Проблемы формирования политики управления заемным капиталом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 08.04.2017

Статья просмотрена: 891 раз

Библиографическое описание:

Лозяникова А. А. Проблемы формирования политики управления заемным капиталом // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 378-380. — URL https://moluch.ru/archive/148/41824/ (дата обращения: 11.12.2018).



Статья посвящена рассмотрению проблеме формирования эффективной политики управления заемным капиталом. В ней рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкивается менеджмент компаний в ходе разработки данной политики. В ходе исследования были предложены дополнительные этапы, прохождение которых позволит повысить эффективность использования заемного капитала. На основе проведенного исследования, даны рекомендации для менеджмента коммерческих компаний по совершенствованию политики управления заемным капиталом.

Ключевые слова: заемный капитал, финансовая политика, проблема управления структурой капитала

В современных условиях развития рыночной экономики компаниям требуется большое количество средств для представления такого товара, который мог бы заинтересовать покупателей. А для этого чаще всего требуется иметь высокотехнологичное оборудование, обширную рекламную кампанию, квалифицированный персонал, качественное сырье и другое, что, в свою очередь, требует инвестиций. Зачастую, у компании небольшой стартовый капитал, и именно поэтому она стремится к получению финансирования со стороны третьих лиц (но без долевого участия в уставном капитале), то есть привлечь «заемный капитал».

Основным недостатком заемного капитала является условие платности, возвратности и срочности. В связи с этим возникает ряд угроз финансовому состоянию компании. Во-первых, если заемщик несвоевременно погашает свои обязательства, то может быть испорчена кредитная история, репутация компании. Во-вторых, если заемный капитал привлекался на невыгодных условиях, то это может отразиться на платежеспособности заемщика. В-третьих, если заемные источники финансирования используются неэффективно, то снижаются такие показатели, как ликвидность, финансовая устойчивость, рентабельность и увеличивается вероятность банкротства.

В связи с этим, любая компания должна разработать подходящую политику управления, под которой понимается ряд мероприятий по обеспечению такими заемными источниками финансирования, которые бы наиболее полно удовлетворяли потребности предприятия. Ведь только правильно разработанная политика может привести к значительному превышению эффекта, полученного от привлеченных средств, который мог бы не только окупать затраты на него, но и приносить дополнительные экономические выгоды.

Процесс формирования политики привлечения заемного является важным элементом финансового управления. Зачастую, менеджмент компаний не уделяет особого внимания данному сегменту политики, что приводит к большим экономическим потерям. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что, с практической точки зрения, целесообразным является рассмотрение конкретных проблем, с которыми сталкиваются финансовые менеджеры при формировании политики. На наш взгляд, среди них можно выделить следующие:

  1. Поиск наиболее выгодных и менее рискованных условий привлечения заемного капитала.
  2. Поиск оптимального соотношения собственного и заемного капитала.

Проблема поиска выгодных условий привлечения заемного капитала является ключевой, поскольку от условий договора, в соответствии с которым средства будут привлекаться, зависит величина будущего оттока капитала. Соответственно необходимо более ответственно подойти к выбору вида привлекаемого капитала на определенных условиях, оценив множество факторов.

Исследователи в области финансового менеджмента, среди которых можно выделить таких, как Бланк А. И., Коптева Е. П., Зябирова А. Э., предлагают ряд конкретных этапов, которые способствуют формированию эффективной политики управления заемным капиталом, а именно:

− ретроспективный анализ эффективности использования заемного капитала;

− постановка цели заимствования;

− определение объема и периода внешнего финансирования;

− оценка стоимости привлечения заемного капитала;

− определение структуры заемного капитала;

− определение форм привлечения;

− определение состава основных кредиторов;

− формирование эффективных условий привлечения заемного капитала;

− обеспечение эффективного использования привлеченного капитала;

− обеспечение своевременных расчетов по полученному заемному капиталу.

На наш взгляд, в список представленных выше этапов необходимо добавить следующие:

  1. Анализ деятельности компании в целях выявления возможных резервов устранения дефицита бюджета, обнаружения внутренних источников финансирования. Поскольку привлечение средств сопровождено существенными издержками, то разумно провести тщательный анализ расходов компании. В ходе горизонтального, вертикального анализа и оценки денежных потоков можно выявить наиболее затратные статьи и предпринять ряд мероприятий по их оптимизации. Также целесообразно оценить деятельность компании на предмет эффективности используемых активов, проводимой амортизационной и инвестиционной политик.
  2. Анализ текущего и прогнозного положения рынка той отрасли, к которой относится компания в целях повышения эффективности использования привлекаемых источников финансирования и снижения риска потери платежеспособности. Следует оценить спрос на товар, конкуренцию, факторы, непосредственно влияющие на прогнозируемый доход. Поскольку зная текущую и прогнозную обстановку на рынке, компания может регулировать свое положение, проводя те или иные мероприятия, в том числе используя заемный капитал. Так, если компания владеет информацией о возможном росте спроса, то выгодно расширять деятельность за счет открытия филиалов. Следовательно, привлечение денежных средств на реализацию данных мероприятий позволит увеличить доход, что положительно отразится на финансовых показателях.
  3. Определение периода внешнего финансирования как результат эффективного бюджетирования. В ходе финансового планирования должен разрабатываться платежный календарь, в соответствии с которым менеджмент компании будет заранее проинформирован в возможном объеме и дате возникновения потребности в привлекаемых ресурсах. Например, БарышевП.А. в своей диссертационной работе предлагает применять среднеквадратическое отклонение при разработке платежного календаря для определения примерного отклонения даты поступления оплаты от дебиторов по договору от фактической. Также таким исследователем, как ВолковВ.А. предлагается разработка «бюджета заимствования», построенного на основе использования методов прогнозирования и разработке нормативов.
  4. Управление кредиторской задолженностью, как элементом заемного капитала. Поскольку единственным бесплатным внешним источником финансирования деятельности является кредиторская задолженность, то необходимо владеть информацией о периоде пользования денежными средствами до возникновения даты оплаты обязательства. Ведь, направляя данные средства на развитие деятельности, компания имеет возможность повысить эффективность использования заемного капитала без дополнительных издержек.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что реализация этапов политики управления заемным капиталом позволяет повысить эффективность использования привлекаемых средств, за счет информации, полученной в ходе проведения комплексного анализа, и реализации на ее основе ряда мероприятий.

Проблема структуры капитала является актуальной и широко исследуемой. Поскольку от оптимальности соотношения собственного и заемного капитала зависит рентабельность и финансовая устойчивость предприятий, то многими учеными разрабатываются модели определения структуры капитала в зависимости от различных факторов. Так, многие экономисты, в их числе АртюховА.А., посвящают свои труды исследованию проблемы оптимальности структуры капитала в зависимости от стадии развития предприятия (кризис, депрессия, оживление, подъем). В работах КовалеваВ.В. и КогденкоВ.Г. главным индикатором оптимальной структуры капитала считается изменение средневзвешенной стоимости капитала и эффекта финансового рычага.

Ознакомившись с трудами исследователей в области управления заемным капиталом, автор пришел к выводу о том, что на сегодняшний день отсутствует единый показатель эффективности использования привлеченных ресурсов, интегрированный показатель, характеризующий предельную стоимость и объем привлеченных средств, не даны разъяснения об оптимальной структуре капитала и другое. Многие коэффициенты и методы критикуются, предлагаются новые показатели. Следовательно, научная деятельность в этом направлении развивается, что, в свою очередь, подтверждает актуальность выбранной темы.

Среди рассмотренных рекомендаций по разработке политики управления заемным капиталом, которые, на наш взгляд, могли бы найти практическое применение, можно выделить следующие:

  1. Разработка платежного календаря как элемента бюджетирования, в котором рассматривались бы будущие поступления от дебиторов с учетом среднего отклонения в днях и платежи кредитным учреждениям, поставщикам и прочим кредиторам с указанием возможных резервов в случае возникновения дефицита денежных средств.
  2. Применение показателей эффективности использования заемного капитала, с учетом влияния на него темпов инфляции.
  3. Использование коэффициента дисконтирования при определении реальности стоимости привлеченного капитала.
  4. При выборе внешнего источника финансирования обращать внимание на жизненный цикл развития предприятия.

Таким образом, предложенные рекомендации позволят владеть более подробной информацией, которая, в свою очередь, существенно снизит риск невозврата кредита, потери платежеспособности и, как следствие, вероятность банкротства. Кроме того, выше рассмотренные мероприятия окажут непосредственное влияние на достоверность оценки эффективности использования заемного капитала, а именно применение коэффициента дисконтирования позволит показать в отчетности «реальную стоимость» задолженности, которая, в свою очередь, будет меньше остаточной. Следовательно, показатели, характеризующие ликвидность и платежеспособность увеличатся, что повлияет на инвестиционную привлекательность компании. А учет инфляции при расчете показателей эффективности использования заемного капитала позволит достоверно оценить получаемый эффект от применения привлеченных средств.

Привлечение заемного капитала играет особую роль в развитии деятельности предприятия. Ведь за счет внешнего финансирования компания может увеличить вероятность получения больших экономических выгод — увеличение объема и качества выпускаемой продукции, снижение себестоимости за счет модернизации основных средств, расширение клиентской базы. Следовательно, роль заемных средств в структуре капитала компании значительна.

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что политика управления заемным капиталом — это часть финансовой политики, значение которой трудно переоценить, поскольку ее отсутствие может привести к коррозии собственного капитала. Для построения политики управления привлеченными средствами необходимо оценить достаточно большой объем информации, и только на ее основе можно принимать управленческие решения. От эффективности разработанной политики напрямую зависит ряд показателей, характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность компании. Соответственно необходимо осуществлять ряд мероприятий, направленных на оптимизацию стоимости заемного капитала и максимизацию дохода, получаемого от его использования.

Литература:

  1. Артюхов А. А. Управление собственным и заемным капиталом компаний / А. А. Артюхов — М.: Спорт и культура, 2012. — 174 с.
  2. Бланк А. И. Управление финансовыми ресурсами / А. И. Бланк — М.: Омега-Л, 2012. — 768 с.
  3. Зябирова А. Э. Управление заемным капиталом предприятия // Экономика и социум. — 2016. — № 12. — С. 32–38.
  4. Когденко В. Г. Корпоративная финансовая политика: учебное пособие / В. Г. Когденко — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 615 с.
Основные термины (генерируются автоматически): заемный капитал, средство, компания, эффективность использования, ряд мероприятий, платежный календарь, внешнее финансирование, кредиторская задолженность, финансовая политика, финансовая устойчивость.


Ключевые слова

заемный капитал, финансовая политика, проблема управления структурой капитала

Похожие статьи

Механизм привлечения заемного капитала организации

Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала [1].

Показатели, оценивающие финансовую устойчивость...

Оценивая уровень финансовой устойчивости, необходимо разграничивать все заемные источники финансирования на

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая устойчивость, средство, коэффициент, собственный капитал, предприятие...

Управление оборотными активами на основе укрепления...

Финансовая устойчивость, являясь отражением возможностей предприятия при использовании свободных денежных средств по обеспечению непрерывного процесса производства и реализации зависит также от организации и эффективности использования...

Оценка финансовой устойчивости торговой компании с целью...

Доля заемных средств в структуре капитала предприятия. Коэффициент финансовой устойчивости.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая устойчивость, собственный капитал, показатель, средство, тип, финансовая устойчивость...

Управление кредиторской задолженностью производственного...

Анализ кредиторской задолженности производственного предприятия с использованием финансовых коэффициентов.

 изыскать дополнительное внешнее финансирование в размере 9300 тыс. руб.

Практические аспекты разработки прогнозного баланса...

Таким образом, методы оптимизации капитала компании являются неотъемлемой частью системы управления его финансовой устойчивостью. Полноценный и глубокий анализ имеющихся ресурсов служит базой для разработки адекватной внешним вызовам политики...

Использование коэффициентного анализа в качестве основного...

в) Коэффициент финансового левериджа описывает степень зависимости предприятия от внешних займов (долгосрочных и краткосрочных кредитов).

N — объем реализации; СК — собственный капитал. г) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.

Показатели оценки и диагностики финансовой устойчивости

коэффициент концентрации заемного капитала; коэффициент финансовой зависимости

финансовый рычаг; коэффициент соотношения кредиторской и дебеторской задолженности. Ковалев В. В., Волкова О. Н. [5].

Управление кредиторской задолженностью организации

Задолженность предприятий являются фактором их недостаточной финансовой устойчивости и инвестиционной

[3.с 73]. Кредиторская задолженность, как форма заёмного капитала, характеризуется следующими основными особенностями

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Механизм привлечения заемного капитала организации

Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала [1].

Показатели, оценивающие финансовую устойчивость...

Оценивая уровень финансовой устойчивости, необходимо разграничивать все заемные источники финансирования на

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая устойчивость, средство, коэффициент, собственный капитал, предприятие...

Управление оборотными активами на основе укрепления...

Финансовая устойчивость, являясь отражением возможностей предприятия при использовании свободных денежных средств по обеспечению непрерывного процесса производства и реализации зависит также от организации и эффективности использования...

Оценка финансовой устойчивости торговой компании с целью...

Доля заемных средств в структуре капитала предприятия. Коэффициент финансовой устойчивости.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая устойчивость, собственный капитал, показатель, средство, тип, финансовая устойчивость...

Управление кредиторской задолженностью производственного...

Анализ кредиторской задолженности производственного предприятия с использованием финансовых коэффициентов.

 изыскать дополнительное внешнее финансирование в размере 9300 тыс. руб.

Практические аспекты разработки прогнозного баланса...

Таким образом, методы оптимизации капитала компании являются неотъемлемой частью системы управления его финансовой устойчивостью. Полноценный и глубокий анализ имеющихся ресурсов служит базой для разработки адекватной внешним вызовам политики...

Использование коэффициентного анализа в качестве основного...

в) Коэффициент финансового левериджа описывает степень зависимости предприятия от внешних займов (долгосрочных и краткосрочных кредитов).

N — объем реализации; СК — собственный капитал. г) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.

Показатели оценки и диагностики финансовой устойчивости

коэффициент концентрации заемного капитала; коэффициент финансовой зависимости

финансовый рычаг; коэффициент соотношения кредиторской и дебеторской задолженности. Ковалев В. В., Волкова О. Н. [5].

Управление кредиторской задолженностью организации

Задолженность предприятий являются фактором их недостаточной финансовой устойчивости и инвестиционной

[3.с 73]. Кредиторская задолженность, как форма заёмного капитала, характеризуется следующими основными особенностями

Задать вопрос