудовой деятельности, основные концепции мотивации, основные методы мотивации, Процессуальные теории мотивации, достижения целей, содержательных теориях мотивации, процессуальным теориям мотивации, содержательными теориями мотивации, целью использования мотивации, правильные методы мотивации, Экономические методы мотивации, правильного построения мотивации.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос