Авторы: ,

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 243 раза

Библиографическое описание:

Головина Е. В., Щербакова М. В. Семантическая организация текста // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 708-710. — URL https://moluch.ru/archive/148/41635/ (дата обращения: 24.05.2018).



Цель данной статьи состоит в анализе существующих подходов к вопросу о семантической организации художественного текста и выявлении его наиболее существенных аспектов.

Трактовка понятия текста занимает одно из важных мест в вопросах языкознания. Многообразие вариантов его дефиниций свидетельствует о неугасающем интересе лингвистов к анализу и синтезу всевозможных аспектов и характеристик текста. Не менее актуальным является и вопрос его организации, в том числе семантической.

С точки зрения структурно-семантического подхода текст рассматривается как упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, логической, лексико-грамматической связи, как сложное целое, структурно-смысловое единство [8, с. 75] С этой позиции основными характеристиками текста являются семантическая целостность и семантическая связанность, рассмотрение которых напрямую связано с понятием семантического пространства текста.

Впервые понятия пространства и текста сопрягаются и исследуются в работах М. М. Бахтина. Пространство текста понимается М. М. Бахтиным как обобщенное отражение реального, изображаемого, описываемого в тексте пространства, которое получило название хронотопа. М. М. Бахтин занимается проблемой пространства, изображенного в тексте и обозначаемого текстом. Вопрос же о тексте как особым образом организованном пространстве не был в поле зрения ученого. На пространстве, изображенном в тексте, а не на пространстве, образуемом текстом сосредоточено и внимание Б. А. Успенского [15], который понимает пространство текста как результат взаимодействия различных точек зрения — автора, персонажа, получателя — которые могут расходиться или совпадать в пространственном или ином отношении.

Ю. М. Лотман представляет в своих работах как анализ пространства, содержащегося в тексте, так и пространства, которое текст собой представляет и в котором функционирует. Соотношение пространства, представленного в тексте, и пространства реального мира не является однозначным, кроме него существуют и другие виды пространств, реализованных в тексте: «Если при выделении какого-либо определенного признака образуется множество непрерывно примыкающих друг к другу элементов, то мы можем говорить об абстрактном пространстве по этому признаку. Так, можно говорить об этическом, цветовом, мифологическом и других пространствах. В этом смысле пространственное моделирование делается языком, на котором могут выражаться непосредственные представления» [9: 276]. Такое понимание пространства соотносимо с текстом. Пространство текста, по мнению Ю. М. Лотмана, есть индивидуальная субъективная модель мира в его пространственном представлении, реализованная в тексте. Пространство текста как индивидуальная субъективная модель мира обусловлена семиотическим пространством, присущим данной культуре. Пространство текста как пространство знаковое входит в более обширное пространство культуры, которое получило у Ю. М. Лотмана название семиосферы, являющейся результатом и условием развития культуры. Пространству текста присущи те же черты, что и семиосфере, т. е. семиотическая разнородность, иерархическая организованность (наличие центра и периферии).

Термин «семантическое пространство» стал применяться для обозначения содержательной стороны текста, при этом ввиду обширности категории текстового пространства данный термин неоднозначен и сопряжен с другими текстовыми особенностями. Наиболее полная трактовка данного понятия как характеристики художественного текста принадлежит Л. Г. Бабенко и Ю. В. Казарину. По их мнению, «семантическое пространство текста — это ментальное образование, в формировании которого участвует, во-первых, само словесное литературное произведение, содержащее обусловленный интенцией автора набор языковых знаков — слов, предложений, сложных синтаксических целых (виртуальное пространство); во-вторых, интерпретация текста читателем в процессе его восприятия (актуальное семантическое пространство)» [2, с. 51–52]. Следует отметить, что при этом план содержания (ментальное пространство) художественного текста выражает не только эксплицированные, но и имплицированные смыслы. Подобная точка зрения на бинарное строение семантического пространства прослеживается в статье А. И. Новикова: «Содержание формируется как ментальное образование, моделирующее тот фрагмент действительности, о котором говорится в тексте, а смысл — это мысль об этой действительности, т. е. интерпретация того, что сообщается в тексте. Содержание базируется на денотативных (референтных) структурах, отражающих объективное «положение вещей» в мире. Смысл же базируется на единицах иного рода, связанных с интуитивным знанием» [13, с. 37].

Стоит заметить, что в выше указанной характеристике фигурирует и термин «смысл». Несмотря на то что научной литературе однозначного его толкования не имеется, чаще всего его употребление сводится как к единице классификации кванта информации текста. С точки зрения ряда лингвистов, занимающихся изучением текста, «смысл литературного произведения возникает из всей суммы контекстов» [14, с. 21]. Наряду с подобной интерпретацией существует мнение, позволяющее смысл и содержание текста дифференцировать. Так, И. Р. Гальперин считает целесообразным рассматривать содержание как совокупность смыслов, представляющую собой некое завершенное целое [5, с. 42; 13, с. 110]. По его мнению, «смысл нечленим, содержание членимо. Содержание обычно неповторимо... Смысл может повторяться» [5, с. 110].

Именно наличие некоего смыслового заряда является неотъемлемой семантической характеристикой художественного текста. Ведь сила его воздействия позволяет произведению оставаться актуальным, восприниматься и интерпретироваться многие века. Именно относительная бесконечность содержания художественного текста является причиной трудности выявления научного определения объема категории «содержание текста». Имея в виду относительную растяжимость смысла текста, исследователи пытаются выявить хотя бы существенные его составляющие, к которым относят обычно систему образов, тематические мотивы, идейно-образное содержание, авторские интенции и оценки [5; 4; 13; 14]. Эти компоненты содержания текста обозначаются по-разному и выделяются в различных комбинациях и объеме, но в любом случае они пересекаются в разных классификациях при описании содержания текста. Наряду с разработкой концепции комбинаторного характера содержания текста идет поиск единиц семантического анализа текста. Так, соотношение фрагментов текста с изображенными в них ситуациями привело к неоднозначной классификации. Подобное явление в трудах исследователей текста определяется как денотат [13], как обозначение или номинация [4], как предметный смысл [7, с. 105].

Данные исследования подводят к мысли о том, что текст «существует как иерархическое единство, разбивающееся на все более дробные составные части» [6, с. 17]. Иерархию семантических компонентов содержания текста И. В. Арнольд предлагает рассматривать как одну из форм упорядоченности текста, которая «не только указывает иерархию, она создает эстетический эффект, облегчает восприятие» [1: 29]. По мнению большинства исследователей, вершиной иерархии семантических компонентов содержания текста является ни что иное, как индивидуально-авторская концепция мира, «ибо любое произведение представляет собой субъективный образ объективного мира действительности. В этом заключается парадоксальный секрет художественного текста: отображая действительность, художник обнаруживает себя, и наоборот, выражая свои думы и чаяния, он отображает мир и себя в мире [9, с. 50].

Наличие не одного десятка трудов ученых, затрагивающих вопрос семантики текста, свидетельствует о стремлении к выявлению четко выработанной структуры и классификации семантической организации художественного текста. Тем не менее, существующие исследования позволяют определить основные аспекты того, как семантически организован текст.

Таким образом, художественный текст должен быть определенным образом семантически организован и содержать сигналы, обращающие внимание на такую организацию. Прежде всего, семантика текста напрямую связана с вопросом смысла и содержания текста, его сегментации. Для обозначения же содержательной стороны текста служит понятие «семантическое пространство», под которым, прежде всего, подразумевают ментальное образование, состоящее из виртуального пространства самого словесного произведения и актуального пространства интерпретации текста читателем.

Литература:

  1. Арнольд, И. В. Стилистика декодирования / И. В. Арнольд. — Л.: Изд-во ЛГПИ, 1974. — 76 с.
  2. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000.
  3. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и гуманитарных науках: опыт философского анализа // Русская словесность: Хрестоматия. М., 1997.
  4. Гак, В. Г. О семантической организации текста // Лингвистика текста: Материалы науч. конф. М., 1974.
  5. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.- 148 с.
  6. Звегинцев, В. А. О цельнооформленности единиц текста // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1980. № 1. — С. 13–21.
  7. Купина, Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа.... Екатеринбург: Инт развития регион, образования, 1994.
  8. Левковская, Н. А. В чем различие между сверхфразовым единством и абзацем // Филологические науки. — 1980. — № 1.
  9. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров // Ю. М. Лотман. Семиосфера. СПб., 2000. — 496с.
  10. Лукин, В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. М., 2005.
  11. Лурия, А. Р. Язык и сознание. Ростов н/Д, 1998.
  12. Николина H. A. Филологический анализ текста. М., 2003. — 414 с.
  13. Новиков, А. И. Семантическое пространство текста и способы его членения// Категоризация мира: пространство и время. — М., 1997.
  14. Поляков, М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Сов. Писатель, 1978. — 448 с.
  15. Успенский, Б. А. Поэтика композиции // Б. А. Успенский. Семиотика искусства. М., 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): художественного текста, содержания текста, Пространство текста, пространство текста, организации художественного текста, содержательной стороны текста, компонентов содержания текста, текста читателем, семантического пространства текста, содержания художественного текста, характеристики художественного текста, Трактовка понятия текста, «семантическое пространство текста, основными характеристиками текста, характеристикой художественного текста, характеристик текста, Смысл художественного текста, пространства интерпретации текста, секрет художественного текста, описании содержания текста.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос