Одним из крупнейших пароходных обществ на Балтике в дореволюционной России было Северное пароходное общество. К сожалению, история создания и становления общества в отечественной науке недостаточно освящена. Эта публикация — первая попытка проведения такого исследования.
Северное пароходное общество открыло свои действия 15 октября 1900 г. на основании устава, утвержденного 25 февраля 1900 г., для устройства и содержания пароходных сообщений между русскими и иностранными портами, с целью перевозки пассажиров и грузов.
Учредителями Северного пароходного общества выступили: тайный советник Владимир Николаевич Рейтц, датский королевский генеральный консул Петр Петрович Берг, потомственный почетный гражданин Роберт Иванович Паллизен и С-Петербургский 1-ой гильдии купец Павел Григорьевич Мерк [1].
Первое общее собрание акционеров состоялось 15 октября 1900 г, которое постановило «открыть действия Общества немедленно» [2]. В собрании приняли участие 23 акционера, владеющими 7068 акциями общества [3].
В директоры правления на 1900/1903 гг. были избраны: К. Э. Регель, П. И. Сим и Г. Г. Мерк. В кандидаты в директора на 1900/1901 и 1902 годы были избраны А. Э. Стельп и П. И. Торсе. С момента создания общества председателем правления и директором — распорядителем состоял Павел Григорьевич Мерк [3]. С 1 июня 1907 г. председателем правления и фактически исполняющим обязанности директором — распорядителем общества стал Карл Эдуардович Регель.
Позднее число директоров правления было увеличено до пяти и «кандидатов к ним» до трех [4] Разрешение такое было получено от министра финансов 19 ноября 1901 г, причем не менее четырех директоров и двух кандидатов на должности директоров должны быть русские подданные. Кандидат из иностранных подданных мог вступить «в исполнение» должности директора, однако директором — распорядителем мог стать только русский подданный [4].
Правление общества располагалось по адресу: Петроград, Васильевский остров, Университетская наб. 25–1 — телеграфный адрес «Мерк». Конторы общества находились в Одессе (главная), Риге и Либаве. Что касается агентств общества, то они располагались в Москве, Ревеле, Киеве, Новороссийске, Екатеринодаре, Мариуполе, Николаеве, Керчи, Батуми, Риге, Либаве, Николаевске на Амуре и во всех заграничных портах захода пароходного общества
Северное пароходное общество было учреждено по инициативе и при участии Датско-Русского пароходного общества. Оно было крупнейшим держателем акций Северного пароходного общества. Датско-Русскому пароходному обществу из 8000 акций Северного пароходного общества принадлежало 6126 акций на общую сумму 294.519.226 крон. При этом само Датско-Русское пароходное общество, было создано преимуществен-но на русские капиталы [5]. Состоящее, главным образом, из русских акционеров, оно являлось по существу русским предприятием, которое было «поставлено» под иностранный флаг лишь потому, что существовавшая во время учреждения предприятия высокая пошлина на пароходы с одной стороны, и отсутствие подходящих капитанов и механиков с другой, делали плавание океанских судов под русским флагом крайне невыгодным. При учреждении же Северного пароходного общества акционеры руководствовались, прежде всего, желанием «оживить неподвижный капитал», представляемый акциями Датско-Русского пароходного общества, путем постепенного превращения их в русские акции. Рассчитывали акционеры также на льготы по закону о большом каботаже, и на льготы по возврату пошлин за проход Суэцким каналом [5]. Что касается частных лиц, то наиболее крупными держателями акций общества были Г. Г., П.Г. и А. Г. Мерк; М. О. Шамет; И.П., П.Т. и П. П. Берг; К. Э. Регель; Р. И. Паллизен; А. Вильямс; П.И. и О. И. Торсе. Первоначальный основной капитал общества составил 2 млн. руб.
Акции общества котировались на С.-Петербургской бирже. Это произошло благодаря тому, что всего за несколько лет общество приобрело «солидное положение» на рынке. Правление общества обратилось в совет фондового отдела С-Петербургской биржи с прошением о допуске акций к котировке, и это ходатайство было удовлетворено 8 февраля 1905 г. [6].
Первый пароход общества «Эдуард Бари» в 3034 регистровых тонн брутто и 5600 тонн грузоподъемности ко дню открытия деятельности предприятия 15 октября 1900 г. уже находился в плавании. В октябре 1901 г. начал компанию пароход «Барон Дризен» в 4036 регистровых тонн брутто и 7000 тонн грузоподъемности, а в декабре 1901 г. пароход «Князь Горчаков» в 3287 регистровых тонн брутто и 6000 тонн грузоподъемности. Наконец в марте 1902 г. отправился в плавание пароход «Герман Лерхе» в 3068 регистровых тонн брутто и 5600 тонн грузоподъемности [7]. Это были первоклассные пароходы океанского типа, предназначенные для дальнего плавания. Все они были построены и для того времени были хорошо оборудованы. Несмотря на большие суммы, затраченные на их приобретение, пароходы в отношении эксплуатации могли с успехом выдержать борьбу с конкурентами. К 1 января 1915 г. общество имело уже 16 собственных пароходов и несколько зафрахтованных [8].
Пароходы общества совершали постоянные рейсы между портами Черного моря и Дальним Востоком и в 1902 г. были включены в прямое Южно-Заморское международное вывозное сообщение для перевозки грузов из Одессы и Новороссийска до русских портов на Дальнем Востоке [9]. Основными массовыми грузами на этой линии были цемент и керосин [10]. Начав в 1900 г. с 3–4 нерегулярных рейсов на Дальневосточной линии, общество к началу Первой мировой войны совершало срочные рейсы по линиям: 1) 24 рейса от портов Черного моря до Николаевска на Амуре и Владивостока; 2) 11 рейсов от Калькутты до Владивостока; 3) 5 рейсов от Ханькоу до Николаевска на Амуре. Пароходы этой линии, преимущественно, совершали рейсы с чайными грузами [11].
Общество поддерживало постоянное пароходное сообщение на Черноморско — Балтийской и Балтийско — Черноморско — Азовский линиях. Была открыта линия С. Петербург — Лондон — Гулль, приносившая одно время убыток, но впоследствии дававшая прибыль обществу [12]. Общество принимало активное участие в перевозке эмигрантов из России в Южную Америку, Англию, Канаду и другие.
Кроме упомянутых рейсов по определенным линиям пароходы общества совершали так называемые, «случайные рейсы», в том числе, зафрахтованными пароходами. Работа зафрахтованными пароходами не всегда приносила прибыль обществу. Тем не менее, правление общества не отказывалось работать «чужими пароходами».
Почти во всех портах общество владело причалами и складскими помещениями. Было удовлетворено ходатайство правления общества перед Советом Министром и Государственным Советом об аренде сроком на 24 года участка земли в Петроградском торговом порту на Южной дамбе морского канала на концессионных началах и постройку на нем двух железобетонных пакгаузов. Договор с министерством торговли и промышленности был заключен 1 июня 1915 г. Ведение обоих построек было поручено фирме «Христиан и Нильсен» [13] Строительство пакгаузов было завершено в 1916 г [14].
События в стране всегда оказывали очень сильное влияние на деятельность общества. Нарушение нормальной жизни государства отражалось на делах обществ, совершенно изменив планомерный ход работ. Так события Первой мировой войны привели к тому, что на основании положения о военно-судовой повинности большинство пароходов общества были переданы в полное распоряжение правительства для военных перевозок и лишь небольшая их часть, главным образом, пароходы небольшого тоннажа, оставались в распоряжении правления общества и использовались для чайных перевозок на Дальний Восток [14]. Общество было вынуждено в октябре 1914 г. отказаться от постройки новых пароходов, заказанных в Англии [15]. При этом оно обязано было содержать свои конторы и пакгаузы с многочисленным штатом служащих, а также экипажи судов и нести все те расходы, которые были предусмотрены для мирного времени, не получая почти никакой прибыли [15].
Итоги деятельности общества представлены в таблице 1, которая была составлена по материалам ежегодных общих собраний акционеров. Некоторые цифры в отчетах разнятся, но динамика деятельности общества по отчетным годам сохраняется.
Таблица 1
Итоги деятельности Северного пароходного общества по годам
Годы |
Чистаяприбыль, руб. |
Убытки, руб. |
1900 |
66395.13 |
|
1901 |
217265.95 |
|
1902 |
124 875. 21 |
|
1903 |
124 063. 75 |
|
1904 |
154 599. 58 |
|
1905 |
427 833. 14 |
|
1906 |
370618. 47. |
|
1907 |
237238. 36 |
|
1908 |
209252. 08 |
|
1909 |
137 148. 73 |
|
1910 |
269302 |
|
1911 |
230177.04 |
|
1912 |
587659.36 |
|
1913 |
360243.26 |
|
1914 |
249 619.60 |
|
1915 |
577770 |
|
1916 |
Валовый приход 1266981.20 |
|
Таким образом, одно из самых крупных пароходных обществ на Балтике, Северное пароходное общество внесло свой вклад в становлении торгового флота дореволюционной России. Стоимость имущества Северного пароходного общества в 1916 г. оценивалась в 4317407 руб. На основании декрета СНК «О национализации торгового флота» от 26 января 1918 г. общество было объявлено общенациональной собственностью.
Литература:
- Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 111. Оп.1. Д.3. Л. 1.
- РГИА. Ф. 111. Оп.1. Д.4. Л.3.
- РГИА.Ф. 111. Оп.1. Д.3. Л. 37.
- РГИА. Ф. 111. Оп.1. Д.5. Л.2.
- РГИА. Ф. 111. Оп.1. Д.1. Л. 41 об.
- РГИА.Ф. 111. Оп.1. Д.13. Л.5 об.
- РГИА.Ф. 111. Оп.1. Д.12. Л.39.
- РГИА. Ф. 111. Оп.1. Д.33. Л.6.
- РГИА. Ф. 111. Оп.1. Д.12. Л.39.
- РГИА. Ф. 111. Оп.1. Д.33. Л.6 об.
- РГИА. Ф. 111. Оп.1. Д.20. Л.3.
- РГИА. Ф. 111. Оп.1. Д.19. Л.3 об.
- РГИА. Ф. 111. Оп.1. Д.34. Л.9.
- РГИА. Ф. 111. Оп.1. Д.36. Л.4.
- РГИА. Ф. 111. Оп.1. Д.34. Л.9.