В данной статье рассматривается понятие системы внутреннего финансового контроля, необходимость организации данной системы. Рассматриваются способы организации внутреннего финансового контроля, преимущества и недостатки каждого из рассматриваемых способов. Также определены рекомендации для предприятий при разработке системы финансового контроля.
Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, предприятие, контроль, риски, налоги, налоговый контроль, отчетность
Для эффективного управления предприятием необходима качественная система внутреннего контроля. Проблема построения такой системы в современных российских предприятий заключается в недостаточном профессионализме сотрудников либо в недостатке ресурсов у небольших или средних предприятий. В то же время крупные предприятия сталкиваются с проблемой неэффективного расходования ресурсов. В итоге получают малоэффективную систему, не способную качественно оценивать риски управления предприятием. [1]
Основная цель создания внутреннего финансового контроля в том, чтобы пресечь нарушения, сбои и злоупотребления, которые возникают там, где точно не определен системный подход в работе с финансами. Говоря научным языком, задачи внутреннего финансового контроля заключаются в контроле над результативностью, продуктивностью и рациональностью деятельности; точностью и верностью финансовой отчетности; контроль за соблюдением действующих законов и нормативных актов.
В данной статье проанализируем основные подходы организации системы внутреннего контроля на российских предприятиях.
С января 2013 года в РФ вступил в действие федеральный закон № 402-ФЗ, с принятием которого организация внутреннего контроля на предприятиях стало обязательно.
Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению цели.
При создании системы внутреннего контроля необходимо учитывать масштаб предприятия, организационную структуру, регион расположения филиалов и самого предприятия, тип ведения бухгалтерского учета (централизованный либо по филиалам). Также необходимо учитывать еще и стоимость создания такой системы.
В России широко применяются несколько способов организации и ведения службы внутреннего контроля. Какой из способов выбрать, каждое предприятие выбирает по своему усмотрению.
1 Способ. Создание системы внутреннего контроля силами сотрудников предприятия, возможно с привлечением внешних вендоров.
2 Способ. Частичная организация внутреннего финансового контроля на стороне предприятия, частичная на стороне компании-аутсорсинг (кратко «ко-сорсинг»).
3 Способ. Полный аутсорсинг, то есть полная организация внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.
Опишем способы более подробно.
По первому способу предприятие нанимает сотрудников с определенным опытом, навыками. Предприятие может внедрять специализированное ПО для автоматизации функции внутреннего финансового контроля, в том числе с привлечением внешних разработчиков. Данный способ наиболее дорогостоящий — это является минусом данного подхода. К плюсам подхода можно отнести факт того, что служба финансового контроля это неотъемлемая часть предприятия, которая функционирует вместе с предприятием, участвуя во всех финансовых процессах, что позволяет высшему руководству получать более точную и обширную информацию в разрезе как всего предприятия, так и в разрезе отельных его частей, что позволяет принимать соответствующие адекватные решения в оперативном порядке. Качество управления предприятием и достоверность полученных результатов при данном способе выше, что создает доверие со стороны инвесторов.
Второй способ, ко-сорсинг, это разделение функций осуществления внутреннего финансового контроля между сотрудниками предприятия и внешними исполнителями компании-аутсорсинг. Между сторонами участниками заключается договор. Обязанности по договору компании-аутсорсинг могут быть, как выполнение какого-либо отдельного бизнес-процесса, так и режим консультации сотрудников предприятия. К преимуществам данного подхода можно отнести, обширность рынка компаний-аутсорсинг, возможность привлечения высокоуровневых специалистов, а также возможность разделить функций процесса внутреннего финансового контроля между внешними компаниями. Например, сложные операции поручить более дорогостоящей компании, более легкие операции поручить менее дорогостоящей компании. К недостаткам подхода отнесем — отсутствие видения полной картины о предприятии; более сложная система налогообложения.
Третий способ, — это полная организация внутреннего финансового контроля на стороне аутсорсинговой компании. На стороне предприятия создается аудиторский комитет, который взаимодействует с компанией-аутсорсинг. К плюсам данного подхода можно отнести, — минимизация затрат предприятия; высокий профессионализм внешних специалистов; оперативность создания системы внутреннего контроля; минимизация усилий по координации со стороны высшего руководства. К минусам отнесем, отсутствие полного знания о предприятии; отсутствие систематичности; проблемы с соотнесением затрат для налоговых органов.
Если руководством организации принято решение о создании или полном совершенствовании системы внутреннего контроля, то процесс формирования целесообразно разбить на следующие этапы:
- Формирование внутренних целей системы.
- Определение функций, необходимых для достижения указанных целей.
- Формирование полноценной структуры, предусматривающей наличие службы внутреннего аудита.
- Разработка положений, внутренних стандартов, комплекса документов, направленных на выполнение целей и функций.
Грамотная постановка системы контроля позволит оказать существенное влияние на эффективность финансово-хозяйственной деятельности. В том числе она способствует становлению финансовой устойчивости, формированию своевременной и достоверной финансовой и налоговой отчетности, сохранности имущества и информации.
После того, как фирма выбрала способ организации финансового контроля — наступает полный цикл её функционирования, после отчётного периода, наступает цикл — оценки системы внутреннего контроля и проверка налоговой отчётности. Внутренний контроль и аудит на предприятия являются важнейшей частью современной системы управления, позволяющими достичь максимизации прибыль и минимизации издержек. Для анализа системы используется — оценка аудиторских рисков и внутренний контроль.
Внутренняя финансовая отчетность включает в себя составление налоговой отчётности, контроль и исполнение данного отчёта.
Налоговое бюджетирование- это составление бюджетов налогов всех подразделений, отчёта об налогах, уплата налогов всех уравнений и анализ ведения налоговой политики организации.
Налоговый контроль проводится в организации с целью проведение глубокого анализа методов и форм налогового бремени, а конечная цель контроля — минимизация налогов в будущих периодах.
Налоговый контроль — это новая функция в фирмах, поэтому создание подразделения, которое будут заниматься данным процессом занимает много времени и требует высококвалифицированных специалистов, имеющих специализацию и опыт работы с налоговыми вычетами и знающих налоговый кодекс РФ.
Создание подразделения начинается с постановки главной цели (миссии) данного процесса. Как правильно целью будет выступать процесс поставки плановых показателей налогового бремени, анализ исполнения бюджетов, своевременность и полнота уплаты налогов и стремление к законной минимизации отчислений. [2]
После создания миссии, требуется постановка задач и пути решения проблем.
Когда определены цели, задачи, назначены специалисты — начинается сам процесс контроля.
Процесс сложный, включающий в себя аналитические действия сотрудников.
В конечном периоде (ежеквартальная, девять месяцев, годовая отчётности) специалист подразделения даёт полную оценку эффективности деятельности фирмы на предмет налоговой политики. Если получены какие-либо отклонения, то данные помогут вывести показатели на эффективный уровень в будущих периодах.
На контрольную среду влияет ряд важнейших факторов:
− прозрачность налоговой отчетности, готовность к исправленную текущих ошибок, получения консультаций у аудиторов, осуществление контроля за ведением всех видов учёта.
− наличие должных инструкций.
− распределение ответственности и полномочий на предприятии, проведение внутреннего финансового аудита.
В основе функционирования системы внутреннего финансового контроля лежит ряд принципов, такие как:
- Принцип баланса — субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими средствами (организационными и техническими) для их надлежащего контроля.
- Принцип постоянства — система контроля действует на постоянной основе — выполняется непрерывный учёт, сбор и анализ данных.
- Принцип комплексности — все объекты внутреннего контроля в фирме должны быть охвачены различными формами контроля.
- Принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность за некачественное выполнение функций.
- Принцип распределения обязанностей — функции работников системы контроля распределены на сектора и центры ответственности.
Внутренний финансовый контроль связан не прерывно с налоговой системой компании – каждая фирма должна самостоятельно организовывать систему налогового учёта, закрепив её основные концепции в учётной политике компании.
Предварительная оценка системы налогообложения компании, включает:
− глубокий анализ элементов системы компании;
− проверка метода исчисления налогов;
− налоговая и правовая экспертиза системы хозяйственных отношений;
− определение факторов, влияющих на итоговые налоговые показатели. [3]
Выполнение таких процедур позволяет рассмотреть существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения нормам действующего законодательства.
Внутренний налоговый учёт позволяет административному блоку компании выстраивать грамотную политику использования финансовых ресурсов с помощью рационального внедрения коллективного анализа.
Данный анализ включает проверку правильного использованная всех видов ресурсов в компании, а также дает комплексную оценку действий и процессов внутри фирмы, поэтому система финансового контроля и проверка налоговой отчётности, в конечных периодах, тесно связаны и проводятся для улучшения финансовой стабильности компании и благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
Таким образом проверка и подтверждение правильности исчисление и оплаты фирмой налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводится как по всем налогам, так и по отдельным её видам. При анализе проверяется налоговая отчётность, предоставленная по установленным формам (декларации, расчёты по налогам, справки и т. д.), а также правомерность использования льгот.
Исходя из проведенного анализа способов организации системы внутреннего финансового контроля на предприятии, можно сделать следующий вывод: способ создания системы внутри предприятия силами внутренних сотрудников и способ разделения функций между предприятием и сторонней фирмой подходят наиболее крупным или перспективным предприятиям, в стратегии которых лежат глобальные инвестиции и цели. Для малого и среднего бизнеса наиболее подходящий способ — это способ организации внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.
Проверка налогового учёта в компании неотъемлемая часть контроля, которая осуществляется человеком с профессиональными навыками учёта и анализа с целью минимизации издержек и проверкой правильности начисления налогов и своевременности их уплаты.
Литература:
- Г. Б. Полисюк, Г. И. Сухачева. Аудит: технология проверки. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2005. — 176 с.
- М. В. Мельник, В. В. Бердников. Анализ и контроль в коммерческой организации. — М.: Эксмо, 2011. — 560 с.
- Л. Г. Ходов. Налоги и налоговое регулирование экономики. Учебное пособие. — М.: ТЕИС, 2003. — 254 с.